Подлинная история Ивана Поддубного. Сын врага, комик и беглец. Три штампа на судьбе Савелия Крамарова. Гений и злодейство: великие люди с ужасным характером.
Суббота, Октябрь 10, 2015 , 09:10 ДП
Подлинная история Ивана Поддубного
Великий борец, которого уважали во всем мире, в последние годы жизни страдал от недоедания.
«Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом…»
Он словно вышел из мифов о Геракле или из былин об Илье Муромце. История его жизни у многих вызывает скепсис — ну не может такого быть, неправдоподобно это.
Он родился в Российской империи, блистал на аренах Европы и Америки, пережил немецкую оккупацию, а в конце жизни был удостоен звания заслуженного мастера спорта СССР… Как всё это вместилось в жизнь одного человека — уму непостижимо.
Но, пройдя тяжелые испытания, познав большую славу, пережив любовь и предательство, Иван Поддубный оставался тем же, кем был вначале, — богатырём с простодушием и наивностью ребёнка.
Он родился 26 сентября 1871 года в селе Богодуховка на Полтавщине, в казацкой семье.
Род Поддубных славился физической силой и мощью, и Ваня пошёл в предков. Но если от отца ему достались сила и выносливость, то от матери — тонкий музыкальный слух. Это впоследствии поражало современников — не сочеталась эта музыкальность с внешностью силача.
Сила рода Поддубных не сделала их богатыми, потому с малых лет Иван приобщился к тяжёлому физическому труду, с 12 лет батрачил.
В двадцать с небольшим лет Иван отправился искать счастья в городе. По легенде, виной тому стала несчастная любовь — богатый сосед наотрез отказался выдавать замуж за «голодранца» свою дочь.
Силач Поддубный с лёгкостью устроился на работу портовым грузчиком сначала в Севастополе, а затем в Феодосии, и не помышлял о какой-то другой карьере.
Жажда борьбы
Как это часто бывает, всё изменил случай. В Феодосию приехал цирк Ивана Бескаравайного. Неотъемлемой частью цирковых представлений рубежа XIX–XX веков были выступления силачей и борцовские схватки. Вот и в цирке Бескаравайного были свои борцы, с которыми предлагалось посоперничать всем желающим.
Иван, уверенный в том, что силачам из цирка он не уступит, попробовал свои силы и… безоговорочно проиграл.
Тут-то он и понял, что борьба — это не просто соперничество крепких от рождения людей, а целая наука.
Ивана захлестнул азарт и желание доказать, что он может стать лучшим.
Он начал систематически тренироваться, изучать технику борьбы, и вскоре вновь вышел на цирковую арену, где одержал несколько побед над известными в ту пору атлетами.
После этого его приняли на работу в качестве профессионального борца в цирк Энрико Труцци. Так в 27 лет началась блистательная карьера Ивана Поддубного.
Как и большинство борцов в ту пору, он совмещал несколько амплуа. Поддубный демонстрировал силовые трюки, например, такой: ему на плечи клали телеграфный столб, на котором повисали с обеих сторон по десять человек и, в итоге, как правило, ломался… столб. Публика ахала в восторге.
Но основным зрелищем, конечно, была борьба. О Поддубном вскоре заговорила вся Россия, поскольку равных в традиционной русской борьбе на кушаках ему не было.
Судья — негодяй!
Однако в мире куда большую популярность имела французская борьба, которую позднее называли сначала классической, а затем греко-римской. Поддубный переключился на неё, и в 1903 году получил предложение представлять Россию на мировом первенстве в Париже.
Условия турнира, в котором участвовали 130 борцов, были весьма жёсткими — проигравший хотя бы одну схватку выбывал. «Русский медведь» Поддубный ураганом прошёлся по 11 соперникам, пока не встретился с кумиром французской публики Раулем ле Буше.
Схватка с французом едва не отвратила Поддубного от борьбы навсегда. Бои в ту пору могли длиться и по несколько часов, пока один из соперников не будет уложен на лопатки. Француз, не сумев взять Поддубного первым натиском, стал от него откровенно бегать. К тому же оказалось, что он обмазан жировым веществом, мешающим делать захваты, — этот нечестный метод, кстати, у борцов в ходу до сих пор. Когда же Поддубный обратил на это внимание судей, те лишь пожали плечами. А через час схватки победу отдали ле Буше «за красивые и умелые уходы от острых приёмов».
