В.Даль: Правильно писать — РУСКИЙ… 5 фраз, которые мы неправильно понимаем. 7 главных русских оскорблений. «Непотребные глаголы»: откуда они взялись и что обозначают на самом деле? Смешные выражения, которые используются только в России. Нормальные герои: Сталин, Гитлер и Ким Ир Сен
В.Даль: Правильно писать — РУСКИЙ…
Владимир Даль утверждал, что писать «русский» с двумя «с» — неправильно, и писал с одной (руский язык, руский человек, руская земля…).
В летописях одна «с» — руский, руський.
Откуда появилась вторая «С»?
В своем словаре, Даль объясняет, что встарь писали «руский» с одной «с» — Правда Руская; только Польша прозвала нас Россiей, россiянами, россiйскими, по правописанию латинскому, а мы переняли это, перенесли в кирилицу свою и пишем русскiй!
* По правилам латинского правописания, если буква «С» одна, то читается она, как [З], а если две «СС», то читается [С]. В руском языке буква «С» всегда читается [С] и сдваивается весьма редко, например: ссора, ссужать.
Руский или русский.
«Для чего сдваивать согласные, когда это противно нашему языку, и при хорошем произношении, не может быть слышно?» — В.И. Даль.
Русин, русак – руский человек
Русь – это руский народ и название Державы (собственно Держава — это и есть народ, который сам управляет своей жизнью — Держава Русь). Русь — это форма множественного числа = руские люди. Позднее стали говорить РУСЫ, а в единственном числе РУСИН — р[оу]синъ (м.р.), р[оу]ска (ж.р.).
Одновременно с наименованием РУСИН в ходу было слово РУСАК.
1. Русак – человек с чертами руского народного характера – хороший простой руский человек. [Словарь Д.Н. Ушакова]
2. Русак – вообще руский человек, русачка – руская. [Словарь В.И. Даля]
3. Я не немец, а природный русак! — А.В. Суворов.
Для сравнения:
Русин – татарин, бусурманин, немчин, жидовин, латин и т.д.
Русак – поляк, словак.
Неологизм русичи единственно встречается только в «Слове о полку Игореве».
* Руский — это прилагательное, а не существительное. Например, поляк, а его язык польский, англичанин — язык английский, китаец — язык китайский и т.д. Только в отношении руских делается исключение: руский… и язык руский.
Мы русы, а не руские. Русак — язык руский… культура руская и т.д.
Руские – РУСЫ (великорусы, малорусы, белорусы)
Руские – это восточные славяне (руские, украинцы, белорусы) – в порядке убывания численности. Форма множественного числа — русь, позднее — русы; в единственном числе — русин, русак.
Русь — это не только имя народа, но и название земли на которой проживают руские люди. Наиболее ранние упоминания о Руси встречаются в Повести временных лет — «Новгородская Русь» и «Поход руси на Царьград». В лето 6390 (882 год) князь Вещий Олег захватил Киев и объявил его столицей Руси:
«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: Да будет это мать городам руским».
* В XV-XVI веках, с распространением христианства (греческой религии), в церковно-книжных, а затем и официальных документах стали употреблять название «Россия». Соответственно вместо Великой, Малой и Белой Руси появились Великая Россия (Великороссия), Малая Россия (Малороссия), Белая Россия (Белороссия).
* В XVII веке под влиянием греческого языка возникает книжная форма россы (прилагательное росский).
* В XVIII веке слово россы получает окончательное оформление — россияне, но оно обозначало не всех жителей или подданных Российской империи, а этническую принадлежность к рускому народу. В Российской империи великорусы, малорусы, белорусы — это был один руский народ.
* В XIX веке руский народ вытеснил чуждое «россияне» словом «русские», только забыли про сдвоенную СС, о чем писал В.И. Даль (см. Руский с двумя «С» — неправильно).
