РАЗГАДКА БУДУЩЕГО РОССИИ
Кто контролирует прошлое, контролирует не только настоящее, но и будущее. Россия – страна с непредсказуемым прошлым. Постоянные переписывания истории в угоду властям, приводят к курьёзам.
Недавно проведённый опрос общественного мнения ВЦИОМ показал, что лишь каждый четвертый знает фамилию единственного президента СССР (Горбачёва). Лишь каждый шестой смог связать имя Брежнева с «эпохой застоя». Только каждый двадцатый знает, что последним главой Временного правительства был Керенский, и только каждый тридцатый – кого именно свергли большевики. Нынешнее юношество не отличает Ленина от Керенского, и полагает, что в октябре1917 года большевики свергли царя – которого ещё 8 марта1917 года арестовало Временное правительство.
Чтобы заглянуть в будущее, нужно понять прошлое; иногда в прошедшем можно увидеть грядущее. Английский историк Робин Джордж Коллингвуд в книге «Смысл истории» пишет: «То прошлое, которое изучает история, является не мёртвым прошлым, а прошлым, в некотором смысле всё ещё живущим в настоящем».
Известно, что некоторые поэты, художники и писатели обладают даром предвидения. Писатель Владимир Войнович в своё время предсказал распад СССР. 9 сентября 2017 года в Доме журналиста в Петербурге Владимир Войнович поделился своим видением прошлого, настоящего, будущего России и рассказал о возможном распаде страны.
Писателей называют «совестью нации». В нашей стране быть «совестью нации» очень и очень трудно. Известно, что многие честные писатели не выдержали «застоя»: кто-то эмигрировал из страны, кто-то спился… Прожить 85 лет и остаться совестливым интеллигентом это почти подвиг.
Я пожил при Хрущёве, Брежневе, Черненко, Андропове, Горбачёве, Ельцине, Путине, Медведеве… И могу сказать, что всё познаётся в сравнении.
Всегда кто-то или что-то не нравится. Людям свойственно стремиться к лучшему. Но лучшее, как известно, враг хорошего. Возможно, спустя какое-то время, оглядываясь назад, мы поймём, что нынешние годы были самыми лучшими в нашей истории. А может, и наоборот.
«Мы все хотим хорошего, но всегда получается по-плохому, – сказал в лекции «Социальная эволюция мозга человека» доктор биологических наук, профессор Сергей Савельев. – Потому что мы являемся участниками биологической эволюции, и когда надо принимать решение, поступаем как бабуины 65 миллионов лет назад, и никак иначе. И отбор у нас такой. Кто идёт по иерархической лестнице и достигает максимальных вещей? Самые интеллектуалы? Нет. Редко, случайность. Самые ответственные социально? Нет. У нас отбор негативный. Мы отбираем худших, а не лучших».
Китайцы смогли перестроить социализм и Китай стал великой державой. А мы в результате перестройки развалили могучую страну.
Обещают, что при нынешнем режиме в России уже не будет ни оттепелей, ни модернизаций, ни тем более революций.
Хотя некоторые экономисты уверены, что впереди нас ждёт «застой».
Я хорошо помню атмосферу «брежневского застоя», когда все перемены связывали только со смертью лидера. Брежнев правил 18 лет с 1964 по 1982 год. Путин тоже уже 18 лет управляет страной.
Сорок лет назад была схожая ситуация: стране навязали разорительную гонку вооружений, в результате чего страна обанкротилась и развалилась.
Сегодня опять экономические санкции, опять война… (во все времена война была лучшим средством оправдания удержания власти – ведь «коней на переправе не меняют»).
Как и сорок лет назад, у многих ощущение бега на месте. «Застой» – это и есть «бег на месте.»
Все ощущают потребность перемен, что нужен новый курс и новый лидер. Необходимо обновление власти. Люди устают от однообразия и хотят перемен. Таковы особенности общественной психологии. Многие хотят чувствовать себя современниками великих событий, участниками великих свершений.
Для элиты важна стабильность, а для интеллигенции это «застой».