Такое решение разгневало даже французскую публику, а Поддубный, потрясённый подобной нечестностью, хотел вовсе завершить борцовскую карьеру.
Друзьям и коллегам с трудом удалось переубедить гиганта. Но надо сказать, что Поддубный в силу своего характера был крайне неудобен для организаторов борцовских схваток — «договорных» поединков он принципиально не проводил и взяток не брал. Из-за этого пару раз его противники даже пытались организовать убийство Поддубного, но, к счастью, эти планы сорвались.
Почему Поддубный не был олимпийским чемпионом?
Воздалось ле Буше на международном чемпионате в Петербурге, где он снова встретился с Поддубным. Месть была жестокой — русский борец вертел французом как хотел. В течение двадцати минут он продержал соперника, простите, в коленно-локтевой позе, под свист и улюлюканье публики, пока над ле Буше не сжалились судьи. После этого поражения у французского борца произошла настоящая истерика.
Турнир выиграл Поддубный, в финале в двухчасовой схватке победив другого француза — чемпиона мира Поля Понса.
С титулами в ту пору всё обстояло довольно непросто. В профессиональной борьбе то в одном, то в другом городе объявляли турнир «чемпионатом мира». Поддубный побеждал практически везде, но понять, сколько именно раз он был чемпионом мира, довольно непросто.
Но известно, что в период с 1905 по 1908 годы он неизменно выигрывал самый престижный из турниров — чемпионат мира по французской борьбе в Париже.
В ту пору уже набирали популярность Олимпиады, в программе которых была и борьба, но путь туда Поддубному был заказан. Олимпиады тогда были исключительно уделом спортсменов-любителей, а Поддубный был профессионалом.
К 1910 году борец, выигравший всё, что можно, заработавший немалые деньги, устал от мира профессиональной борьбы и решил завершить карьеру. Он уехал на родину, купил дом, землю и стал вести хозяйство.
Однако бизнесмен из Поддубного был никудышный, к тому же, запросы жены быстро сокращали его финансовые капиталы.
Вообще в любовных делах гиганту не везло катастрофически. В самом начале своей карьеры в цирке Поддубный влюбился в 40-летнюю венгерскую канатоходку, женщину опытную и темпераментную. Иван готов был на ней жениться, но венгерка скоро нашла себе нового ухажёра.
Затем был роман с гимнасткой Машей Дозмаровой. Это была удивительная пара — огромный силач и хрупкая, почти воздушная девушка. Но накануне свадьбы случилась трагедия — Маша упала из-под купола цирка и разбилась насмерть.
Первой женой Поддубного стала Антонина Квитко-Фоменко, и именно она разбазарила всё, что заработал муж, а в разгар Гражданской войны и вовсе сбежала, прихватив с собой часть медалей супруга.
В 1922 году Поддубный женился на матери молодого борца Ивана Машонина Марии Семёновне и в этом браке наконец обрёл личный покой.
Памятник Ивану Поддубному в Ейске.
Американский вояж «русского медведя»
Накануне Первой мировой войны Поддубный, финансы которого благодаря Антонине пели романсы, вернулся в цирк и вновь стал одерживать победу за победой.
Выступал он и в годы Гражданской войны, хотя это время в его биографии является, пожалуй, самой загадочной страницей. Точно известно только одно — простодушный гигант был слишком далёк от политики, чтобы присоединиться к какой-либо из сторон, и при этом его одинаково тепло приветствовали и белые, и красные, и зелёные.
Уже в самом конце войны в Одессе Поддубного едва не расстреляли красные — чекисты спутали его с организатором еврейских погромов по фамилии Поддубнов, но, к счастью, вовремя разобрались.
В 1922 году Иван Поддубный начинает выступать в Московском цирке. Врачи осматривают 51-летнего борца и разводят руками — претензий нет, здоровье отменное.
В 1924 году Иван Поддубный получил разрешение выехать на длительные гастроли по Германии и США.
Удивительно, но факт — борец, которому было далеко за 50, ни в чём не уступал соперникам, годившимся ему не то, что в сыновья, но даже во внуки.
В США, где правила борьбы были далёкими от европейских и более походили на уличную драку. Поддубный, тем не менее, быстро освоился и продолжил побеждать, собирая полные залы в Чикаго, Филадельфии, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско.
«Намедни ужинал с Поддубным — человеком огромной силы и такой же глупости», — эту характеристику атлету дал не кто-нибудь, а знаменитый русский писатель Александр Куприн. Великий борец действительно был невероятно наивен, чем пользовались окружающие. Когда скучавший по родине Поддубный собрался домой, американцы фактически лишили его заработанных гонораров — говорят, они и по сей день остаются где-то на счетах в американских банках.
