Рубрики

Контакты

Откуда родом Рюрик. Сто лет предательства

Понедельник, Февраль 22, 2016 , 11:02 ДП

Откуда родом Рюрик

Откуда родом Рюрик

Откуда родом Рюрик. Под таким названием в начале 1988 года в «Литературной России» была опубликована статья профессора, доктора философских наук Бронислава Лисина. Тогда на публикацию почти не обратили внимания. Тем не менее, статья представляется очень интересной и достойной Вашего внимания.

 

Бронислав Лисин, доктор философских наук, профессор.

Литературная Россия. 5 февраля 1988 года, № 5 (1305) С.22

 

Тысячелетие крещения Руси как-то оставило в тени другую важную дату нашей истории. В прошлом году исполнилось 1125 лет основания первого русского государства. Конечно, за давностью лет такие даты часто несколько условны. Сейчас уже не вызывает сомнения, что государственные образования славян и соседних с ними племён как на севере, в районе Новгорода, Пскова, так и на юге, в бассейне Днепра, существовали ранее летописной даты.

Но 862 год, год призвания варягов, на который указывает «Повесть временных лет», нам всё-таки дорог пусть не как исходный, но всё-таки принципиально важный исторический рубеж для всех восточных славян.

С этой датой, а точнее сказать, с тем, что происходило на новгородской земле в ту пору, связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий. Эта дискуссия вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер. Пытаясь поставить под сомнение возможность осуществления в нашей стране планов коренной перестройки общества, наиболее «солидные» западные оппоненты начинают именно с древних времён. Дескать, славяне не в состоянии были даже сами создать своё государство. Потребовались норманны (германцы), чтобы навести на землях восточных славян порядок.

Действительно, согласно русским летописям, варяг Рюрик вместе со своими братьями Синеусом и Трувором был приглашён на княжение в новгородскую землю.
В XVIII веке историки Г.Ф. Миллер, Г.З. Байер, А.Л. Шлёцер, работавшие в Петербургской академии наук, выдвинули версию, согласно которой Рюрик и его дружина были шведского (норманнского) происхождения. Так возникла норманнская теория в различных вариантах, сохранившаяся и до наших дней. Причём её влияние оказалось настолько сильным, что даже многие известные историки – антинорманнисты (Х. Ловмяньский, В.Т. Пашуто и др.) согласны были с тем, что на русском троне находилась скандинавская династия. Различие между приверженцами и противниками норманнской теории состоит главным образом в определении роли пришлых элементов в создании Русского государства. Первые считают приход варягов-норманнов решающим фактором в объединении восточных славянских и угро-финских племён, другие это место отводят внутренним процессам экономического и социально-политического развития.

Но есть и принципиально иная точка зрения. Выдающаяся заслуга в её возрождении принадлежит покойному В.А. Чивилихину. Среди бесценной россыпи оригинальных идей и интереснейших фактов в его романе «Память» есть страницы, посвящённые призванию варягов. Владимир Чивилихин считает и убедительно доказывает, что Рюрик и его братья были славяне.

Обратимся к «Повести временных лет». Там говорится: «И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги – Русь, как другие зовутся – шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так».

Скажите, пожалуйста, где же здесь хоть малейший намёк на то, что приглашённые варяги – это шведы или норманны? Наоборот, здесь подчёркивается их различие. Речь идёт о руси, но ни один источник X-XIV веков не смешивает русь ни со шведами, ни с иным германским племенем. В летописях нет и намёка на иноязычие варягов. Более того, прямо говорится: «А славянский язык и русский один и тот же».

Не подтверждается норманнская теория и скандинавскими сагами. В них ничего не сообщается о событиях ранее княжения Владимира (978-1015 годы). Другим распространённым доводом норманнистов является якобы скандинавское происхождение имён многих послов и купцов, подписавших вместе с Игорем, сыном Рюрика, договор в Константинополе в 945 году. Между тем эти имена имеют кельтическое, фризское или собственно-славянское происхождение.

Кстати, и клянутся эти послы и купцы чисто славянскими, а не скандинавскими богами.
Эти и другие аргументы приводит профессор А. Кузьмин в своих примечаниях и комментариях к многочисленным первоисточникам о происхождении нашего государства, опубликованным в двухтомнике «Молодой гвардии» под названием «Откуда есть пошла Русская земля» (1986).

…За окном машины пелена дождя. Где-то мы проскочили нужный поворот и сейчас пытаемся сориентироваться по карте. Луч фонарика выхватывает названия сёл и маленьких городков:
Белов, Бобин, Буров, Вицин, Волков, Глазов, Грибов, Гуров, Карпов, Лисов, Луков, Руссов, Северин, Шдепков…
Барков, Брунов, Брюсов, Валов, Густов, Древелов, Клинков, Лицов, Малин. Маньков, Медов, Панков, Тарцов…
Нам нужен Старгород…Новгород… Старый центр варягов и новый город варяжский, как его называли летописи.

