Казалось бы, никакого выхода из сложившейся ситуации не видно. Его нет, раз наши инстинкты так сильны, что не позволяют нам их видеть и осознавать, что заставляют наш разум работать на них, таких сильных и прописанных в генетических законах наших хромосом?
Действительно, это так. И будет так, пока… Пока вы не прочитаете то, что написано в главах выше. А если уже прочитали – то оно уже не так.
Инстинкт – скрытая от нашего разума сила. И вся сила его – в скрытости. В том, что мы не осознаём даже его существование. В том, что отказываемся в него верить и знать о нём. Вся сила инстинкта любого рода – в слабости нашего знания о нём и о самих себе. Это очень просто.
Научитесь видеть и определять точно моменты, когда вами командуют инстинкты и когда вы им подчиняетесь – и они потеряют свою власть над вами. Осознайте их – и вы подчините их себе. Я не говорю об изживании или уничтожении инстинктов, нет. В этом нет никакой необходимости. Они, каковы бы ни были, есть ни что иное, как продукт эволюции, созданный ею для выживания вас – и как отдельного живого существа, и как целого вида. Их много, невообразимо много, этих инстинктов, в том числе и таких, о которых наши самые продвинутые учёные пока даже и не подозревают. И каждый из них, и все они вместе, полезны.
Но эта польза была когда-то безусловной, необсуждаемой и неоспоримой для большинства. Чем больше человек зависит от условий дикой, природной, естественной окружающей среды, тем более полезны для него инстинкты, тем меньше существует необходимости их осознавать. В естественной среде, знаете ли, рассуждать зачастую некогда – там надо действовать чаще всего, не раздумывая. Как и на войне.
Время для раздумий у человека появилось тогда, когда он сменил природу на ноосферу. Отгородился от джунглей и ледников стенами дома-убежища. Сократил периоды голода и опасности, окружил себя комфортом. И продолжил своё развитие, свою эволюцию уже в качественно новом окружении.
С момента, когда количество комфорта перешло в качество жизни, и началась настоящая история человека, как Человека Разумного, начался Прогресс. Который ускоряется по мере его развития.
Прогресс и слепое следование инстинктам несовместимы. Чем дальше мы продвигаемся по пути Прогресса, тем более вредным становится для него и для нас самих безусловное подчинение инстинкту. Человек должен научиться управлять этими командами, которые управляют им.
Первый шаг на этом пути – осознание, понимание, видение. Умение увидеть и отделить. Мух от котлет, вишенку от шерри, инстинкт от разума. И понять вовремя, что же в данный конкретный момент нужнее и приоритетнее: первое или второе. Что использовать?
Жизнь ежедневно подкидывает городским жителям моменты, в которых они могут начать учиться действовать осознанно, а не инстинктивно. Замечаем ли мы такие моменты или пропускаем мимо сознания – зависит уже от нас.
Приведу небольшой пример с транспортом. Остановка, люди ждут пригородный автобус. Холодно, мороз. Автобуса нет, опаздывает. Люди мёрзнут и нервничают. Наконец, автобус подходит. В автобусе 36 сидячих мест, на остановке человек 20-15. Что происходит, когда открываются двери?
Давка происходит. Все начинают ломиться с локтями и матами, а то и с криками «Вы тут не стояли!». Куда спешим, граждане? Что заставляет вас стремиться занять сидячие места, на которые никто не покушается и которых на всех хватает с запасом? У вас что, по две-три задницы у каждого?
Со стороны это кажется безумием. В толпе пассажиров такое поведение воспринимается нормально. Сесть любой ценой, попасть в автобус, который так долго ждали. Однако, товарищи…
Вы ждали его полчаса. Вы знали, что он приходит пустым. Вы знали, сколько в нём мест, вы знали и видели, сколько вас тут. Вы все умеете считать. Но – действуете, как животные. Инстинктивно.
Тем не менее, в любой такой толпе-очереди всегда находятся один-два, иногда (хотя и редко) больше граждан, которые спокойно ОТХОДЯТ В СТОРОНУ, когда приходит автобус и дают этому стаду человекообразных штурмовать открытые двери как им заблагорассудится. А потом спокойно заходящих внутрь и спокойно садящихся на свободные места.
Удивительно, что статистика проявления разумности в таких случаях всегда примерно одинакова. От 2 до 5 процентов разумных.
Другой пример: поведение в метро или электричке. Тоже интересно понаблюдать за собой и окружающими. Большинство снаружи, как правило, начинает ломиться внутрь ещё тогда, когда большинство изнутри не вышло. Куда ты лезешь, мать твою ети? Дай людям выйти! Знакомо?
Что, вагон куда-то убежит, или двери закроет, пока все не выйдут и не зайдут? Прущие внутрь навстречу потоку в этот момент не более, чем животные по своему разуму. Не осознающие, что они делают. Хотя это не так уж сложно: и осознать, и даже выработать в себе ПРАВИЛЬНЫЕ, соответствующие реальному выживанию в городской среде, привычки.
А выход из того же метро? Тут уже видим два типа инстинтктеров: долгоспалы и торопыги. Первые сидят, пока вагон не остановится, двери не откроются, народ почти весь не выйдет – и тогда они срываются с места, как ошпаренные, и начинают ломиться сквозь стоящих и уже входящих. На каждой остановке такой чудик или чудиха находятся. Ладно с этими – задумались, может быть… Не там и не тогда задумались, когда надо и стоит.
А вот вторые – это не столь зрелищно, но, если задуматься об их умственных способностях – впечатляет, ибо невероятно. Поезд ещё только-только отходит от станции, а они уже встают с места и бредут к выходу – даже если до него один шаг. Даже в пустом вагоне. И стоят, терпеливо ждут, когда поезд прибудет и можно будет выйти.