Очевидно, что правящая элита не хочет отдавать власть. Потому что, как только они потеряют власть, их «сожрут» конкуренты. Вот и бьют своих, чтобы чужие боялись…
Следуя давней заповеди «разделяй и властвуй», общество поделили на «патриотов» и «предателей». Всех, кто говорит правду, обзывают «экстремистами».
«Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм!», – писал ещё Джордж Оруэлл.
Все дискуссии о торжестве демократии в «новой демократической» России свелись к предложению возродить монархию или ввести пост пожизненного президентства. Предлагают вернуть даже государственный гимн российской империи «Боже царя храни»…
Архетипы сознания неискоренимы. У нашего народа до сих пор «царь в голове». Ну не можем мы без «монарха», пусть даже он называется «генеральный секретарь» или «пожизненный президент».
Недавно один представитель власти предложил ввести в России монархическое правление. Однако как показал опрос общественного мнения 16—18 марта 2017 года, подавляющее большинство граждан не готовы к восстановлению монархии в России. Категорически против единовластия как формы правления высказались 68% россиян.
22% респондентов «в принципе не против монархии», но не видят подходящей кандидатуры.
6% жителей страны знают человека, который мог бы стать новым российским монархом.
Интересно, кто же это?
В вопросе о монархии в России применяется политтехнология «Окно Овертона». Вначале предлагают общественному мнению нелепую мысль, затем проводят социологические исследования на предмет её одобрения, потом предлагают законодателю утвердить в качестве нормы и т.д.
Власть объективно стремится к абсолютизации. Масштаб власти, которой обладает президент России не снился ни одному генеральному секретарю ЦК КПСС. Хрущёва ещё могли коллективно снять с должности. Чтобы отстранить от власти президента СССР, пришлось развалить СССР.
Демократии в России почти никогда не было. Даже на выборах 1996 года. Я был наблюдателем на одном из избирательных участков и хорошо помню, как секретарь избирательной комиссии мухлевала в пользу «административного ресурса». По голосам должен был победить Зюганов, а по подсчётам победил Ельцин. Оказалось, главное, не как голосуют, а как подсчитывают результаты.
По данным недавнего опроса ВЦИОМ лишь каждый шестнадцатый среди молодежи знает, что соперником Ельцина на выборах в 1996-м был Зюганов. Только 15% из них смогли расшифровать аббревиатуру «ГКЧП».
Недавно объявили конкурс на образ будущего для России – какой будет страна через десяток лет. Думают: что бы такое пообещать народу? Коммунизм к 1985 году уже был. Каждой семье отдельную квартиру к 2000 году – было.
Удвоение ВВП к 2012 году тоже не случилось.
Возможно, предложат «развитой капитализм» или полёт на Марс..?
«Звёзды» жалуются на маленькую пенсию, будто прожить на неё совершенно невозможно.
Действительно, что важнее: запускать космические корабли или повысить пенсию и минимальную зарплату до прожиточного минимума?
Обещания власти не стоят ничего. Потому что нет закона, по которому нужно отвечать за данные обещания. Все «в дурочку» играют. Молодых ещё можно обмануть. А вот нас, поживших при Хрущёве, Брежневе, Черненко, Андропове, Горбачёве, Ельцине, Путине, Медведеве – вряд ли.
Все споры сводятся к одному вопросу: будет четвёртый срок или не будет.
Я не знаю, как поступит власть. Но я знаю точно: нельзя идти против мнения общества, это всё равно что плевать против ветра.
Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак. Недавно купил календарь на следующий 2018 «год собаки» и понял, что на выборы можно не ходить.
Ради чего вообще стоит жить? Ради построения коммунизма для потомков или ради собственного счастья здесь и сейчас?
Для меня человеческая жизнь (и моя конкретно) есть масштаб и мерило истории. Я родился в 1959 году, и для меня время «аналоговое», а не цифровое; непрерывное, а не дискретное.
Раньше будущее маячило где-то за горизонтом. А сейчас будущее слилось с настоящим. Иногда хочется убежать от наступающего грядущего. Но оно настигает. Мы у будущего в плену.
