Василий Шульженко: Ужасы СССР на запрещённых картинах. Почему «Черный квадрат» Малевича – произведение искусства
Так, друзья, сегодня будет интересный пост про невероятно крутые работы художника Василия Шульженко, на которых в гротескной форме изображена жизнь в СССР — в основном, в период шестидесятых-восьмидесятых годов. Думаю, вы неоднократно видели эти картины на просторах интернета, но скорее всего ничего не знали об авторе — и вот в сегодняшнем посте я собрал все наиболее известные картины художника.
Несколько слов об авторе. Василий Шульженко родился в Москве в 1949 году. В 1973 году художник окончил Московский полиграфический институт, стал членом Союза художников в 1978 году. Стиль художника определяют как «свободная фантазия» — он вобрал в себя многие стили XX века, от сюрреализма до соцреализма. Разумеется, большинство своих работ, посвященных СССР, художник нарисовал уже после конца советской власти — в СССР за такие картины можно было угодить в тюрьму или в сумасшедший дом.
Итак, в сегодняшнем посте — страшный СССР на картинах художника Василия Шульженко.
1. «Ленин и крестьяне». Пожалуй, одна их самых известных работ Василия, на которой изображено общение Ленина с «народом». Ленин на ней предстаёт не в образе «доброго дедушки», а в виде какого-то жуткого существа-зомби. Да и «народ» вокруг Ленина своими пьяными рожами мало напоминает нормальных людей…
02. «Дудочка». Неприглядный полуразрушенный город с запущенными зданиями дореволюционной эпохи, вышедшая из берегов река. Посреди всего этого в лодке сидит человек и с отрешенным взглядом играет на дудочке. Сложно сказать, что именно имел в виду художник — может быть, это картина о послереволюционной разрухе, а может быть на ней изображен бывший узник ГУЛАГа, который не может найти себе места в жизни.
03. «Продавцы картофеля». Картина, изображающая быт в советской глубинке — на мешке картофеля сидит побитый жизнью и потерявший ногу дедушка, рядом стоит девочка — вероятнее всего, его внучка. Пронзительная картина.
04. «Драка пастухов». Те самые «колхозные будни», которых никогда не показывали в советских фильмах — там все колхозники изображены как красивые и подтянутые товарищи, что постоянно работают, время от времени цитируют Ленина и постоянно думают о повышении надоев.
05. «Ночь в городе». Наверное, моя любимая работа Шульженко, которая очень точно показывает быт городских советских алкашей семидесятых-восьмидесятых годов. Поздний вечер, грязный снег, типовой советский микрорайон с магазином-«стекляшкой», возле магазина собралась подмагазинная пьянь и стреляет мелочь «на пузырь». На переднем плане изображено нечто бесполое, с той самой заветной бутылкой в руках. Картина настолько сильная, что кажется что она передаёт даже запах.
05. «Фавн». Картина названа в честь древнеримского божества — покровителя лесов, полей, стад и вообще дикой природы. В мифологии фавн изображался со звериной нижней половиной тела, и тут Василий Шульженко не отошел от канонов. В руках у советского фавна баян, а рядышком сидят два товарища-«заместителя»)
06. «Диоген». Ещё одно обращение к античной мифологии и истории — как известно, Диоген был древнегреческим философом и по преданию, жил в глиняной бочке. Советский диоген живет в каком-то ржавом секторе большой трубы на заброшенном пустые посреди трухлявого города. По лицу героя угадывается, что это образованный и некогда интеллигентный человек, ныне ставший «бичом», в СССР такие случаи были нередки — умные и интеллигентные люди спивались от безысходности и невозможности себя реализовать в советской системе.
07. «Завтрак на траве». Ну, тут собственно всё понятно и без слов.
08. «Катание на кентавре». Картина изображает «любовный треугольник» — жена обнимает и целует кентавра, тогда как на крупе того же кентавра едет её пьющий и ко всему безучастный муж.
09. «Гроссмейстер». В СССР у людей часто бывало множество бесполезных хобби, вроде игр в шашки, шахматы, домино и карты — в которых они часто достигали больших высот. Считалось, что некоторые из этих хобби (например, шахматы) помогают развивать мышление, но это были абсолютно бесполезные навыки в советской системе — они никак не помогали человеку улучшить своё материальное положение. Если в капиалистической системе вы могли что-то изобрести и в итоге стать миллионером, то в СССР у вас был «потолок зарплаты», выйти за который было невозможно.
10. «Сквер». Показана жизнь центральной части провинциального советского городка. В центре композиции установлен бюст Ленина, вокруг него одни какие-то алкаши. Да и сам Ленин на бюсте лицом сильно смахивает на спившееся местное население.
11. «Пивная». Как любят рассказывать поклонники СССР — «после работы советские люди собирались дружными компаниями и ходили посидеть в уютные кафе за кружечкой пива». Выглядели эти пивные вот так, как на картине Василия. Там было постоянно накурено, на полу валялись головы и хвосты сушеной рыбы, а пили пиво часто не из бокалов, а просто из поллитровых банок, принесённых с собой из дома. Ну что, уже хочется к ним в компанию?
12. «Дедушка, поедем домой!». Картина, изображающая быт, скорее всего, какой-то промзоны на окраине советского моногорода. Дедушку окружают страшные и фантасмагоричные персонажи, и внук-подросток с рюкзачком на плече упрашивает его поскорее уехать из этого места.
13. «Пастырь и стадо». Пожилой мужчина с кнутом и собакой у ног — видимо и есть пастырь. Что интересно, кроме как банды каких-то мутных личностей на заднем плане, никакого другого «стада» на картине нет.