Ощущение такое, что некоторые из людей совершенно не умеют или не желают рассчитывать своё поведение даже в небольших временных интервалах. Они не знают, сколько длится минута? Но они берутся планировать свою жизнь целиком, и жизнь своих детей, не умея спланировать собственную посадку в автобус или выход из вагона? Они считают себя разумными. И попробуйте им доказать, что их поведение говорит об обратном.
«Некоторые из людей» — сказано, пожалуй, мягко. Словно об единичных явлениях. Посмотрите сами, сколько этих «некоторых» в процентном соотношении, понаблюдайте. Пример с посадкой в автобус показывает: этих некоторых – АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО.
Беда не в том, что небольшая кучка «несознательных» (а на самом деле – послушных инстинкту, но не пользующихся разумом) вот так садилась в отдельно взятый, конкретный автобус. Если бы это была просто кучка людей…
Беда в том, что из этой кучки людей лишь 5 процентов как максимум оказываются неподвластны инстинктам. И глобальной бедой является тот факт, что это процентное соотношение характерно для ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
На всей планете 95 процентов населения не имеют привычки пользоваться разумом в повседневной жизни. Но, не задумываясь, пользуются инстинктами.
Дураки, дороги и футболизм
Отдельной главой стоит упомянуть ещё об одном примере поведения людей, когда люди повинуются тому же самому инстинкту, который заставляет их брать с боем автобус – но эти случаи имеют уже гораздо более печальные и трагические последствия. К тому же, здесь мы можем найти весьма точную статистику.
Ежегодно в ДТП гибнет 1,25 миллиона человек во всём мире. Задумайтесь: это большой город, население которого раз в 365 дней погибает насильственно по одной и той же причине. Которой можно избежать. Если бы раз в год кто-то кидал на один город-миллионник по термоядерной бомбе, это считалось бы военным преступлением, а тот, кто это делает – заслуживал бы смерти. Количество погибших в авариях на дорогах сегодня превосходит количество погибших в войнах. Человечество уже вовсю уничтожает самое себя, не пользуясь оружием массового поражения, не пользуясь разумом.
Сказать, что оно пользуется инстинктом для этого, тоже нельзя. Пользоваться – значит, управлять, значит, делать что-то намеренно и осознанно. Но разве ДТП – результаты осознанных действий бабуинов и хомяков за рулём?
В России процентное отношение погибших в ДТП к количеству населения выше, чем в среднем в мире в 3 – 4 раза.
Влезть на пальму первым. Первым занять тёплое место в пещере. И вообще, оказаться впереди всех – вот то побуждение, которое характерно для этого инстинкта, заставляющего баранов ломиться в открытые двери и обгонять других, когда в этом нет никакой надобности. Оказаться впереди себе подобных для стайных и стадных животных означает повышение их статусности в стае или стаде. И возможность войти в круг «аристократии», приближённой к вожаку, а в последствии – занять его место. Вот настоящие, но неосознаваемые побуждения и тех, кто не может спокойно сесть в автобус, и тех, кто является «нечаянным» УБИЙЦЕЙ за рулём.
Представьте себе, например, что водитель автобуса, который вас сейчас везёт, подвержен, как и большинство населения планеты, воздействию этого социального инстинкта первенства. И спокойно продолжайте поездку вместе с детьми, женой и кошкой-сфинксом.
Вы не в автобусе, а за рулём, и вы, конечно, не подвержены инстинкту первенства? Естественно, какие инстинкты – у вас Разум. Об этом говорит и ваш автозагар, и марка джипа, и ваш йоркширский терьер с бантиком. У вас такая дорогая машина в стразах сваровски, купленная для понтов, что никакая авария вам, естественно, не грозит. Инстинкты – это не про вас.
Но вы всё-таки подумайте, попутно наслаждаясь скоростью и почтением гайцов к вашим номерам, позволяющим лучше всех нарушать правила, подумайте о том быдле, незнакомом с Разумом, которое ничего не добилось в жизни, кроме как места водителя Камаза, гружённого щебнем, что летит, наверное, где-то впереди навстречу вам по встречке. Чтобы оказаться первым! Чтобы догнать вас в человеческом социуме. Но он вас не догонит никогда. Он с вами встретится. Понимаете? Потому, что эта гонка не в саванне или в джунглях по лианам, а в другой, человеческой среде обитания. В которой работают совсем другие законы.
Инстинкты в этой новой среде не способствуют выживанию. Они способствуют вымиранию.
Близким по своей природе к соревновательному инстинкту, создающему давки в магазинах при продаже новых айфонов, или на дорогах в ДТП, убивающих всех без разбора, или в метро, является и спортивный фанатизм болельщиков, ярче всего проявляющийся в футболизме – одержимостью футболоманов победой «своей» команды.
Фишкой, отличающей эту разновидность соревновательного инстинкта от инстинкта личного соревнования, является отождествление инстинктером себя с кем-то ещё, с каким-то другим человеком или группой, которые в его глазах – лидеры стаи. Сам он при этом не соревнуется физически, но он «болеет». Наблюдая такие типажи у телевизора, уже становится ясно, что кавычки для слова «болеет» неуместны. А если посмотреть на одержимых спортом на трибунах стадионов, когда они сбиваются в свои стаи, или в других общественных местах до и после соревнований – возникает мысль, что психиатрия здесь уже бессильна. Мы видим самых натуральных человекообразных, антропоидов – но никак не людей.
Между прочим, наблюдения учёных-обезьянологов за футбольными командами на поле во время игры, а особенно в моменты забитых и пропущенных голов показали: футболисты, радуясь или огорчаясь, под воздействием эмоций ведут себя в точности, как… шимпанзе! Все эти похлопывания-утешения на бегу, эти прыжки друг на друга и обнимашки всей командой – всё это ни что иное, как точная калька поведения стаи во время охоты или сражения. Никто из футболистов, вроде бы, не рос в обезьяньих стаях – откуда научились?