Как Поддубный у немцев вышибалой работал
Тем не менее, в СССР Поддубного встречали как героя. По возвращении борец объявил, что завершил карьеру и отныне будет заниматься популяризацией борьбы.
Объявил, и… не завершил. Свою последнюю схватку на борцовском ковре он провёл в 1941 году, в возрасте 70 лет. Другого подобного примера спортивного долголетия в этом виде спорта история не знает.
В 1939 году 68-летний Иван Поддубный участвовал в параде физкультурников на Красной площади, и в том же году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Эту награду Поддубный носил с гордостью, практически не снимая, что спустя несколько лет едва не стоило ему жизни.
Он поселился в маленьком городе Ейске на берегу Азовского моря. От многолетних перегрузок начало пошаливать сердце, но к врачам Поддубный не обращался, предпочитая народную медицину. Когда началась война и немцы оккупировали Ейск, борец отказался куда-либо эвакуироваться, сказав, что жить ему осталось немного и бегать смысла нет.
Однажды немецкий патруль задержал на улице Ейска немолодого гиганта с советским орденом на груди. Гитлеровцы опешили от подобной наглости, но ещё больше опешили, когда узнали, кто перед ними.
Слава Поддубного была настолько велика, что оккупанты не тронули ни его самого, ни его награду и, более того, предложили переехать в Германию, чтобы там тренировать немецких атлетов.
Будь Поддубный хитрее, он, наверное, подумал бы, прежде чем отказываться, но силач ответил сразу решительным «нет».
Немцы пожали плечами и… оставили Поддубного в покое. Более того, для того, чтобы силач мог заработать на пропитание, выделили ему место маркера в бильярдной.
По совместительству Поддубный работал вышибалой в баре для гитлеровских военных.
Это, конечно, был полный сюрреализм: пожилой гигант с советским орденом на груди одной рукой вышвыривает на улицу перепивших солдат фюрера. А протрезвевшие наутро арийцы бегут не расправляться с «русской свиньёй», а писать письмо жене: «Знаешь, дорогая, меня вчера вышвырнул на улицу сам Иван Поддубный!».
Великана подкосил голод
После освобождения Ейска органы госбезопасности проводили проверку по поводу сотрудничества Поддубного с немцами и… не нашли криминала, посчитав, что отставной борец никоим образом Родине не изменил, а «коммерция — это просто коммерция».
Более того, в 1945 году Ивану Максимовичу Поддубному было присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Это было уже второе звание Поддубного — в 1939 году он как артист цирка был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
Увы, все эти звания не помогли Поддубному в послевоенные годы. Нет, его не преследовали по политическим мотивам, беда была в другом — для нормальной жизни гиганту нужно было значительно больше продуктов, чем обычному человеку, а при карточной системе решить эту проблему было почти невозможно.
Поддубный обращался к местным властям, те помогали, чем могли, но этого было явно недостаточно. В последние годы Поддубный распродавал свои медали, чтобы купить продукты.
Возможно, если бы он жил в Москве, всё сложилось бы иначе, но в маленьком Ейске борец оказался предоставлен сам себе.
Однажды, возвращаясь с базара, он упал, получив перелом шейки бедра. С тех пор прославленный богатырь ходил только на костылях.
Иван Максимович Поддубный умер от инфаркта 8 августа 1949 года и был похоронен в городском парке, рядом с могилами воинов, павших в Великую Отечественную.
Позднее на его могиле установили большой гранитный камень, на котором написано: «Здесь русский богатырь лежит».
Сын врага, комик и беглец. Три штампа на судьбе Савелия Крамарова
13 октября родился талантливый актер Савелий Крамаров
«Джентльмены удачи», «Неуловимые мстители», «Друг мой, Колька!», «Иван Васильевич меняет профессию». Среди этих фильмов не будет лишь одного — того, в котором бы он сыграл главную — настоящую — роль. Судьба так и не дала Крамарову такого шанса. Она вообще была неласкова к нему. Наверное, где-то там, наверху, его жизнь была взвешена, проштампована и отложена в другую стопку — стопку тех, кто вынужден бороться. Он боролся. И почти всегда проигрывал.
