Сколько тратили на себя русские цари и императоры. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Женщины со знаменитых картин, о чьих судьбах мы не знали
Сегодня в новостях то и дело мелькают российские чиновники в часах за несколько сотен тысяч евро, с квартирами за несколько миллионов евро и с прочими атрибутами роскошной жизни. Однако, как оказывается, традиция эта совсем не новая. В этой подборке несколько фактов о том, сколько денег тратили на себя цари и императоры Российской империи. Вы очень удивитесь этим цифрам.
Алексей Михайлович
Алексей Михайлович Романов — второй русский царь из династии Романовых, был большим любителем соколиной охоты. В первые два года царствования юный монарх преимущественно только ею и занимался. На царских соколиных дворах в то время содержалось не менее 3 тысяч соколов. Следили за всем этим добром сокольничие, коих в штате было около 100 человек разных рангов, с жалованием от 6 до 60 рублей в год. При этом средняя зарплата в те времена составляла 3 копейки в день.
В общей сложности содержание соколиных дворов обходилось казне в 75 тысяч рублей ежегодно. За давностью лет точно перевести их в современное выражение практически невозможно. Однако, можно составить аналогию и взять за основу среднюю зарплату в Москве по последним данным Росстата за июнь 2015 года — 57 тысяч рублей в месяц. Получится, что на нынешние деньги, Алексей Михайлович тратил на соколов 4,7 миллиарда современных рублей в год.
Царская процессия, которая сопровождала монарха во время выездов на охоту, растягивалась на километр. По сравнению с ней, современные кортежи чиновников и даже президента — просто детские забавы. Вот, как выглядел обычный царский выезд на охоту Алексея Михайловича Романова. Первыми ехали 300 стольников на богато осёдланных лошадях по трое в ряд. За ними шли 300 конных стрельцов по пятеро в ряд. Следом ещё 500 рейтаров. Далее вели 40 выводных коней в драгоценной упряжи. За ними шли запасные каретные лошади. И только потом ехал сам царь в большой карете и сопровождавшие его бояре и придворные, которых было ещё несколько десятков человек.
Пётр Первый
Знаменитый налог на бороды, введённый Петром Первым, — это, конечно, не совсем личные траты, но очень показательные цифры, чтобы представить общий масштаб. Итак, вельможи и чиновники, желающие носить бороду, должны были платить от 600 рублей в год, на современные деньги это 3 500 000 рублей. Слуги и извозчики, платили гораздо меньше — до 30 рублей в год — 180 тысяч на современные деньги.
Анна Иоанновна
При Анне Иоанновне траты государственной казны достигли невиданных масштабов. Годовая смета расходов императрицы Анны Иоанновны выглядела следующим образом. На содержание царского двора уходило 260 тысяч рублей — 1,5 миллиарда в современном эквиваленте. На конюшни герцога Бирона — ещё 100 000 рублей — 600 миллионов нынешних денег. На мелкие личные нужды императрицы ежегодно уходило 42 500 рублей, в современных деньгах это 255 миллионов. Для сравнения, столько же тогда ежегодно тратилось на содержание Академии наук с типографией. А вот на народное образование выделялось в 10 раз меньше — 4500 рублей, или 27 000 000 в современном эквиваленте.
Одной из самых больших и знаменитых трат императрицы стала свадьба шутов в ледяном доме. Для этих целей был построен большой ледовый городок со слонами у входа, из хоботов которых фонтаном струилась горящая нефть. Этот праздник обошёлся казне в 30 тысяч рублей — 180 миллионов на современные деньги.
Елизавета Петровна
Царскосельский дворец, также известный как Большой Екатерининский дворец, построенный архитектором Бартоломео Растрелли по заказу императрицы Екатерины Первой, является одной из самых больших трат российских монархов. Несмотря на то, что дворец был заложен ещё в 1717 году, основное строительство шло уже при императрице Елизавете Петровне. Дворец обошёлся казне в 1 600 000 рублей. На наши деньги это 9,6 миллиарда рублей.
Екатерина Великая
Коронация императрицы Екатерины Второй была грандиознейшим праздником. Торжества тогда длились более трёх месяцев. Во время самой коронации в Москве было роздано народу более 19 тонн серебра. На улицах стояли жаренные быки и били фонтаны из рейнского вина. Проходили маскарады с участием карликов, гигантов и шутов. Общие затраты на эту церемонию подсчитать крайне трудно, да и цифры там получились бы совсем астрономические.
Это понятно хотя бы по тому, во сколько обошлась новая корона, ставшая главной достопримечательностью этого события. Большая императорская корона включала в себя 4936 бриллиантов общим весом 2858 карат, благородную шпинель в 398 карат, 72 индийских жемчужины. Все это великолепие обошлось казне в 2 000 000 рублей. В современных деньгах это 8 миллиардов.
Николай Первый
Российский император Николай Первый был дружен со знаменитым поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Первое, что сделал Николай Павлович после коронации — вернул Пушкина из ссылки. Император несколько раз личным вмешательством спасал Пушкина от неприятностей. И даже выплатил долги поэта после его гибели: 165 тысяч рублей. В современном эквиваленте это 198 миллионов рублей.