Учёные в данном случае говорят прямо: это ни что иное, как древние инстинкты, которым уже порядка пяти миллионов лет, во всей своей красе. Для спортсменов, чей мозг не слишком утомлён размышлениями, а вся деятельность связана с физической активностью и «духом соревнования», такое поведение и сознание, как у гоминоидов, наверное, вполне естественно. Только вот где у нас в обществе держат существ с ТАКИМ сознанием и поведением? Наверное, их надо содержать там же, где и остальных человекообразных.
Как ни странно, в ту же обойму относятся и уж совершенно неспортивные виды деятельности: например, политика.
Переживания за «своего» президента или кандидата в оные, за «свою» партию, в политике – по сути дела, это тот же самый инстинкт, тот же самый футболизм. Многие ли граждане, прежде чем голосовать или как-то иначе поддерживать этих «своих», читают их предвыборные программы полностью? Им неважно на самом деле, что будет дальше после того, как «их» вожак снова окажется на самой верхней ветке. Им важно, что там – ИХ вожак, которого они ассоциируют с собой.
Конец эры инстинктов
Инстинкты, выдаваемые за разумную деятельность, убивают современное общество. Инстинкты, выдаваемые за успех или успешное поведение, убивают современных людей. Инстинкты себя исчерпали в новой среде обитания человека, и вместо выживания человека и его социума, как это было раньше, всё чаще и всё больше приводят к обратному результату: гибели.
Человечество, достигло своего предела на этом этапе: физически (анатомически) человеку развиваться уже ни к чему, социально-структурно, основываясь на существующих тенденциях и принципах известных идеологий, моделей общественного строя – некуда. Дальнейший прогресс зависит от эволюции сознания и изменения отношения к той новой среде, которую человек уже создал, но оказался не в силах освоить с полной эффективностью.
В том виде, в котором сейчас существует общество с его техникой, способной делать человека всемогущим полубогом и способами управления массами, которые построены на технологиях управления стаей в джунглях, дальнейшего пути вперёд уже нет. Тупик.
Чтобы сохранить существующую сегодня модель управления массами в будущем, необходимо сменить прогресс на регресс, вернуться как минимум в средневековье, а ещё лучше – в пещеры, где эти технологии администрирования наиболее эффективны. Их эффективность находится в обратной зависимости от технического прогресса и уровня комфорта человека.
Чем больше комфорта вокруг человека и чем лучше ему живётся – тем больше современная административная и правовая система старается этому помешать.
Современная система управления массами построена не на принципах изобилия, безопасности и отсутствия физического труда, а на обратных принципах существования человека. Эта система не может управлять массами основываясь на других, новых, соответствующих образовавшемуся могуществу человека принципах. Массы возвращаться в более примитивные условия жизни, в которых эта система управления может работать эффективно, не желают.
Это, пожалуй, главное противоречие сегодняшних дней для внутренней политики любого технологически развитого государства.
Геополитически, цивилизация Земли сейчас находится в векторе слияния всех государств в единое, общемировое. Возврат в средневековье или пещеры подразумевает воздействие обратного по направлению, но равного по силе психосоциального вектора. То есть – массам населения Земли, желающим дальнейшего развития и роста комфорта, должны противостоять не меньшие, а даже большие массы или силы, добивающиеся обратного результата с тем же упорством, с тем же желанием.
Это неизбежно приведёт в итоге в общемировом масштабе к гибельным столкновениям на физическом (военном) уровне.
Но большинство общества неизбежно выступит против регресса в техническом плане, а при осуществлении планов регрессии массового сознания оно, в итоге, не сможет управлять своей средой обитания. И это так же приведёт к катастрофическому уничтожению и цивилизации, и её носителей.
Анатомическая и физиологическая эволюция человека на данном этапе закончилась. Прежде, чем Хомо Сапиенс начнёт видоизменяться внешне и на уровне метаболизма, сначала должно закончиться объединение, слияние всех существующих сегодня рас в одну единую, общемировую расу.
Необходимости в реальном и достаточно кардинальном изменении тела современного человека на генетическом уровне сейчас нет. Но есть насущная необходимость в эволюции его сознания, существующий уровень которого сейчас не способен справиться с теми проблемами, которые Прогресс высветил для вида в целом.
Сейчас необходимо гораздо более обширное и глубокое осознание себя на качественно новом уровне. Необходимо научиться определять и отделять инстинктивные побуждения в поведении от разумно-рассудочных. Сознание должно становиться менее эмоциональным, менее массовым, более индивидуалистическим. Главное – более организованным. Более ответственным. Каждый человек должен научиться не только создавать законы для себя самого, которые ограничат его разрушительные наклонности и способности для общества, но и выполнять эти законы для себя на том же уровне, на каком он исполнял до сих пор генетические законы социального поведения (инстинкты).
Скорее всего, эти индивидуальные, личные законы будут создаваться не только самим индивидом, но и мировым искусственным разумом, единой информационной системой, которая так же будет отслеживать их соблюдение и исполнение, контролировать всю жизнедеятельность человека и человечества.
Это позволит учитывать не только потребности, способности и возможности общества для нужд общества, но и то же для каждого человека, и взаимосвязь его потребностей, способностей и возможностей с обществом.
Фактически, речь идёт об аналоге современного нам понятия чипизации, и объединения в будущем сознания всех людей в единую сеть, минуя современные гаджеты. Это позволит гармонично объединить полный контроль над каждым человеком и максимально полную свободу воли, удовлетворение личных потребностей и интересов каждого не только без нанесения ущерба социуму, но и с наибольшей пользой для него.
Сегодня уже происходит отход от массового сознания с индивидуализацией бытия на фоне кибернетизации: примером может служить Япония, в которой появляется всё больше киберотшельников. Это можно рассматривать не столько как тенденцию и неизбежный процесс, а, скорее всего, как болезнь роста. Или – как опыты Эволюции, поиск оптимального решения путём проб и ошибок.