Штамп первый — сын врага
Ему было всего несколько лет от роду, а на нём уже висел ярлык «сын врага народа». Савелий отчаянно рыдал от страха, когда ночью в квартиру вломились мужики из НКВД — искали компромат на его отца, московского адвоката Виктора Крамарова.
— Виктора Крамарова арестовали в 1938 году, осудили по статье 58.10-58.11 УК РФ — на 8 лет лишения свободы за участие в меньшевистско-эсерской организации, — рассказывает Инга Лолдашова, старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления при ГУВД Красноярского края, подполковник юстиции.
— Он был молод, красив, образован, полон честолюбивых надежд, тайно изучал речи знаменитого дореволюционного адвоката Плевако. В Коллегии адвокатов, где служил Крамаров, про него говорили, что он очень талантливый юрист. Правда, председатель Коллегии дважды вызывал его к себе, критикуя за слишком уж рьяную защиту клиентов. Что искренность Крамарова, безусловно, ценна, но власти недовольны. Арест стал для Крамарова-старшего огромным шоком. В 1939 г., после суда, его отправили на лесоповал в один из лагерей Алтайского края. Оставшаяся в Москве супруга Бенедикта и маленький Савелий жили ожиданием встречи.
За все те годы, что Бенедикта ждала мужа, она не купила себе ни одной новой вещи — все деньги откладывала на покупку билета до Туруханска, чтобы повидать любимого. Но, съездив на свидание, в Москву Бенедикта вернулась одна: когда срок закончился, Крамаров-старший решил остаться в Сибири. В Москву и другие крупные города СССР ему, бывшему политзэку, путь был закрыт. Он даже подал на развод, чтобы спасти семью от возможных репрессий. Савелий решил поехать к отцу сам — в ближайшие же каникулы. Но не прошло и года, как Виктора Савельевича вновь забрали — шла вторая волна массовых арестов. Он так и умер в ссылке. Уже много позже на имя Савелия Крамарова пришло письмо из КГБ, в котором говорилось, что его отец полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Штамп второй — комик
В кино Крамаров попал случайно — шёл с занятий в Лесотехническом институте (детям врагов народа дозволялось учиться лишь в вузах «второго эшелона»), остановился поглазеть, как снимают кино. И вдруг ассистент режиссёра выдернул его из толпы: «Юноша! Да-да! Вы! Испуг, удивление сыграть сумеете?» Он сумел. В этот момент на судьбе Крамарова был поставлен второй штамп — Короля эпизодов. Его звали в кино часто. Но — только на роли второго плана.
— Перед съёмкой одного из эпизодов бенефиса, в котором Крамаров играл главную роль, я, молодой режиссёр с хорошим театральным образованием, — рассказывает теперь уже известный режиссёр Евгений Гинзбург, — начал объяснять Крамарову детали чуть ли не по системе Станиславского. Он сперва меня внимательно слушал, затем заскучал, а в конце концов сказал: «Что ты мне голову морочишь? Я неделю назад вернулся из Праги — снимался в кино. Знаешь, как мы там работали? Вхожу я в павильон, а через него, от стены до стены, на бельевой верёвке — плотненько так — висят мои рожи. Я так улыбнулся, эдак, такую гримасу скорчил… Каждый снимок пронумерован. И режиссёр мне от камеры в мегафон кричит: «Савелий! Нумер шесть!» Я вхожу в кадр и строю соответствующую рожу. А ты мне тут — настроение, мизансцена!»
И всё же — почему он так прижился в кино? Не только потому, что он такой уж смешной, нелепый со своими косящими глазами. А потому, что люди верили ему безоговорочно — что он такой же, как они. С соседней улицы, из подворотни. Свой. Босяк.
Штамп третий — беглец
Зрители его не просто любили — обожали. Когда Крамаров входил в телецентр «Останкино», к примеру, по огромному вестибюлю летел шёпот: «Крамаров идёт!» А милиционер на входе отдавал ему честь. Крамаров был внимателен с поклонниками, раздавал автографы, обязательно спрашивая: «Как вас зовут?» Но потихоньку начал тяготиться своим амплуа — ему было тесно в эпизоде. Хотелось большего. Одиночество стало его привычным состоянием. Шумным компаниям предпочитал вечер дома, с книжкой в руках. Очень следил за своим здоровьем.