* В ХХ веке после революции 1917 г., русскими стали обозначать только великорусов. Причем «забыли», что руский — это прилагательное, а не существительное. На вопрос «кто?» ответом всегда служит существительное. Например, человек — англичанин, а его язык — английский; францз — язык французский, китаец — язык китайский и т.д. И только в отношении руских людей делается «исключение», на вопрос «кто?» отвечают — руский, а его язык — тоже руский. Мы — русы, а не руские. Человек — великоРУС или РУСАК, а его язык — руский, руский дух, руские земли и т.д.
5 фраз, которые мы неправильно понимаем
Эти фразы известны, пожалуй, всем. Их очень часто употребляют в повседневной речи, даже не подозревая, что смысл этих высказываний с течением времени был искажён.
О мёртвых либо хорошо, либо ничего…
Если быть точным, то древнегреческий поэт и политик Хилон из Спарты, живший в VI в. до н. э., на самом деле сказал «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды».
Век живи — век учись
Эту фразу можно услышать практически от каждого учителя. Но при этом мало кто знает, что в оригинале она звучала так «Век живи — век учись тому, как следует жить», а автор этого изречения — Луций Анней Сенека.
Цель оправдывает средства
Авторство этой фразы принадлежит основателю ордена иезуитов Игнатию де Лойола. В оригинале она звучит так «Если цель — спасение души, то цель оправдывает средства».
Истина в вине
Знаменитое высказывание Плиния Старшего «Истина в вине». На самом деле, у фразы есть продолжение «а здоровье в воде». В оригинале «In vino veritas, in aqua sanitas».
Любви все возрасты покорны
Эту цитату из «Евгения Онегина» часто используют, объясняя пылкие чувства людей в годах или с большой разницей в возрасте. Однако стоит прочитать строфу целиком, тогда становится понятно, что Александр Сергеевич имел в виду совсем не то:
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Её порывы благотворны,
Как бури вешние полям
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Русский народ остер на язык. За словом, как говорится, в карман не полезет. Однако, доставая в очередной раз бранное слово из «лексического кармана», не лишним будет узнать о его первоначальном значении. Почему оно, собственно, стало бранным? 1 Дурак Пожалуй, самое распространенное (наряду с «женским» вариантом – дура) из отечественных ругательств. Надо сказать, что «дураки» на Руси появились относительно недавно: в широкий обиход это слово вошло во второй половине XVII века с легкой руки протопопа Аввакума. Лидер староверов в сердцах так именовал почитателей «бесовской мудрости»: риторики, философии, логики и т.д. Интересно, что поборники старой веры затем стали называть «дураками» защитников исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона. Интересно, что Аввакум подсмотрел это слово из скоморошеской культуры: вероятно, это было названием одной из ватаг скоморохов. Лингвисты полагают, что «дурак» происходит от индоевропейского dur (кусать, жалить) и буквально переводится как «укушенный», «ужаленный». Возможно, «титул» дурака был связан с ритуалом посвящение в скоморохи – по одной из версий человек должен бы пережить укус гадюки. Кстати, исходя из этой гипотезы, пословица «дурак дурака видит издалека», скорее всего, изначально имело отношение именно к скоморохам. Дураки, в нынешнем смысловом значении, вряд ли способны идентифицировать себе подобных. 2 Сволочь Слово происходит от глагола «волочь», «волочить». Изначально «сволочь» означало «сволочённый куда-либо мусор». Затем это понятие стали переносить на бродяг и прочий «никчемный люд». 3 Подлец Этому ругательству мы научились у литовцев, который использовали термин «подлый» в отношении людей с худородным происхождением. Еще в XVIII веке слово «подлые люди» было официальным термином, которым в государственных документах обозначали так называемых «нерегулярных» горожан, не входивших в состав мещанства. Как правило, это были чернорабочие, гастарбайтеры из деревень, живущие в городе на полулегальном положении (вроде «лимитчиков» советского времени). И только в конце XVIII века слова «подлец», «падла» пополнили словарь мещанской нетерпимости. 