Тем не менее, мир сейчас находится на переломе истории, Земля проходит поворотный момент в создании и запуске своей Ноосферы, созданной людьми. Этот момент напрямую и самым тесным образом увязан с обсуждаемым здесь эволюционным скачком сознания человечества. Который позволит нам существовать и развиваться дальше.
В противном случае человечество ожидает вымирание по одной из причин, или по всем сразу.
В настоящее время уже мы наблюдем и рассматриваем некоторые имеющиеся предпосылки к намечающемуся эволюционному скачку.
Главным и наиболее показательным фактором, скорее всего, здесь является достаточно массовое появление т.н. «детей-индиго», начиная примерно с 60-х гг. ХХ в. в наиболее развитых индустриально странах. Название «дети», появившееся тогда же для обозначения феномена, сегодня во многом уже относится и ко взрослым, даже имеющим внуков особям. Но понятием всё равно пользуются. Видимо и потому, что многие индиго в своём поведении, независимо от возраста, тяготеют к поведению детского типа, непосредственному и прямому, без привычной напряжённости, характерной для взрослых.
Индиго: рождённые эволюцией
Для индиго характерны некоторые качества, по которым человек может решить для себя: относится он к индиго или нет.
Я привожу здесь, достаточно полный, как мне кажется, перечень качеств людей-индиго, отличающих их сознание от привычного нам человеческого.
К сожалению, авторство составителя списка, который я частично использую здесь, уже неоднократно переведённого на разные языки, определить весьма затруднительно. Будем считать его общемировым человеческим достоянием.
Но рассматривать этот список как конечную истину ещё рано: на самом деле изучение индиго ещё только начинается, да и сам тип этих людей пока не сформировался окончательно. Я изменил исходный список, убрав некоторые параметры, характерные не только для индиго, и вставил некоторые свои наблюдения и замечания.
1. «Почему?» — любимый вопрос индиго
Взрослые индиго редко принимают реальность через «потому, что так!». У них есть мощная потребность понять, почему что-то именно так, а не иначе. Они постоянно задают вопросы, стремятся понять смысл происходящего: в детстве — окружающим, в юности — книгам и поисковикам, в зрелом возрасте, уже накопив невероятный для обычного человека объём энциклопедических данных обо всем, они задают этот вопрос самим себе. И самостоятельно находят на него ответы, с которыми трудно поспорить.
2. Им не нравятся авторитеты и режимы
Индиго не верят, что истина в чьей-то мудрости. И начинается это со школы, когда они спорят с общепринятыми способами обучения и познания мира.
В глазах других людей они — любители спорить и нарушать спокойствие умов. Однако это не из вредности, а нежелания молчать и желания понять.
Они подвергают сомнению и отрицают какую бы то ни было целесообразность неравенства, страданий, ненависти и войн. Они не могут понять, что мешает обычному человеку прекратить проявлять бесчеловечность.
Индиго, начиная понимать несовершенство привычного устройства мира людей, становятся равнодушны к традиционным политическим и социальным системам. Вместо них они сосредотачиваются на создании чего-то нового, более прогрессивного, чем раньше, в любых сферах. Практически всегда они выбирают область деятельности, или противостоящую разрушению (спасение или восстановление), или нейтральную в этом плане, но потенциально способную принести наибольшую пользу наибольшему числу людей.
3. Отчаяние
Многие, даже взрослые, индиго часто ощущают депрессию, беспомощность и отчаяние. Эти чувства берут свое начало в подростковом возрасте и продолжаются в течение всей жизни. Они появляются от того, что индиго не понимают, зачем люди вредят друг другу, почему пренебрегают природой и возвышают деньги. Индиго в эту картину просто не вписываются.
Впрочем, индиго, по мере понимания настоящей, глубинной картины мира, его взаимосвязей причин и следствий, осознания себя и своих принципиальных отличий от обычного человека, постепенно перестают испытывать это чувство. Это происходит, когда они начинают понимать свою настоящую силу.
Проявив себя как индиго полностью, они становятся невозмутимыми.
4.Необычные переживания
Практически все индиго испытывают с детства необычные переживания, для описания которых окружающим в человеческом языке просто не находится слов или понятий.
При попытке индиго рассказать другим, что он чувствует, происходит, своего рода, проявление принадлежности слушателя к людям «старого типа» или к индиго.
Если слушатель — индиго, он мгновенно понимает, о чем речь, а рассказчик видит, что перед ним — тоже индиго. Это ощущается на невербальном уровне восприятия, видимо, в силу того повышенного уровня эмпатии, которыми все индиго наделены от рождения.
Так же индиго всегда ощущают настроение окружающих, вне зависимости от их принадлежности к какому-либо типу. Они легко считывают настроение даже животных, рыб и насекомых.
Взрослые индиго открыты к духовным вопросам, но отрицают религиозные догмы. Они могут воспринимать энергосущности, которые принято называть призраками и ангелами.
Впрочем, последнее характерно не только для индиго, но и для обычных людей в результате помешательства или нарушения работы сознания (галлюцинации). Их разница с индиго в том, что индиго в такие моменты продолжают оставаться полностью в своём уме.
5. Инстинкт первенства
У индиго, как и у обычных людей, очень развит инстинкт первенства и главенства, но он сильно трансформирован. Если для животных, высших приматов и человека очень важным фактором является демонстрация окружающим своего превосходства по внешним показателям (буквальное первенство, физическая победа), то для индиго важнее доказательство превосходства над другими, в первую очередь, самому себе.
Они редко участвуют в спортивных соревнованиях, зачастую они могут отказаться и от участия в соревнованиях интеллектуальных, даже (и особенно!) если знают точно, что равных среди других участников им нет.
У окружающих, когда они частично понимают, с кем имеют дело, возникает мысль о сверхскрытности индиго в отношении их способностей и, как следствие, их планов в отношении знакомых или общества в целом.