Канадский писатель Дуглас Коупленд выдвигает концепцию супербудущего или продлённого настоящего. Грань между будущим и настоящим становится всё тоньше. Мы живём не только в настоящем и будущем, но в равной степени живём и в суперпрошлом, постоянно оживляя воспоминания и тем самым растягивая настоящее.
Сегодня многочисленные факты прошлого не имеют связующего нарратива. Непонятно в чём смысл прошлого, настоящего, будущего, в чём смысл истории. Невозможно рассказать историю мира как повесть или роман.
Пора снять виртуальные очки и оказаться нос к носу с реальностью!
8 сентября 2017 года в Санкт-Петербургском госуниверситете проходил Круглый стол «Довлатов и время надежд». Историк Лев Лурье объяснил, почему 1960-е стали переломным моментом в истории СССР.
После присуждения Пастернаку Нобелевской премии, Владимир Семичастный (по указанию Хрущёва) сказал следующее: «…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением»…» (имеется в виду роман «Доктор Живаго» – Н.К).
«Литературная мафия» в лице тогдашнего Союза писателей потребовала от Пастернака отказаться от Нобелевской премии. На всех углах стали повторять: «роман Пастернака не читал, но осуждаю». Травля вынудила писателя отказаться от Нобелевской премии. Дачу в Переделкино Пастернаку сохранили, но из Союза писателей всё же исключили.
Из Союза писателей по политическим мотивам также были исключены: А.Солженицын, В.Войнович, Виктор Ерофеев, Н.Коржавин, Л.Чуковская, В.Максимов, В.Некрасов, А.Галич, Е.Эткинд, Е.Попов, А.Синявский, Ю.Даниэль и др.
Поскольку в СССР многие художественные произведения не печатались, литераторы переправляли их на Запад. С 1958 года писатели А.Д.Синявский (под псевдонимом Абрам Терц) и Ю.М.Даниэль (Николай Аржак) публиковали за рубежом повести и рассказы с критическим настроением по отношению к Советской власти.
Когда КГБ выяснил, кто скрывается под псевдонимами, писателей обвинили в передаче для напечатания за границей произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй».
Судебный процесс против А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля длился с осени 1965 года по февраль 1966 года. Даниэль был осуждён на 5 лет лагерей по статье 70 УК РСФСР «антисоветская агитация и пропаганда». Синявский был приговорён к 7 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии строгого режима.
Поэта Иосифа Бродского КГБ СССР считал бездарем и тунеядцем. После публикации в газете «Вечерний Ленинград» статьи «Окололитературный трутень» вышла подборка писем читателей, которые требовали привлечь тунеядца Бродского к ответственности. С февраля по март 1964 года прошли два судебных процесса. В итоге поэта приговорили к пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. После смены власти в Кремле, Бродский смог вернуться в Ленинград. Однако уже 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский был вынужден вылететь из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту в Вену. В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Александр Твардовский, долгое время руководивший журналом «Новый мир», после отставки Хрущёва оказался неугоден новой власти. КГБ направил в ЦК КПСС записку «Материалы о настроениях поэта А.Твардовского». В результате организованной КГБ травли Александр Трифонович был вынужден сложить редакторские полномочия. После этого вскоре у него обнаружили рак лёгких, от которого он через год умер.
10 сентября 2017 года в Доме журналиста литературовед Глеб Морев объяснил, почему 1967год стал «точкой невозврата» для советской литературы. Я задал вопрос о реальности существования «графомафии» в нашей стране.
Даниил Александрович ответил: «Мы пришли к тому, с чем боролись. К капитализму».