4 Подонок Это слово (правда, во множественном числе – «подонки») мирно просуществовало в русском лексиконе несколько столетий, означая всего лишь остатки жидкости на дне сосуда. В XIX веке с чьей-то легкой, изощренной, руки оно перенеслось на обитателей питейных заведений, предпочитающих допивать капли алкоголя их чужих рюмок. Затем появилось выражение «подонки общества»: так называли асоциальные элементы города. 5 Мерзавец Точное значение этого слова сегодня не может объяснить ни один ученый. Правда, практически все лингвисты сходятся во мнении, что «мерзавец» (он же «мразь») приходится родственником «морозу». Конечно, вряд ли «мерзавца» можно расшифровать как «морозный человек». Даже «отморозок», как вариант перевода, тоже не очень вяжется — уж слишком много экспрессии, презрения, обычно вкладывают, когда говорят «мразь». Есть гипотеза, что мерзавцами называли преступников, казненных путем утопления подо льдом. В русской традиции считалось, что человек, принявшей такую смерть становится «заложным покойником», то есть обречен на вечные скитания на земле в призрака или даже – упыря. 6 Дрянь Вероятно, первоначально употреблялось в значении «чего-то содранного» — коры дерева, кожи животного и т.д. Затем, как пришли к выводу лингвисты, «дрянью» стали называть нечто, не представляющее ценности. Правда, есть экзотические версии, которые утверждают, что слово каким-то образом связано с казнью путем сдирания кожи. Иными словами «дрянью» называли людей, «достойных» такой экзекуции. 7 Быдло Здесь все просто: «быдло» переводится с польского, как скот. Высокомерные шляхтичи так предпочитали называть работников сельского хозяйства. Затем нехорошая привычка передалась русским дворянам, а от них пошла гулять по мещанской среде. Интересно, что чехи, соседи поляков употребляют слово «быдло» в значении «кров», «жилище». Поэтому если вы станете жертвой оскорбления этим словом, примеряйте для себя чешский вариант.
Источник:
© Русская Семерка
«Непотребные глаголы»: откуда они взялись и что обозначают на самом деле?
Ругательства в древней Руси называли «непотребными глаголами» (в смысле: плохие слова). А вот для интересующихся эти слова очень даже любопытны, ибо их происхождение таит немало сюрпризов. Некоторые из них, особенно иностранного происхождения, имеют вполне благородную родословную.
Смешные выражения, которые используются только в России
В пик гонений на Сталина по стране разъезжали грузовики с портретами отца народов. Если верить соцопросам – вождь и сегодня в числе лидеров. Значит, не только и не столько страх заставлял людей почитать «мудрого, родного и любимого» товарища Сталина. Но что же тогда?
По мнению особенно ностальгирующих, все дело в «народности» вождя, заботе о простых людях, а главное, конечно, в «справедливости» – высшем благе для среднестатистического обывателя. Так, известный российский публицист, ректор Санкт-Петербургского аграрного университета Виктор Ефимов считает, что любовь народа к Сталину связана с тем, что он реализовывал особую «концепцию справедливости», внедряя в жизнь политику большевизма, которая ориентирована на интересы большинства.
По-видимому, за ту же политику «народной справедливости» немцы боготворили Гитлера. Куда бы ни приехал фюрер – будь то Восточная Пруссия или Гамбург, Саар, Бавария или Австрия, – люди тысячами собирались на улицах в ожидании встречи с ним, иногда простаивая на морозе, под дождем или в зной многие часы. Когда он, наконец, приезжал, толпа скандировала «Хайль!» – и каждый непременно желал пожать ему руку. На все это уходило несколько изнурительных часов, поскольку никто не хотел уйти не коснувшись «гения» национал-социализма. Да и сам Гитлер всегда был счастлив получить очередную порцию народной любви, особенно любил он общаться с детьми, которые приносили «дяде Адику» цветы.