Из-за того, что индиго в большинстве случаев не любят демонстрировать своё реальное превосходство, их часто подозревают в замыслах невероятных преступлений типа «захвата и порабощения Вселенной». Иллюстрацией примера типичного восприятия индиго обычными людьми в этом аспекте может служить образ Брейна из м/с «Пинки и Брейн» (США, к/с Уорнербразерсмультфильм, С. Спилберг, 1995-98 гг.).
Индиго не нужна верхушка пальмы или Оскар, чтобы ощущать себя первыми.
Они почти не нуждаются в подтверждении или одобрении своих действий и достижений окружающими. Это для них не важно. Для них гораздо важнее правильно сделанное дело.
6. Перфекционизм
Примерно половина или немного больше индиго — заядлые перфекционисты (не путать с амбидекстерами!). Ради того, чтобы работа, которую делает индиго, была выполнена не просто правильно, а идеально, он готов отказаться даже от вознаграждения за неё. Нередки случаи, когда индиго почти инстинктивно отказываются даже от выгодных заказов, если работу по каким-то причинам невозможно выполнить в максимальном соответствии с его представлениями об идеальной картине.
Особо одарённые инстинктом хитрости люди старого типа часто используют эту особенность индиго, чтобы получить прекрасно выполненную работу практически даром, а иногда и с доплатой от подрядчика.
7. Многогранные индиго
Индиго, особенно взрослые, очень часто оказываются специалистами во многих областях и/или мастерами на все руки. Причём в областях и профессиях, как правило, совершенно не взаимосвязанных между собой. Для индиго быть одновременно хорошим хирургом, астрономом и автомехаником, например — в порядке вещей.
По всей видимости, это обуславливается их интересом ко всему окружающему с детства, их вопросами и поисками ответов обо всем, накоплению невероятной для обычного человека массы данных во всех интересующих его сферах знаний и деятельности.
Когда у индиго возникает потребность применить имеющиеся теоретические данные на практике, он осваивает практическое воплощение этих своих знаний гораздо легче и лучше, чем если бы проходил специальное обучение, как обычный человек.
Зачастую официальные курсы или образование любого рода им нужны лишь для получения диплома. Преподаватели, «обучая» индиго, иногда не могут понять: кто кого тут учит? И кто у кого учится? Знания индиго-студента часто оказываются обширнее и глубже знаний «обучающего» его профессора. На удивлённый вопрос преподавателя «Откуда ты это знаешь?», как правило, следует уклончиво-невразумительный ответ: «Читал когда-то… Не помню точно, что именно».
При этом, индиго обычно чаще всего всегда способны точно вспомнить и указать — да так и делают обычно! — первоисточник своих знаний. В таких случаях их уклончивость и скрытость относительно первоисточника обусловлена тем, что около четверти их «знаний» — это их личные выводы и изобретения, их открытия, совершаемые мгновенно и, как правило, они абсолютно точны. И в тех первоисточниках, которые читал индиго, их нет.
Именно это обстоятельство и скрывают индиго от профессоров и учителей, в силу своего трансформированного инстинкта первенства (см. п. 5). Индиго не любят кричать: «Это я придумала!» (текст — В. М. Гаршин, «Лягушка-путешественница», экранизация: СССР, 1965 г., к/с Союзмультфильм, В. Котёночкин)
Ярким, и широко известным примером многогранного воплощения знаний и способностей индиго, превосходящих способности обычного человека в интеллектуальном и физическом аспектах, может служить один из наиболее известных, и, возможно, один из первых представителей этого подвида человека: М.В. Ломоносов.
8. Непостоянство и «неусидчивость»
Неусидчивых детей много, каждый из нас знаком с примерами гиперактивных детёнышей человека разумного. Неусидчивость индиго в детском возрасте может проявляться и в подобном виде, но от обычного гиперактивного ребёнка он отличается тем, что знает всё и даже больше, о чём говорил учитель в то время, когда индиго крутился как юла или даже убегал с занятия, полностью игнорируя все школьные правила.
Гиперактивность в детстве для индиго — довольно частое явление, хотя именно по этому фактору определять принадлежность к подвиду некорректно с научной точки зрения: гиперактивность сама по себе и способности индиго имеют очень слабую корреляцию между собой. Чаще всего именно способности к запоминанию и выводам «впереди материала», а никак не нарушения в метаболизме, и обуславливают эту неусидчивость ребёнка.
Ему просто скучно в школе. Уже в старших классах они способны тотально прогуливать почти все «нелюбимые» предметы и сдавать по ним экзамены и зачёты с блеском.
В зрелом возрасте такая неусидчивость перетекает в более тяжёлую форму непостоянства. Это, как правило, сильно осложняет жизнь индиго и его близких, и почти любого его работодателя. Нашей группе известны случаи, когда работодатель, будучи сам индиго и рассматривая кандидатуры других индиго, сразу отказывал им в трудоустройстве, несмотря на высочайшие показатели профессиональных качеств и навыков этих соискателей.
Индиго, относясь к жизни в целом как к игре, временами оказываются неспособны воспринимать работу как нечто серьёзное: так, как её воспринимает подавляющее большинство нормальных людей. Индиго, работающий на конвейере более месяца — это нонсенс.
Он, практически не задумываясь, прощается с работой, когда она ему становится скучной, а он сам начинает ощущать, что уже не может отдаваться ей со всей страстью изучения нового. Чаще всего это происходит в тот момент, когда он становится настоящим специалистом на своём рабочем (или служебном) месте, которому расти уже некуда.
Мгновенный перевод на более высокую должность может спасти положение на какое-то время, но не более того. Когда индиго понимает суть всей отрасли деятельности в целом, он полностью остывает к ней на какое-то время или навсегда и начинает искать что-то новое, неизвестное, чтобы и там добиться совершенства.