— У Савелия была великолепная фигура — сложён, как Аполлон: точёное тело, каждая мышца видна, — рассказывает Евгений Гинзбург. — Тело своё он холил и лелеял: никогда не пил кофе — про алкоголь и не говорю! В «Останкино» в перерывах между съёмками мы уходили в бар, набирали бутерброды. А Савелий вынимал термос с травяным чаем, баночку с мёдом, прикрытую сверху белой бумажкой, орехи. Это был его обед. И никакого мяса! Всегда был одет с иголочки: если джинсы, то фирменные, если пиджак, то итальянский. Если машина, то иномарка. Чистота в ней была идеальная — ни соринки. Мои попытки аккуратно покурить в окно пресекались криком: «Ты с ума сошёл!»
В начале 80-х Крамаров решился на отчаянный шаг — эмиграцию. «Савелий считал, что в Америке как актёр будет более успешным. Я пытался его отговорить: мол, у них там и своих дурачков хватает. «Не, — говорил он, — дураки везде нужны!» И уехал», — вспоминает режиссёр Александр Митта.
Он уехал, пытаясь обмануть Судьбу. Но Америка приняла его с безразличием — так, как принимает миллионы беглецов со всего света.
В СССР у Крамарова было всё: первый произведённый здесь цветной телевизор завод отправил ему в подарок. Белоснежный «Фольксваген-жук» ему продали — сопроводив многочисленными заверениями в любви и дружбе — в Управлении делами дипкорпуса. Он ехал на Черноморское побережье отдыхать и был уверен: его поселят там, где он захочет. Здесь он входил в пятёрку главных комиков СССР. Там стал одним из тысячи безымянных актёров.
— Мы были с Савелием в очень дружеских отношениях, — говорит художник Михаил Шемякин. — Он был печальным человеком, как и все комики. Мы часто говорили с ним о его эмиграции. Основной причиной отъезда — вынужденного, подчёркивал он, — Савелий называл стремление играть трагические роли.
Крамаров считал себя большим драматическим, а где-то и трагическим актёром. Чтобы избавиться от штампа актёра комического, он решился на пластическую операцию, устранить косоглазие, которое придавало ему шарм. Но, лишившись изюминки, он встал в общий актёрский строй.
Сказались ещё и языковые проблемы — в солидном возрасте говорить на чужом языке без акцента сложно. А в Голливуде, если у вас акцент, то при всей талантливости и гениальности ничего, кроме эпизодических ролей, вам не дадут. И это ввергало его в ещё более мрачное состояние. Поэтому та болезнь, от которой он умер, возможно и стала результатом этих горестных переживаний.
…Крамаров пытался вернуться в Россию в начале 90-х. Даже снимался — у Данелии в «Насте», у Михаила Кокшенова в «Сафари по-русски».
— Одну из сцен снимали на Арбате. Милиция с трудом сдерживала толпу, — вспоминает фотограф Игорь Гневашев. — Он раздавал автографы, ему совали подарки. А остальные актёры стояли в сторонке и смотрели на то, как народ ломится к своему любимцу.
Он пытался бороться. Сперва — за место в профессии, затем — за жизнь. Но операция не помогла — он умер от рака прямой кишки. Судьба всё же уложила его на лопатки. На его могиле в Америке стоит надгробие, сделанное Михаилом Шемякиным. Гримёрный столик, на нём перемешаны маски — трагические и комические, а из-за театрального занавеса выглядывает Смерть. Шемякин свой замысел объясняет так: «Мне бы хотелось, чтобы Савелию на том свете было приятнее от мысли, что я воспринимал его как трагического актёра».
Саве́лий Ви́кторович Кра́маров (13 октября 1934, Москва — 6 июня 1995, Сан-Франциско) — советский и американский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974).
Гений и злодейство: великие люди с ужасным характером
Поистине гениальные личности крайне редко бывают приятными людьми. Они поглощены великими замыслами, не любят попусту терять время, в том числе, на ненужные «расшаркивания» или соблюдение этикета. Бывает так, что от осознания собственной значимости у некоторых выдающихся персон окончательно сносит крышу. На звание «самого несносного гения» мы отобрали 5 кандидатов, оставивших след в истории, науке и культуре.
Стив Джобс
Признанный IT-гений нашего времени Стив Джобс мог быть абсолютно невыносим. Друзья и подчиненные уже после его смерти поведали миру множество историй о том, как Джобс мастерски унижал людей, хамил и вел себя, словно капризный ребенок. Сотрудники Apple не раз слышали, как начальник распекал коллег, нисколько не стесняясь в выражениях. Иногда Джобс устраивал прилюдные «порки» и увольнения. От горячего нрава Джобса порой страдали и совершенно посторонние люди — от поваров в ресторане до полицейских. Однажды Джобса остановили за превышение скорости, и тот, не желая ждать, пока медлительный служитель закона выпишет ему штраф, начал неистово сигналить, а затем демонстративно рванул с той же скоростью. В бытовых вопросах он был также крайне придирчив.