14. «Упавший». Декорации всё те же — грязные окраины старого города, поперек реки лежит огромная и гротескная фигура человека — «пьяному море по колено».
15. «Ночь на вокзале». Очень страшная работа, на которой иностранец, не знакомый с советскими реалиями, мало что поймёт, а бывший советский гражданин вспомнит, что гостиниц в СССР толком не было, устроиться туда можно было часто только по блату, и путешествующим людям часто приходилось ночевать прямо на вокзале или поблизости. При этом компания на холсте не вызывает сочувствия — это какие-то мутные личности, явно горланящие непристойные песни, а справа к ним пристроилась какая-то призрачная фигура в шляпе и с пустыми глазами — возможно, милицейский «осведомитель», подслушивающий разговоры на вокзалах.
16. «Пастух». На картине изображена сельская советская жизнь с главным героем-пастухом — морщинистым беззубым человеком в ватнике. Любители СССР пытаются нас убедить, что вот так должно выглядеть счасте:
17. «Мойка». Полузаброшенные исторические кварталы Петербурга, во многих квартирах которого сделали коммуналки. Отношение советской власти к историческому наследию, а также отношение людей к тому пространству, в котором они живут — хорошо видно на картине.
18. «Картошечка». Несмотря на то, что фанаты СССР рассказывают о 200 сортах колбасы, что можно было купить за две копейки в любом магазине, стандартный советский ужин часто выглядел вот так — три картошечки в эмалированной миске. Во взгляде героя картины прямо читается — «и это всё, что я заработал за жизнь». Очень сильная работа.
19. «Ряженые». Советский вариант колядующих.
20. «Спящие». Хорошая картина и не менее хорошее название — то ли художник называет «спящими» только тех, кто в кадре, то ли имеет в виду всех, кто спит и не видит, что происходит вокруг.
В интернете работы Василия Шульженко неизменно вызывают ожесточенные дискуссии. Одни называют художника «пророком» и «истинным лицом соцреализма», другие же ругают его и обзывают «русофбом», «совкофобом» и «клеветником на великую страну».
А что вы думаете про картины Василия? Его герои и ситуации похожи на реальный СССР, или же это всё выдумка?
Почему «Черный квадрат» Малевича – произведение искусства
В искусстве есть очень много того, что вызывает непонимание, а порой и откровенные споры. Но даже среди них особое место занимает знаменитая картина Малевича «Чёрный квадрат». Внешне кажется, что это – совершенно обычная геометрическая фигура, которую мог бы нарисовать каждый ребёнок. Но тем не менее если выставить сейчас работу на аукцион, то по предварительным оценкам за неё дадут
И дело не только в цене. «Чёрный квадрат» Малевича признаётся настоящим произведением искусства. Но почему? Давайте разбираться.
Новое искусство начала XX века
Чтобы понять, почему «Чёрный квадрат» Малевича был признан произведением искусства, нужно учесть контекст, в котором была создана эта работа. На стыке XIX-XX веков художники поняли, что классическое (академическое) искусство себя исчерпало. Уже было создано всё, что только можно. Каждый новый художник, который появлялся в этом направлении, привносил что-то своё. Леонардо да Винчи, например, прославился светотенью. Кто-то играл с формами, кто-то – с оттенками, кто-то – с дымкой.
Но в итоге классическое искусство пришло к тому, что всё оказалось обнаружено, открыто, рассмотрено с разных сторон. Попытки найти что-то новое приводили только к повторам того, что уже было, просто иногда – с лёгкой интерпретацией.
И тогда появились Василий Кандинский и Казимир Малевич. Они захотели продвигаться новым путём, отойти от академического искусства. Василий Кандинский предложил вместо него абстрактное. Он отказался от сюжета как такового и начал транслировать эмоции художника напрямую.
У Казимира Малевича была своя теория, хотя в чём-то перекликавшаяся с Кандинским. Он пришёл к
Таким образом, «
Так почему же «Чёрный квадрат» – это искусство?
Саму картину нельзя рассматривать и оценивать с позиции «могу ли я или не могу» так нарисовать. Некоторые искусствоведы отмечают, что если такой параметр как искусность мастера становится главным при оценке, то речь идёт о ремесле, а не об искусстве. А произведение искусства всегда должно что-то выражать, за ним должна стоять идея.
И смысл «Чёрного квадрата» как раз в том, что он практически отринул форму. Здесь нет совершенно ничего лишнего, всё максимально упрощено. Но это в то же время всё равно произведение искусства, потому что за ним стоит идея. Главное в данном случае – концепт, что Казимир Малевич очень хорошо показал. Для своего времени он был новатором, который смог перевернуть существовавшие тогда представления об искусстве. И именно поэтому его произведение настолько важно.
Фактически, когда искусство зашло в тупик, потому что были опробованы разные способы передачи идеи, всевозможные варианты композиций и техники, появился Казимир Малевич. И он показал, что художественное искусство не может умереть, потому что самое главное в нём – идея, контекст, то, что оно передаёт. И это сработало, потому что именно концепт остаётся принципиальным в «Чёрном квадрате».
Другие точки зрения
Впрочем, выше описана только наиболее популярная точка зрения искусствоведов. «Чёрный квадрат» хорош ещё и тем, что в нём многие открывают что-то своё. Одни внимательно присматриваются к
Тем не менее единой позиции по «Чёрному квадрату» нет. И это – как раз один из признаков предмета искусства, потому что произведение заставляет говорить о себе и спорить уже более 100 лет. И нет оснований предполагать, что ещё через сотню что-то изменится.
https://zen.yandex.ru/media/different_angle/pochemu-chernyi-kvadrat-malevicha—proizvedenie-iskusstva-5db988eb98930900b236f5e6
Добавить комментарий