Индиго не умеют «снимать сливки» или урожай в тех местах, где славно потрудились для этого. Деятельность, при которой они не напрягают свой разум и при которой исчезает элемент новой игры, их убивает морально. На ставшей для них неинтересной работе или службе их невозможно удержать ни повышениями, ни наградами, ни высокой оплатой труда.
Индиго очень сложно объяснить окружающим, почему он бросает такую хорошую работу. Поэтому чаще всего его увольнение или уход, более похожий на бегство, происходит без объяснений, по крайней мере, внятных, и внезапно.
Начальство при этом всегда оказывается в дурацком положении: уход (бегство) сотрудника, на которого оно к этому времени уже «сделало ставки», причём большие, и с которым связывало немалые планы на будущее, буквально «подрезает ноги» организации в целом или отделу. Задержать индиго повышением можно, но впоследствии урон от его ухода окажется ещё более ощутимым и катастрофическим.
Настоящий индиго способен «внезапно» и без видимых причин бросить пост и президента транснациональной корпорации, и просто президента, и монарха с абсолютной властью.
Древнеримский император Диоклетиан, внезапно увлёкшийся выращиванием капусты и отказавшийся по этой причине занять трон, может служить примером психологии подобного типа.
Рано или поздно, нормальные индиго убеждаются в том, что им не стоит мучать себя и работодателей, и начинают свой собственный, максимально независимый от всех бизнес, в котором стараются задействовать как можно меньшее количество работников и партнёров.
Больших индивидуалистов, чем индиго, представить себе невозможно. Индивидуализм — это, пожалуй, одна из немногих черт, присущая каждому из них.
Особенно сильно в своём бизнесе они избегают себе подобных.
По аналогичным причинам индиго очень редко бывают счастливы и в личной жизни: изучив партнёра до конца и дав ему всё, что мог вложить в своём понимании, индиго остывают к боготворимой им ранее половинке и, как правило, начинают искать что-то новое. Единственным исключением здесь может быть случай, когда встречаются двое индиго с «совпадающими частотами интересов». Их интерес друг к другу не пройдёт до тех пор, пока они будут максимально совпадать по интересам работы и деятельности в материальном, внешнем мире: настолько, чтобы у них постоянно было какое-то новое, ОБЩЕЕ, СЕМЕЙНОЕ дело.
Индиго на работе и в семье — это всегда часовая бомба с неизвестным таймером.
Если только вы сам не индиго.
9. Постоянство неусидчивости
Повышенная активность и сниженная пассивность характерны для индиго всю жизнь. С известной и упомянутой в предыдущем пункте настоящей гиперактивностью это их качество имеет лишь некоторую схожесть, но не более того.
Обычному гиперактивному человеку необходимо лишь постоянное физическое движение, для индиго характерна потребность в постоянной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, причём деятельности осмысленной.
Бег ради бега или занятия на тренажёрах их мгновенно выматывают вне зависимости от их физической формы. Лишь в силу того обстоятельства, что они не видят в них смысла и пользы для окружающего мира и для себя. Часами улучшать параметры своего тела ради своего тела — не для них. Работа на стройке с точным знанием, что и зачем он делает, или длительный поход по пересечённой местности с ОБЯЗАТЕЛЬНО поставленной и известной целью — самое то.
Индиго не сможет целый день пролежать на пляже, загорая. Даже если вы ему хорошо заплатите за это, он не будет рад. Он ощущает время, как какую-то бОльшую ценность, нежели деньги или другие блага, которые можно потреблять. Он не умеет и не желает убивать время, которое можно потратить на что-то интересное и полезное. Попадание даже в небольшую, но медленно движущуюся очередь для него — пытка. Сидение в присутственных местах часами — казнь. Любое ожидание индиго должен чем-то заполнять, полезным и интересным одновременно.
Работа охранника на проходной или сторожем в будке, пьющим чай и смотрящем в окно — на этих местах вы индиго не найдёте. Даже охранник в супермаркете, постоянно бегающий туда-сюда и следящий, чтобы кто-то что-то не украл — это не индиго. Во-первых, для индиго это «пустая беготня», в которой он не видит никакой пользы для окружающих. Во-вторых, он больше доверяет людям, чем не доверяет. И потому охранники из них получатся крайне хреновые. Если получатся вообще.
Между тем, индиго способны и часами, а то и сутками сидеть на одном месте, не вставая: если увлекутся интеллектуальной деятельностью, требующей постоянного сидения за письменным столом или компьютером. Когда индиго туда усядется и втянется, вы не сможете его вытащить даже танком из этой неподвижности. Работа ума для него не менее интересна, чем работа рук и тела. Впрочем, редко бывает так, чтобы индиго даже навоз перекидывали, не думая. Даже в работе с навозом они стараются добиться совершенства.
Пока им это интересно.
10. Не от мира сего
У индиго, по нашим наблюдениям, смещены акценты ценностей, характерных для мира обычных людей. Они вполне способны правильно обращаться с деньгами, как с мелкими суммами, так и со значительными капиталовложениями. В среднем, они способны это делать даже гораздо лучше, чем люди, в силу более простого и прямого мышления, основанного на иных, более качественных и точных расчётах, с рассмотрением и учётом большего количества вариантов и параметров задачи. Они гораздо лучше, чем обычный Хомо Сапиенс, способны и тратить лишние миллионы, и экономить недостающие центы.
Но при этом всё время создаётся ощущение, что к деньгам и прочим благам индиго равнодушны от слова «вообще». Они воспринимают их не как сверхжелательную самоцель, а лишь как рабочий инструмент, что роднит их в этом плане с психологией швейцарских банкиров. Поучив внезапно миллиард или триллиард долларов или тугриков, индиго не сойдёт с ума от счастья. Он, безусловно, обрадуется — но лишь тому, что благодаря этим ресурсам сможет воплотить в жизнь какой-то свой проект. Даже если при этом ему ничего не удастся потратить на себя лично.