По воспоминаниям его супруги, Джобс не мог около 8 лет решиться на покупку мебели в дом. Однажды во время пребывания в Нью-Йоркском отеле ему вдруг пришла в голову мысль, что пианино в номере стоит не на том месте, а потому потребовал прямо в ночи двигать тяжеленный инструмент. По воспоминаниям товарищей, все эти странности объяснялись перфекционизмом Джобса и его нежеланием терять попусту даже секунду времени. Но в конце концов, именно этому человеку и его нелегкому характеру мир обязан настоящей технической революцией.Никола Тесла
Загадка личности гениального ученого до сих пор вызывает интерес публики. Этот человек, как он сам признавал, сильно опережал свое время. По воспоминаниям современников, Тесле крайне сложно было взаимодействовать с людьми — таков был его характер. Он страдал от расстройства, которое выражалось в различных фобиях — ученый боялся микробов и без конца мыл руки, каждый раз пользуясь новым полотенцем, в отелях же селился только в те комнаты, номер которых был кратен трем.
Еще одной навязчивой идеей Теслы был счет — он подсчитывал, сколько кусков пищи на тарелке, сколько шагов сегодня сделал, каков объем чашки кофе или пиалы с супом. Кроме того, Тесла был одним из тех, кто разделял и поддерживал идею евгеники — учения о селекции человеческого рода. В 1935 году журнал Liberty опубликовал статью Теслы под названием «Машина, которая завершит войну». В числе прочих мыслей, ученый высказал предположение, что к 2100 году евгеника будет применяться повсеместно, а особи, «непригодные» для размножения, принудительно подвергнутся стерилизации.Альфред Хичкок
Признанный гений жанра «саспенс» обладал крайне непростым характером. Он был настоящим перфекционистом и на площадке выжимал актеров до капли, порой переходя грани разумного. Кроме того, Хичкок обладал весьма специфичным чувством юмора. Так, однажды, актеры, задействованные в фильме «39 ступеней», вынуждены были весь день проходить в наручниках, которые надел на них режиссер, так как тот утверждал, что потерял ключ.
В другой раз он повздорил с актрисой Хиппи Хедрен, звездой фильма «Птицы», и крайне своеобразно решил ей отомстить. Дочь Хедрен, Мелани Гриффит, получила в подарок от Хичкока куклу с лицом матери, лежавшую в гробу. По воспоминаниям современников, долго вытерпеть Хичкока в качестве собеседника не мог никто.Бобби Фишер
Гениальный шахматист Бобби Фишер в определенный момент стал выступать в СМИ с довольно громкими и провокационными заявлениями. Фишер делал выпады в адрес США и евреев.
Слова шахматиста о том, что холокоста никогда не было, подняли большую шумиху в прессе. Кроме того, он обвинил правительство США в том, что эти люди находятся под «полным контролем евреев» и выразил одобрение действиям Аль-Каиды и терактам 11 сентября 2001 года. В ответ на резкие заявления правительство США аннулировало паспорт Фишера, позже он сам подписал отказ от американского гражданства и был депортирован в Исландию.Михаил Лермонтов
На характер и мировоззрение Лермонтова во многом повлияла его семья и отношения между родственникам. Мать умерла, когда будущий поэт был совсем еще ребенком, отношения между отцом и бабушкой Елизаветой Арсеньевой были весьма сложными. Современники оставили крайне противоречивые отзывы о персоне поэта — многие отмечали его непривлекательную внешность, диспропорцию головы и тела, подчеркивая, что весь образ Лермонтова был отталкивающим. О характере его также осталось множество нелестных отзывов — отмечали его «злой язык», «завистливый нрав», мелочность и «ядовитость» характера.
Порой это очень мешало Лермонтову добиваться успеха: известен случай, когда он фактически отчитал профессора за то, что тот, по его мнению, дал недостаточно полный материал на уроке. Впрочем, среди множества суровых оценок личности поэта встречаются и другие, где отмечается, что его скверный нрав был всего лишь толстой оболочкой, пробившись сквозь которую, можно было разглядеть поистине чистую и прекрасную душу.
Добавить комментарий