«Я думаю, что капитально ничего не изменилось в течение XXI века, в котором мы уже прожили 16 лет. Ничего кардинального не наступило по сравнению с тем, что было. Можно ли назвать это стагнацией? Не знаю. Я таких ярлыков не люблю. У нас не прибавилось, весьма даже не прибавилось материальных условий, благополучия. Не прибавилось ощущения, которое было у нас, когда была советская власть: что мы создаём небывалое общество. Нет этого. Наоборот, поскольку мы решили перейти к капитализму, то оказались сразу в хвосте, и довольно ощутимом, длинном хвосте по многим самым важным параметрам: то на тридцатом месте, то на сотом месте. Это в смысле той жизни, которая касается почти что всех нас, не считая пенки: олигархов.
…
В смысле демократичности тоже никаких особых изменений нет, в смысле выборов. Увеличилось, может быть, количество партий. Но это ничего не меняет в жизни людей. Даже есть некоторые ухудшения.
…
Знаете, ту жизнь, которую ведет наша страна, ее нельзя рассматривать как прямую линию, восходящую или нисходящую, она скорее какая-то синусоида. Понятно?»
20 августа 2017 года в Санкт-Петербурге в магазине «Буквоед» выступала известный писатель, драматург и сценарист Людмила Улицкая. Людмила Евгеньевна полагает, что «нынешняя политика превращает Россию в страну варваров». «Культура потерпела в России жестокое поражение, и мы, люди культуры, не можем изменить самоубийственной политики нашего государства». «Когда культурой руководит малокультурный человек, это довольно печальная картина».
Я задал Людмиле Евгеньевне несколько вопросов: 1\ Что, по Вашему мнению, губит великую русскую литературу: политика, литературная мафия или Интернет? 2\ Почему многие деятели культуры уезжают из России?
Где гарантия, что нынешний борец с коррупцией, придя к власти, сам не станет коррупционером?
Мне хватило участия в одной революции 1991 года, чтобы понять, как борцы с привилегиями и коррупцией превращаются в коррупционеров. Они борются за власть, а не за интересы народа!
Вся история человечества – борьба за прибавочный продукт.
Люди не меняются, поэтому история повторяется.
Некоторые «мертвецы» имеют не меньшую власть над умами и душами живущих людей, чем действующие политики. Например, Сталин. Кажется, ещё недавно его «разоблачали», объявляли тираном, но вот опять ему памятники ставят.
Прошлое возвращается и повторяется в будущем.
Фильм «Матильда» – пример борьбы за прошлое во имя будущего.
Журналисты недоумевают: почему первое лицо не одёрнет зарвавшихся клерикалов и либералов, не выскажется по поводу фильма «Матильда», который, уверяют, он уже посмотрел?
Да бросьте вы, все знают «чьё мясо кошка съела»!..
А кто не согласен со святостью последнего русского царя Николая II, того могут привлечь к уголовной ответственности по статье 148 УК РФ за оскорбление религиозных чувств верующих.
Но кто же отдал приказ стрелять в безоружную толпу верующих людей, пришедших к своему царю-батюшке с хоругвями и молитвами в «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года?
Все понимают, что фильм «Матильда» направлен не против императора Николая II, а против авторитета Русской Православной Церкви, канонизировавшей Николая Романова и его семью, признав их «царственными страстотерпцами». При этом РПЦ отказалась признавать захороненные в Петропавловской крепости кости останками последнего царя и его семьи. И вот недавно японские учёные доказали, что останки царской семьи, с помпой захороненные в Петропавловской крепости, оказались подложными.
Устремляясь в будущее, мы возвращаемся в прошлое.
Говорят, в России наступает «новое средневековье»: опять клерикализм, опять заказной патриотизм, опять тайна личной жизни правителя.
Никакой демократии нет, да, наверное, никогда и не было, одна фикция. Власть всегда покоилась на лжи и насилии.
Опять в России элита хочет удержать власть несмотря ни на что. Но как показывает исторический опыт — заканчивается это революцией.
Известный литературовед, историк и общественный деятель Мариэтта Омаровна Чудакова считает, что столетняя годовщина революции 1917 года не должна пройти незамеченной. 29 марта 2017 года она выступила в Европейском университете в Петербурге с лекцией «Чего мы не знаем о 1917 годе?»
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил: «История повторяется дважды. Первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса».