Главной наградой и ценностью в этом мире для индиго является достижение поставленной цели, какой бы она ни была. Как правило — это цель для всех, по большей части основанная на благотворительных принципах.
В общем: «Счастье для всех, и даром!» (АБС, «Пикник на обочине», СССР, 1971 г.)
Тогда индиго счастливы.
11. Гипермышление
Большинство индиго обладают тем, что можно назвать, по сравнению со способностью человека к мышлению, гипермышлением или гиперсознанием.
Это — умение, а точнее, способность мгновенно видеть глубинную суть происходящего и законов природы в целом. А также осознавать процессы, происходящие в обществе, во Вселенной во всей их полноте, со всеми линиями действий и взаимосвязями событий одновременно. Это, должен вам сказать, на самом деле невообразимая паутина. Но индиго отчётливо видят в ней и порядок, и смысл.
Видение и осознание такого рода, как правило, не даёт преимуществ индиго перед обычным человеком, ибо зачастую для того, чтобы, даже вчерне, объяснить «увиденное» и осознанное за миллисекунды времени, такому слушателю, требуются часы или даже дни.
В настоящее время нам также почти очевидно, что индиго (по крайней мере, не менее 30% из них), способны воспринимать большее количество измерений, чем привычные для человека и животных три. Иногда — гораздо большее, но говорить о количестве чего-либо в контексте мерности выше пятой не имеет смысла. По всей видимости, на этом рубеже прекращает действие привычная нам арифметика.
Крайне проблематичным является и само изложение процессов, свойств и «картин» n-мерного пространства, превышающем третье и четвёртое. Индиго, «видя» это, не могут найти языковых аналогов для описания того, что воспринимают. Такая передача возможна лишь на невербальном, телепатическом или эмпатийном уровнях, недоступных рядовому Homo Sapiens.
Примером человека, способного к такому восприятию и работе с ним может являться известный российский математик Григорий Перельман.
Эти способности восприятия, как ни странно, не имеют ничего общего с пресловутым коэффициентом интеллекта. Который, впрочем, у индиго в среднем значительно выше, чем у людей. Но, даже в том случае, когда у индиго КИ не дотягивает до сотни (бывает и такое), он всё равно способен видеть и воспринимать то, что человеку недоступно.
Просто это ему ещё труднее.
Так же к способности гипермышления, хотя и несколько низшего порядка, относится уже упомянутая в п. 10 способность мгновенного расчёта больших количеств возможных ситуационных линий и прогнозирования последствий. Это даёт возможность индиго рассматривать и ощущать альтернативные вселенные, создавать модели другой истории человечества и государств. Большинство индиго или интересуются, или любят жанр альтернативной истории, некоторые из них создают произведения на эти темы.
Как правило, книги, написанные индиго, выделяются из общего ряда подобных творений гораздо большей, буквально ощущаемой читателем достоверностью и невероятной тщательностью проработки ситуационных линий, которые пишутся автором как бы «сами собой», без особенных усилий с его стороны.
12. Социальное изобретательство
Индиго не любят использовать для достижения цели способы, которые можно охарактеризовать как «хитрые планы». Усложнение задачи с целью запутать
«противника» — не их путь. Они стремятся найти способы урегулирования ситуации, в которых достигается выгода для всех заинтересованных сторон с наименьшими потерями для любой из них.
Эти решения отличаются, как правило, простотой и изяществом. Однако, такие решения в среде обычных людей «не проходят», ибо не набирают необходимого уровня доверия для участников. Наиболее характерная форма отказа для проекта в таких случаях: «Это слишком просто, и я в это не верю: здесь какой-то обман, который невозможно увидеть!».
Поэтому почти все социальные проекты и разработки индиго в наше время отметаются уже на стадии рассмотрения, без изучения тех возможностей, которые они дают. По сути дела, с ними даже не ознакамливаются.
По всей видимости, примитивное сознание в современном человеческом обществе не может действовать просто, а сознание индиго не способно порождать сложных и/или хитрых решений.
13. Индиго в обществе
Индиго гораздо менее требователен к окружающим, чем к самому себе. При этом они не желают применять насилие, агрессию и психологическое давление, что делает их неконкурентоспособными в битвах за «место под солнцем» в современном мире.
Наблюдения за выявленными детьми-индиго в школах, например, показало следующую картину: примерно в 70% случаев индиго становятся объектами буллинга со стороны сверстников, в 10% случаев были зафиксированы подобные явления в их отношении со стороны учителей, тогда как в отношении обычных детей эти показатели — 30% и 5% соответственно.
Как ни парадоксально, это обусловлено в первую очередь их большими, чем у Homo Sapiens, способностями, что и порождает в индиго вечную снисходительность к окружающим, которые не столь совершенны. Окружающие, наоборот, воспринимают качества индиго, непонятные им, как слабость по своим меркам. В силу этого общество, как правило, относится к настоящим индиго на уровне, граничащем с презрением. Чаще всего, в опросах среди знакомых выявленных индиго большинство опрашиваемых «обычных людей» не в состоянии точно ответить на вопрос, что же именно вызывает у них подобные чувства, что является их причиной.
Примечательно, что в 15-20% случаев опрошенные отвечали, что воспринимают индиго, даже если они с ним знакомы с детства или очень давно, как нечто чуждое, не вполне человеческое, чужое и даже опасное существо. Хотя конкретно описать характер опасности и дать точные определения чужеродности не смог ни один из них.
Индиго в таких опросах крайне неохотно делились своими выводами относительно окружающих, даже о тех, кто непосредственно подавлял и уничижал их. Как правило, характеристики этих людей, полученные от индиго, говорят о снисходительном отношении, как если бы они отзывались о людях, больных душевно или умственно неполноценных младших братьях или сёстрах. Конкретные определения (диагнозоподобные) при этом они дают крайне редко, маскируя их высказываниями в более уважительном ключе.