15 малоизвестных фактов о скандальной картине Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.
1. Парижская творческая элита издевалась над полотном
Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название «Салон отверженных». Там публика и увидела шедевр Мане.
2. Мане стал сенсацией «Салона отверженных»
В «Салоне отверженных» участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.
3. Контекст картины вызвал споры
Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине Мане «Завтрак на траве» главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события. Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане «бесстыдно смотрит на зрителей, ничуть не стесняясь своей наготы».
4. Мане первоначально назвал картину Le bain (Купание)
Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более «мягкое» объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее «пикник на четверых». Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.
5. Отсылка к Рафаэлю
В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину «Суд Париса». Более 300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу «Суда Париса».
6. Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения
Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже, но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина «Сельский концерт» (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная сцена.
7. Одетые мужчины — родственники Мане
Один из них — его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.
8. Обнаженная женщина — любимая модель Мане
Обнажённая женщина на картине Мане — Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище «Креветка» из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для «Завтрака на траве», но и для других полотен: «Портрет Викторины Мёран», «Уличная певица, «Мадемуазель. Викторина в костюме матадора», «Олимпия», «Женщина с попугаем», «Гитарист» и «Железная дорога».
9. Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной — «Олимпией»
В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.
10. Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран
Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка «Завтрака на траве» и «Олимпии» предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.
11. Мёран сама стала впоследствии художницей
В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885 и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое «Сообщество французских артистов». К сожалению, сохранилась только одна ее картина — «Вербное воскресенье», которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.
12. «Завтрак на траве» больше, чем обычно предполагают
Размеры картины — 208 × 264,5 см.
13. На скандальной картине есть небольшой натюрморт
В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с фруктами и круглый хлеб.
14. Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя
В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу — «Бар в Фоли-Бержер». Как и на «Завтраке на траве» и «Олимпии» на этой картине была изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью была не Мёран, а путана.
15. Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма
В «Обеде на траве» не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.
Женщины со знаменитых картин, о чьих судьбах мы не знали
О любой картине мы знаем одно наверняка: ее автора и, возможно, историю полотна. А вот о судьбах тех, кто смотрит на нас с холстов, нам известно не так уж и много.
Жанна Самари
Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 г.
Актриса Жанна Самари хоть и не смогла стать звездой сцены (играла она преимущественно служанок), но повезло ей кое в чем другом: некоторое время она жила недалеко от мастерской Ренуара, который в 1877-1878 годах написал четыре ее портрета, тем самым прославив куда больше, чем это могла бы сделать ее актерская карьера. Жанна играла в спектаклях с 18 лет, в 25 она вышла замуж и родила троих детей, затем даже написала детскую книжку. Но прожила эта обаятельная дама, к сожалению, не долго: в 33 года заболела брюшным тифом и скончалась.
Чечилия Галлерани
Леонардо да Винчи, «Дама с горностаем», 1489-1490 гг.
Чечилия Галлерани была девушкой из благородной итальянской семьи, которая в возрасте 10 (!) лет уже была помолвлена. Однако когда девочке было 14, помолвка по неизвестным причинам была расторгнута, а Чечилия отправлена в монастырь, где и познакомилась (или же все это было подстроено) с герцогом миланским Людовико Сфорца. Завязался роман, Чечилия забеременела и герцог поселил девушку в своем замке, но тут пришло время вступить в династический брак с другой женщиной, которой, конечно же, присутствие любовницы в их доме не понравилось. Тогда после родов Галлерани герцог забрал себе сына, а ее выдал замуж за обедневшего графа.
В этом браке Чечилия родила четверых детей, держала чуть ли не самый первый в Европе литературный салон, бывала у герцога в гостях и с удовольствием играла с его ребенком от новой любовницы. Спустя время супруг Чечилии погиб, наступила война, она потеряла свое благосостояние и нашла приют в доме сестры той самой жены герцога − вот в таких замечательных отношениях она умудрялась быть с людьми. После войны Галлерани вернула свое имение, где и жила вплоть до своей смерти в возрасте 63 лет.
Зинаида Юсупова
В.А. Серов, «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой», 1902 г.
Богатейшая российская наследница, последняя из рода Юсуповых, княжна Зинаида была невероятно хороша собой, и, несмотря на то что ее расположения добивались в числе прочих августейшие особы, замуж она хотела выйти по любви. Желание свое она осуществила: замужество было счастливым и принесло двоих сыновей. Юсупова много времени и сил тратила на благотворительную деятельность, причем после революции продолжила ее и в эмиграции. Любимый старший сын погиб на дуэли, когда княгине было 47 лет, и она с трудом перенесла эту утрату. С началом волнений Юсуповы покинули Петербург и поселились в Риме, а после смерти супруга княгиня переехала к сыну в Париж, где и провела остаток своих дней.
Мария Лопухина
В.Л. Боровиковский, «Портрет М.И. Лопухиной», 1797 г.