20 апреля, в день рождения фюрера, во всей Германии наступал настоящий праздник. Школьников освобождали от учебы, чтобы они тоже могли поприсутствовать на большом параде. Уже с середины ночи на площади Вильгельма скапливались толпы, ожидающие главного нациста: каждый хотел первым пожелать ему счастья. Помимо этого Гитлера ждали десятки тысяч писем с поздравлениями изо всех уголков страны – он едва успевал прочесть лишь небольшую часть из них до следующей годовщины своего появления на свет.
День рождения другого диктатора – Ким Ир Сена и сегодня празднуется жителями КНДР как «день Солнца». Все корейцы, достигшие совершеннолетия, до сих пор обязаны носить значки с портретом «Солнца нации». Те же изображения белозубого вождя помещаются во всех жилых и служебных помещениях, в вагонах метро и поездов – в общем, везде, где только попадается пустующее место, пострадали даже ни в чем не повинные склоны прекрасных корейских гор. По всей стране ставятся памятники только Ким Ир Сену и его родным. Изучение славной биографии «Железного Всепобеждающего Полководца» начинается в детском саду и продолжается в школах и вузах, а его нуднейшие труды заучиваются корейцами наизусть на специальных собраниях. Дети в детских садах хором благодарят вождя за свое счастливое детство…Вероятно, предчувствуя приближающуюся кончину, «Вечный президент КНДР» (так звучит его официальный титул – NS) начинает готовить преемника – своего сына Ким Чен Ира, учредив в стране нечто вроде монархии. Слабые протесты высших чиновников привели к исчезновению последних. И в 1980 году довольный Ким Чен Ир был провозглашен официальным наследником своего отца. Пропаганда тут же бросилась восхвалять его сверхчеловеческую мудрость с ожесточенной силой – ровно с той, с какой она раньше воспевала только деяния Ким Ир Сена.
Западные СМИ предполагали, что очередной «Ким» – Ким Чен Ын, сын Ким Чен Ира и внук Ким Ир Сена, разделит власть со своим дядей Чан Сон Тхэком. Стоит ли говорить, что «гений среди гениев» и «блистательный товарищ» Ким Чен Ын допустить такого никак не мог. Поэтому 11 декабря 2013 года растерянного дядю под руки вывели из зала политбюро Трудовой партии Кореи. Его обвинили в попытке государственного переворота, коррупции, развратном поведении, контрреволюционной деятельности и употреблении наркотиков. Приговор – смертную казнь – привели в исполнение уже на следующий день. После чего, кажется, корейский народ стал еще больше славить своего нового вождя.
Что же заставляет людей обожать своих тиранов? Почему они оправдывают их деяния, а иногда и совершают самые ужасные зверства вместе с ними?
– Для русских женщин «сила» является одной из основных характеристик идеального мужчины, – говорит известный петербургский психоаналитик Дмитрий Ольшанский. – Чем сильнее мужчина, тем он привлекательнее – таково заключение социологов, исследовавших предпочтения наших соотечественниц. Само по себе это симптоматично: женщины ищут в своем спутнике в первую очередь не любви, не понимания, не родства, не близости, а именно силы. Как будто наше общество находится в состоянии войны всех против всех, поэтому сила является первостепенной функцией человека для выживания. Это объясняет многие социальные явления в нашей стране. Поэтому неудивительно, что тирания в менталитете русских людей является показателем силы и выступает, скорее, как положительная черта.
Стоит ли удивляться тому, что и наиболее популярны в народе именно те правители, которые пролили больше крови, вне зависимости от их достижений. Например, в топ-10 национальных героев России тираны попадают гораздо чаще, чем реформаторы. В этот список почти всегда входит Иван Грозный, однако большинство респондентов либо затрудняется ответить, что именно сделал этот монарх для страны, либо приписывают ему заслуги совершенно иных правителей: объединение русских земель, первый царь, покончил с татаро-монгольским игом.