Любопытнейшая вещь топонимика. Прошли тысячи лет, сменились многие поколения и народы, а память людская хранит названия мест давно минувших времён. Не надо быть специалистом-лингвистом, чтобы с первого взгляда признать приведённые выше названия не просто славянскими, а чисто русскими. Не польские, чешские или даже белорусские или украинские. Один к одному – русские.

Где же эти места? В Швеции, куда фантазия норманнистов водворила родину варягов? Или на новгородско-псковской земле? Да, там подобных названий тоже не мало. Но мы находимся сейчас на севере Германской Демократической Республики, на территории бывшего когда-то герцогства Мекленбург. Здесь на рубеже Х века жили многочисленные славянские племена ободритов, вендов, ругов и другие. Одно из этих племён называлось Варины или вэринги, в русском языке это звучало как варяги. Близкое им славянское племя по языку и культуре было руги, руяне или русы, проживавшие на острове Рюген. Причём этот остров занимал совершенно особое положение в мире славян. Многие авторы, в частности Саксон Грамматик, подчёркивали, что находящийся на острове храм почитала «вся Славянская земля».

Интересно, что в письме к рюгенским князьям в 1304 году папа Бенедикт IX обращается как к «возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских». Даже город Любек по документам 1373 и 1388 годов помещается в Руссии. А разве случайно, что последняя жительница острова Рюген, говорившая по-славянски и умершая в 1402 году, носила фамилию Голицына?

С другой стороны, как сообщает В.А. Чивилихин, многие знатные роды России – Воронцовы, Вельяминовы, Морозовы, Левашовы, Кутузовы, Толстые, Пушкины и другие – числили своих предков из бывших славянских земель южной Прибалтики.

Кем же был Рюрик?

Договариваясь предварительно по телефону о встрече в государственном архиве города Шверина, я предупредил, что интересуюсь историей России. Доктор Раков, заведующий отделом, приготовил несколько интереснейших документов, включая подлинники писем Петра I. Кстати, фамилии типа Раков, Кленов, Дубов, и другие очень распространены на севере ГДР. Для меня особенно важной была книга о генеалогии мекленбургских герцогов, изданная в 1717 году в связи с браком Карла-Леопольда, герцога Мекленбургского, князя вендов, графа Шверина и дочери русского царя Ивана Алексеевича – Екатерины.

Мекленбургские герцоги ведут свою родословную от славянских королей вендов и ободритов. Согласно ей, Рюрик, Трувор, Синеус были сыновьями короля Годлайба (Годлава, Годослава), погибшего в 808 году в войне с датчанами. В силу их малолетства престол перешёл к братьям Годлава Трасику и Славомиру, а затем к преемникам Славомира – Годомыслу и Табемыслу. На последнем эта ветвь династии пресекается. Трон переходит к потомку родного брата деда Годлава Билингуса I – Мечиславу III.
Рюрик, Синеус и Трувор вынуждены были искать счастье за морем. Такой поворот дел не был чем-то необычным для жителей королевства вэрингов, ободритов, вендов, ругов. Тесные связи соединяли их с жителями Восточной Прибалтики. С полной уверенностью можно говорить о существовании там обширных колоний полабских славян. Бесспорно, что варяги-русь попадали практически в родную языковую и культурную среду. Были обширные династические связи. Например дядя Рюрика Витислав, князь Мечислав I и король Мечислав II были женаты на дочерях русских князей. В.А. Чивилихин высказывает даже предположение, что и сам Годлав имел жену – дочь новгородского князя Гостомысла Умилу.

А. Кузьмин собрал много и других убедительных доказательств. Скажем, по всему северу Руси распространена специфическая фельдбергерская керамика, характерная для балтийских славян VIII-X веков. В Пскове, например, она в соответствующих слоях составляет более 80 процентов. Много её и в Новгороде и других городах, где, по летописи, жили варяги. Обнаружено, что ранние средневековые новгородцы, ярославцы, костромичи имели антропологические характеристики, аналогичные черепам из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Уже в наше время на западном побережье Псковского озера зафиксирована группа населения, принадлежащая к западнобалтийскому типу «Южного побережья Балтийского моря». Изборские постройки VIII-X веков аналогичны городищам балтийского Поморья и славянского Мекленбурга.
Дом советской науки и культуры в Берлине провёл коллоквиум с участием ведущих учёных ГДР, занимающихся историей, языком, культурой славянских народов. Обсуждался доклад об образовании первого Русского государства. После оживлённой дискуссии участники согласились со следующим. Связи полабских славян с восточными славянами в VII-XI веках были значительно теснее и интенсивнее, нежели связь последних со Скандинавией. Однако в исторической науке до последнего времени это направление фактически не разрабатывалось.

Данных в поддержку норманнской теории практически нет. Более того, те аргументы, которые выдвигали её основоположники в свете современных методов исследования, выглядят совсем по-другому.