Боровиковский написал множество портретов русских дворянок, но этот — самый чарующий. Мария Лопухина, представительница графского рода Толстых, изображена здесь в нежном возрасте 18 лет. Портрет был заказан ее супругом Степаном Авраамовичем Лопухиным вскоре после свадьбы. Непринужденность и чуть надменный взгляд кажутся то ли обычной позой для подобного портрета эпохи сентиментализма, то ли признаками меланхолического и поэтического нрава. Судьба этой загадочной девушки оказалась печальной: спустя всего 6 лет после написания картины Мария умерла от чахотки.
Джованина и Амацилия Пачини
Карл Брюллов, «Всадница», 1832 г.
«Всадница» Брюллова — блистательный парадный портрет, в котором роскошно все: и яркость красок, и пышность драпировок, и красота моделей. На нем изображены две девочки, носившие фамилию Пачини: старшая Джованина сидит на лошади, младшая Амацилия смотрит на нее с крыльца. Картину Карлу Брюллову — своему многолетнему возлюбленному — заказала их приемная мать, графиня Юлия Павловна Самойлова, одна из красивейших женщин России и наследница колоссального состояния. Повзрослевшим дочерям графиня гарантировала большое приданое. Но получилось так, что к старости она практически разорилась, и тогда приемные дочери Джованина и Амацилия через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
Симонетта Веспуччи
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482–1486 гг.
На знаменитой картине Боттичелли изображена Симонетта Веспуччи — первая красавица флорентийского Ренессанса. Симонетта родилась в богатой семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи (родственника Америго Веспуччи, «открывшего» Америку и давшего континенту свое имя). После свадьбы молодожены обосновались во Флоренции, были приняты при дворе Лоренцо Медичи, в те годы славившемся пышными пирами и приемами.
Красивая, при этом очень скромная и доброжелательная Симонетта быстро влюбила в себя флорентийских мужчин. Ухаживать за ней пытался и сам правитель Флоренции Лоренцо, но активнее всех ее добивался его брат Джулиано. Красота Симонетты вдохновляла многих художников того времени, среди которых был Сандро Боттичелли. Считается, что с момента их встречи моделью всех Мадонн и Венер кисти Боттичелли была именно Симонетта. В возрасте 23 лет Симонетта умерла от чахотки, несмотря на старания лучших придворных врачей. После этого художник изображал свою музу только по памяти, а в старости завещал, чтобы его похоронили рядом с ней, что и было выполнено.
Вера Мамонтова
В.А. Серов, «Девочка с персиками», 1887 г.
Самая знаменитая картина мастера портрета Валентина Серова была написана в усадьбе богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Ежедневно на протяжении двух месяцев художнику позировала его дочь, 12-летняя Вера. Девочка выросла и превратилась в очаровательную девушку, вышла замуж по взаимной любви за Александра Самарина, принадлежащего к известной дворянской фамилии. После свадебного путешествия по Италии семья поселилась в городе Богородске, где один за другим родилось трое детей. Но неожиданно в декабре 1907 года, спустя всего 5 лет после свадьбы, Вера Саввишна умерла от воспаления легких. Ей было всего 32 года, а ее муж больше так и не женился.
Александра Петровна Струйская
Ф.С. Рокотов, «Портрет Струйской», 1772 г.
Этот портрет кисти Рокотова словно воздушный полунамек. Александре Струйской было 18, когда ее выдали замуж за очень богатого вдовца. Есть легенда, что на свадьбу муж подарил ей ни больше ни меньше как новую церковь. И всю жизнь писал ей стихи. Был ли этот брак счастливым, доподлинно не известно, но все, кто бывал в их доме, обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. За 24 года брака Александра родила мужу 18 детей, 10 из которых умерли во младенчестве. После смерти мужа она прожила еще 40 лет, твердо управляла поместьем и оставила детям приличное состояние.
Галина Владимировна Адеркас
Б.М. Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 г.
«Купчиха за чаем» Кустодиева — настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст французской булки». Написана картина была в послереволюционном голодном 1918 году, когда о таком изобилии можно было только мечтать.
Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас — натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского рыцаря XVIII века. В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот период Адеркас была совсем молода — студентка-первокурсница медицинского факультета — и на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше. Окончив университет и проработав какое-то время хирургом, она бросила профессию и в советские годы пела в составе русского хора, участвовала в озвучивании фильмов, вышла замуж и стала выступать в цирке.
Лиза дель Джоконд
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»,1503—1519 гг.
Пожалуй, один из самых известных и загадочных портретов всех времен и народов — это знаменитая Мона Лиза кисти великого Леонардо. Среди множества версий о том, кому принадлежит легендарная улыбка, официально в 2005 году подтвердилась следующая: на полотне изображена Лиза дель Джокондо, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо. Портрет мог быть заказан художнику, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.
Вместе с мужем Лиза вырастила пятерых детей и, вероятнее всего, ее брак был основан на любви. Когда супруг умер от чумы и Лизу также поразила эта тяжелая болезнь, одна из дочерей не побоялась взять маму к себе и выходила ее. Мона Лиза вылечилась и прожила еще некоторое время вместе со своими дочерьми, скончавшись в возрасте 63 лет.
Добавить комментарий