Зигмунд Фрейд описал феномен идентификации с агрессором. Он представляет собой защитную реакцию психики, которая предпочитает отождествиться с образом врага, слиться с ним, тем самым оставшись для него незамеченным и сохранив себе жизнь. Предтечи этого механизма, конечно, нужно искать в мимикрии среди животных, в частности, насекомых, когда, к примеру, муха-жужелица приобретает поперечные полоски на брюшке, мимикрируя под осу. Осы принимают муху за одну из себе подобных и не трогают. Аналогичным образом работает и идентификация с агрессором: за «любовью» к тирану стоит страх и желание мимикрировать под своего, слиться с образом тирана, чтобы остаться неузнанным.
Можно предположить, что любовь русских к силе и мимикрия к тирании являются просто условием выживания. Вспомним, что в российской истории почти не было периода, когда бы страна ни с кем не воевала: за последние тысячу лет Россия находилась в состоянии войны более 900 лет, то есть 90% времени русские гибнут в войнах. Это не считая внутренних репрессий, в которых за последний век государство потеряло миллионы человек. Неудивительно, что в таких условиях выработался специфический механизм выживания, проявляющийся в любви к тирании и раболепстве перед силой.
Любовь Заева, психоаналитик, специалист Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии:
– В психике каждого отдельного человека сохранена некая историческая память, архетипические комплексы, этакие своеобразные «файлы» с информацией и переживаниями, которые были свойственны еще древним людям. И в своей любви к вождю-тирану современный человек подобен древнему примитивному человеку, который обожествлял своего вождя и приписывал ему всемогущество. Всемогущество – это то, чего так внутренне желает человек из массы. Как ребенок, он хочет видеть максимальную силу своего вождя-Отца. В древности вождем чаще всего становился самый сильный и лучший воин, то есть обладающий повышенной природной агрессивностью. Племя ожидало, что он будет максимально кровожаден по отношению к чужим и справедлив к своим.
То же мы наблюдаем и в современной истории. Все те же архетипические моменты. Коллективное бессознательное воссоздает их снова и снова. Этакий коллективный невроз. Через магические действия, ритуалы, некое особенное поведение невротик хочет заслужить благосклонность высших сил, получить защиту. В том числе и лидера. А если в эту схему добавляются паранойя и мазохизм, то чем больше будет показано подчинения лидеру-Отцу, тем больше надежда на успокоение.
Итак, масса хочет Тирана, потому что в коллективной фантазии он более агрессивен, то есть эффективен против врагов. Он Тиран-защитник. Тирана и боятся, и желают. Эта амбивалентность чувств объясняется самой теорией неврозов.
Если мы имеем неприемлемые, но сильные желания (например, власти, удовольствия от поражения кого-то), они вытесняются. Либидо, то есть энергия, которая наполняет эти желания, превращается в страх. «Я боюсь Тирана, но я на самом деле в глубине души хочу быть подобным ему». «Я не вижу тирана в себе, но хочу видеть тирана в другом». То есть Тиран-лидер – это проекция на одного человека запрещенных желаний людей из массы. Фанаты Гитлера тоже хотели бы иметь его власть, организаторские способности и разрешение на кровопролитие, на мощный выплеск агрессивных импульсов.
Чем больший тиран у власти – тем больше желания агрессии вытеснено в подчиненной массе. Через ритуалы, подчинение масса желает стать ближе к тирану, заслужить его благосклонность, как слабый ребенок пытается заполучить силу отца через сопричастность с ним. И чем больший тиран приходит к власти и остается у руля, тем в большем регрессе находится подчиненная ему масса.
– Вопрос, с одной стороны, очень сложный, так как нужно учесть большое количество переменных, а с другой – крайне простой, – говорит Павел Горюнов, социолог, начальник сектора анализа молодежных субкультур санкт-петербургского ГБУ «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «КОНТАКТ». – Как социолог могу сказать следующее: все подробно и превосходно описано в работе Теодора Адорно «Исследование авторитарной личности». Сам же не очень хочу вольно пересказывать мысли классика, выдавая их за свои, да и вообще – цепляться за социологическую теорию в данном случае смысла не вижу.