Читаешь историю событий столетней давности и страшно становится от того, что всё повторяется. Опять в России семейная жизнь правителя это государственная тайна; опять в обществе сильнейшее имущественное неравенство; опять Россия ведёт войну, которой конца не видно; опять желание правящей элиты сохранить власть любой ценой…
Чтобы удержать власть и оправдать это в глазах народа, используются такие известные архетипы сознания как «защитник народа», «правитель мудрец», «спаситель отечества». Выборные манипулятивные политтехнологии известны со времён демократии древней Греции и древнего Рима.
Ещё древние греки заметили, что народное представительство приводит к тирании. Юлий Цезарь хотел разогнать Сенат, Наполеон Бонапарт разогнал Директорию, Кромвель получил фактически королевские полномочия, Ленин избавился от Учредительного собрания, Гитлер в результате поджога Рейхстага узурпировал власть, Ельцин расстрелял из танков парламент и приостановил работу Конституционного суда.
Сейчас вновь возобновились разговоры о будущем России. Одни говорят, что всё будет развиваться инерционно; другие требуют новой концепции развития. Кто-то предлагает возродить монархию в России, а кто-то предлагает держать курс на СССР – Соборную Социальную Систему России.
В связи с этим возникает вопрос: а не движемся ли мы по кругу?
Ещё древнегреческий философ Платон в трактате «Государство» говорил о цикличности смены одной формы правления другой: олигархия сменяется демократией, демократия приводит к тирании, тирания вытесняется олигархией… И так по кругу.
Гегель говорил, что единственная вещь, которой учит история, – то, что никто, никогда ничему у неё не научился.
История повторяется потому, что люди не усваивают уроки истории.
Правители вроде бы умные люди, закончили университет, изучали историю, но почему-то повторяют ошибки прошлого.
Почему?
Возможно потому, что по сути своей люди не меняются: всё так же корыстолюбивы, завистливы и лживы.
У человека, слишком долго находящегося во власти, создаётся неадекватное представление о действительности.
Чтобы понять тайный смысл запутанных действий властителей, нужно осознать, что все свои действия и реформы они проводят прежде всего в своих собственных интересах. Суть любых рекламируемых реформ прежде всего в том, чтобы прийти к власти или сохранить власть. Ведь если не сумеешь удержать власть, значит, не будет возможности и сделать что-то.
Но когда сохранение личной власти становится значимее интересов народа и государства, когда преданность во власти становится важнее профессионализма, тогда и случаются революции.
Директор института экономики РАН Руслан Гринберг считает:
«…если авторитаризм продолжается достаточно долго, то стабильность превращается в застой, что, собственно говоря, мы и наблюдаем сегодня. В общем, это, так сказать, константа российской истории. Автократия приносит какой-то порядок, проходит время — она надоедает, возникает стремление к разного рода либеральным перестройкам. А когда побеждает либеральная доктрина, в результате её реализации страна впадает в очередной хаос, и тогда опять возникает тоска по сильной руке — и всё начинается сначала».
«Чтобы предвидеть будущее, надо понять прошлое», – считает известный писатель Эдвард Радзинский. 25 мая 2017 года Эдвард Радзинский выступил в Санкт-Петербурге.
«Чтобы прийти к власти, надо обещать всё, что народ хочет. Люди хотят верить! Нужно доказать свою необходимость, а для этого нет ничего лучше, чем критиковать своего предшественника и проводить вначале противоположную политику, чтобы люди почувствовали надежду. Легче всего запудрить мозги счастливой перспективой, чтобы люди ждали, надеялись.
…
Без обмана во власти не обойтись. Необходимо, чтобы люди верили. Власть даже обязана врать! Когда невозможно убедить, необходимо заставить поверить! Власть требует, как держать слово, так и отступать от него. Всё обман, права только сила. Любое насилие и любой обман во имя нации есть благо. Надо создавать видимость перемен, чтобы народ верил, верил в лучшее будущее и терпел!».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, в чём РАЗГАДКА БУДУЩЕГО РОССИИ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –
Добавить комментарий