Это вполне характерно для индиго, в большинстве не любящих сплетничать и осуждать других людей.
14. Индиго как родители
Представители рода индиго являются, пожалуй, самыми загадочными родителями на свете. При наблюдении со стороны, их поведение в семье относительно своих детей разительно отличается от поведения обычных людей, в первую очередь, значительно меньшей эмоциональностью по отношению к потомству, по крайней мере, видимой при наблюдениях. Но, с другой стороны, подавляющая часть эмоций, которые от них исходят — исключительно положительного спектра, повышение голоса или физическое наказание (как и наказание вообще!) в семье индиго труднопредставимы.
Матери Homo Sapiens, сравнивая себя с матерями-индиго, зачастую возмущаются их методами, а точнее — отсутствием таковых. Создаётся впечатление, что индиго просто не реагируют на многие вещи из тех, на которые обязана реагировать любая мать.
Врачи-педиатры и детские психологи, наблюдавшие за семьями индиго, наоборот, уверены, что индиго-родители не совершают ненужных действий, способных навредить ребёнку и его психике. Внимания детям, по их мнению, индиго уделяют ровно столько, сколько это необходимо.
В отношении к потомству у индиго и обычных людей выявлено одно общее различие: индиго всегда относятся к детям, независимо от возраста, как к сознательным существам, РАВНЫМ себе, и имеющих права принимать самостоятельные решения. В отличие от обычных родителей, ведущих себя так в отношении своих детей лишь в единичных случаях, а чаще всего воспринимающих их до определённого возраста как собственных рабов или домашних животных, обязанных выполнять все команды родителей-хозяев.
Индиго по отношению к детям можно охарактеризовать скорее, как родитель-друг.
Всякие зримо наблюдаемые процессы, которые можно отнести к воспитательным, в семьях индиго практически исчезают по достижении детей 10-12 летнего возраста. Остаются лишь дружеское, как с равными, общение и необходимая помощь, если она требуется.
Дети родителей-индиго, как правило, очень редко болеют, показывают лучшие тесты, часто тоже проявляют качества индиго, испытывают меньший страх и смущение при беседах с незнакомцами, и более самостоятельны, чем их сверстники.
15. Плохие защитники
Индиго в своей массе, как показывают наблюдения, являются весьма плохими защитниками и себя, и своих близких. Инстинкты агрессии или подавляющего доминирования — это не инстинкты индиго. В силу этого, они просто НЕ ЗНАЮТ, что делать там, где любой бабуинистый хулиган решает проблему в два счёта и даже без рукоприкладства.
Глядя на поведение индиго в таких ситуациях, возникает ощущение, что они даже голос повысить боятся. И постоянно «жуют сопли».
На самом деле индиго не трусы. По крайней мере, не трусы в привычном толковании слова. Они не боятся получить по морде, если что, хотя, конечно, не любят этого — да и никто не любит.
Они боятся ударить, они боятся нагрубить, они боятся обидеть. Как показали эксперименты и наблюдения — даже в тех случаях, когда это можно сделать совершенно безнаказанно.
Когда индиго видит перед собой человека, у него отключается агрессия. В случаях, когда индиго приходилось давать отпор животным, они это делали ничуть ни хуже, а зачастую даже более успешно, чем люди.
Прежде чем индиго ударит человека, тот должен доказать ему, что он — не человек. Примерно так.
В случаях, когда индиго с детства обучались боевым единоборствам, и обучение оказывалось успешным, никаких проблем с защитой себя или окружающих в случаях агрессии со стороны других не возникает.
Другой вопрос, что далеко не все виды борьбы и единоборств хорошо подходят индиго. Жесткие, «ударные» разновидности боевых искусств, базирующиеся на физической силе и животной реакции, для них, как правило, неприемлемы (бокс, борьба и т.п.). Даже восточные виды подходят не все.
Лучше всего индиго соответствуют «интеллектуальные» виды единоборств, в которых необходимо применять те качества, которые наиболее присущи индиго: например, русский стиль рукопашного боя, или бесконтактный бой. В такие системы самообороны базируются на знании и применении физики тела, физиологии и тех качеств гиперсознания, которыми обладают индиго. Сам процесс самообороны при этом оказывается максимально контролируемым в плане и физического воздействия и нанесения увечий (при необходимости) противнику, и в плане эмоциональной, так сказать, грубости.
В общем, это виды борьбы, в которых одинаково легко, одним и тем же движением, можно и слегка остановить нападающего, и просто оторвать ему голову, не меняя выражения лица и не прерывая разговора. Культурно, интеллектуально, мгновенно. Не применяя никаких агрессивных инстинктов: там всё действует на основе разума.
Как это может работать, можно посмотреть в этом примере.
Примеры «из будущего» возможного поведения умеющего драться индиго в случае отражения агрессии можно посмотреть в фильмах Бондарчука «Обитаемый Остров» (2008, Art Pictures Studio) и «Притяжение».(2017, совместное производство кинокомпаний Art Pictures Studio и «Водород»).
Приведённые здесь качества, безусловно, не являются «обязательным набором» вида индиго. Какие-то из них проявляются с детства, какие-то в более зрелом возрасте. У кого-то из индиго некоторые качества могут и не проявиться вовсе. Или проявляться настолько слабо, что их значение будет совершенно несущественно.
Не будем забывать, что феномен индиго находится в процессе развития, и его изучение на самом деле только-только начинается. Не исключено, что этот перечень через какое-то время дополнится, при этом какие-то сегодняшние пункты могут оказаться общими и для индиго, и для Homo Sapiens при более тщательной проверке.
Но, тем не менее, для того, чтобы уверенно определять себя как индиго, нужно знать, что вы обладаете качествами по 7 пунктам из этого списка или более, проявляемыми у вас с достаточной силой.
Добавить комментарий