Моя личная позиция выражается в одной фразе: «А за что их не любить?» Наверное, на первый взгляд звучит цинично, но спешу заверить, что я человек аполитичный и отношусь к тоталитаризму как к одной из форм правления, не более.
Поясню мысль: тоталитарный лидер и его режим не появляются из воздуха или случайно, этому предшествуют политические, экономические и социальные предпосылки. Они всегда безусловны: если в определенном государстве появился диктатор, значит, на данном этапе развития ничего иного быть и не могло. Далее, авторитарный лидер, или, как часто говорят, «тиран», всегда достаточно четко и ясно формулирует единую и, что важно, простую цель, к которой ведет государство. Ведет так, как считает нужным, проливая реки крови, но для населения цель, безусловно, важнее.
Если без эмоций и морализма обратиться к любой «тирании», «на бумаге» население от этого только выигрывает: расширение границ государства, научный и технический прогресс, рост авторитета в мире и многое другое чаще всего являются спутниками авторитарности. Примеры из отечественной истории: Иван Грозный, Петр Великий – оба были безусловными тиранами, но при их правлении государство интенсивно развивалось. Пример Германии времен Адольфа Шикльгрубера еще более показателен – с точки зрения науки и техники государство безусловно было передовым в Европе. И самое важное: наиболее широкие слои населения не видят и не чувствуют «тирании», для них лидер – это «отец», пусть злой, строгий, требовательный, жестокий, но «родной», который хочет им добра.
Более того, тоталитарный лидер всегда выступает за наиболее широкие слои населения, а тирании подвергается меньшинство (это, конечно, большое количество людей, но относительно всего населения – меньшинство; на ум приходит крылатая фраза Сталина о смерти миллионов). Также необходимо подчеркнуть, что после смерти тирана именно выжившее меньшинство (или победивший враг) занимается «развенчанием культа» (как бы он ни назывался), а широкие слои населения безропотно соглашаются, так как видят новую цель. Не думаю, что это предательство, просто от «любви до ненависти один шаг».
Таким образом, образуется цепь: безусловные причины тоталитаризма – интенсивное развитие государства – тирания по отношению к меньшинству – развенчание культа этим меньшинством. Проверяя правомерность этого заключения, следует обратиться к сталинской эпохе: 1) молодое советское государство и специфика политической борьбы середины 1920-х годов не могли обойтись без восхождения «тирана»; 2) единая цель – построение нового, счастливого, справедливого строя; 3) неоспоримый научно-технический прогресс; 4) чаще всего репрессиям подвергалась «старая элита», которая, безусловно, была меньшинством.
И наконец, при тоталитарном режиме самым важным является единый символ, которым и выступает лидер. Если угодно, условный. Сталин – это не просто личность и правитель, это символ – бренд, идея. 99,9% населения в глаза его не видели, но все о нем знали, боялись и обожали, поскольку бренд был так сконструирован.
Так что ответить на вопрос «За что же не любить тиранов?» я не могу. Почему? Потому что я не учел моральной составляющей, оценок потомков. Большое видится издалека, массово оценить степень жестокости и кровавости определенного лидера можно только после завершения этапа его правления. Следовательно, логичным и простым выглядит как раз-таки феномен любви населения к тирану. Современный европеец, безусловно, назовет Ким Чен Ына тираном, но житель Северной Кореи с этим никогда не согласится – не из-за страха или глупости, а по представленным выше причинам.
В заключение хотелось бы всем заинтересованным в данной тематике посоветовать фильм Денниса Ганзеля «Эксперимент 2: Волна», в котором очень красочно и понятно показан феномен тоталитаризма.
Добавить комментарий