Справедливости ради нужно сказать, что норманнистам был дан жестокий бой нашими русскими учёными ещё в XVIII веке. 24 сентября 1752 года на защите диссертации Миллера «О начале русского народа» с резкой критикой её положений выступили Ломоносов, Крашенинников, Попов. В итоге было признано необходимым диссертацию уничтожить. Ломоносов был, в частности, убеждён, что Рюрик происходил из полабских славян. С этим тезисом не спорили и участники коллоквиума. Однако высказывались сомнения в достоверности мекленбургского генеалогического источника. Действительно, в истории немало случаев, когда родовое древо создавалось в угоду политическим или династическим амбициям.

Предвзятость мекленбургских авторов могла объясняться браком между представителями двух правящих династий, существенной в тот период зависимостью Мекленбурга от России. Доводы, заслуживающие внимания.

Однако есть факты и подтверждающие сведения генеалогии. В Чивилихиным было установлено, что в 30-е годы прошлого века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в Северной Германии была записана древняя легенда о Рюрике и его братьях. В ней говорится, что дети короля ободритов Годлава – Рюрик, Сивар, Трувар отправились на восток, где совершили много подвигов. Благодарный народ упросил их не уходить. Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар – Псковское, Трувар – Белозерское. Младшие братья скоро умерли, не оставив детей. Рюрик присоединил их княжества к своему и стал главой династии, которая царствовала до 1598 года. Маловероятно, чтобы сведения из русской летописи фигурировали за две тысячи вёрст в другой стране в виде народной легенды.
Трудно заподозрить в предвзятости и австрийского дипломата Сигизмунда  Герберштейна, который, будучи посланником императора в Московском княжестве в ХVI веке, оставил подробное описание его истории, быта, нравов и так далее. Рюрика и его братьев он тоже считал славянами.

Интересную книгу выпустил в 1858 году в Петербурге Александр Васильев. Она называлась «О древнейшей истории северных славян до времён Рюрика, и откуда пришёл Рюрик и его варяги». Автор также доказывает, что варяги были славяне. Однако он считает, что они пришли не из-за моря (Балтийского), а из-за озера Ильмень, куда переселились с Южной Прибалтики задолго до этого.

Ряд источников позволяет предполагать, что язык, культура, обычаи полабских славян были ближе к восточным славянам (или даже почти идентичны), чем к западным (полякам, чехам). К сожалению, язык полабских славян нам известен плохо.
Они не выдержали германкой экспансии. Ослабленные междоусобицами, они частично были истреблены, частично ушли в другие земли, преимущественно славянские. Большая же часть подверглась онемечиванию. Причём славянский язык сохранялся в отдельных местах ещё до ХVII века.

В обычаях, национальной одежде, языке жителей бывшего Мекленбурга, нынешних округов ГДР Шверин, Росток и Нойбранденбург имеются особенности, вызванные славянским происхождением значительной части коренных жителей…

И всё-таки история подарила нам прекрасную возможность вернуться к первоистокам связей наших предков с полабскими славянами. На территории ГДР в округах Коттбус и Дрезден проживают лужицкие сербы, прямые потомки полабских славян, родные братья и сёстры ободритов, руссов и других племён. Древняя и самобытная культура лужичан, их язык имеют много общих элементов с русскими. Наших исследователей здесь ждут интереснейшие открытия, проливающие свет на историю русского и других славянских народов.

Итак, на вопрос, откуда родом Рюрик, есть достаточно оснований для определённого ответа. Но поиск нельзя считать завершённым. Мы вправе рассчитывать на выявление новых фактов, новых источников в исторических архивах, археологических раскопках, этнографических и лингвистических исследованиях. Они позволят более полно и ощутимо представить нам одну из важнейших страниц истории нашей Родины.

Сто лет предательства

Сто лет предательства

В современном словаре русского общественно-политического языка слово «предательство» занимает особое место. Почетное, важное. Точно так, как в любом политическом споре рано или поздно упомянут Гитлера, точно так, рано или поздно, обвинят кого-нибудь в предательстве. Если и есть у нашей политической нации какая-либо глубокая психологическая травма, то искать ее нужно именно в поцелуе Иуды.

Блуждая по историческому саду бесконечных расходящихся тропок, у нас в любом переломном пункте минувшего века то и дело упираются в предательство: отдельного ли человека, целой ли социальной группы. Стоит заговорить о событиях февраля 1917 года, как обязательно всплывет мартовская запись последнего Государя: «кругом измена, трусость и обман». Если речь зайдет о Великой Отечественной, тут же обязательно чертиком выскочит Власов. Все события 1991 года тоже неразрывно связаны с теми или иными предательствами. Горбачев, который предал страну, Янаев и Ельцин, которые поочередно предали Горбачева (да и страну тоже), Бакатин, который совершил государственную измену, в знак доброй воли передав американцам секретные сведения.

Да и вся новейшая история тоже постоянно проходит под знаком измен, ударов в спину, предателей и предательств.

Мы слышали речь Лии Ахеджаковой над гробом Эльдара Рязанова, в которой она с гордостью объявила не только себя национал-предателем, но и покойному приписала такую честь, хотя он вряд ли ее об этом просил. Мы видели выступление нашего президента, когда он говорил о сбитом Турцией самолете. В душу никому не залезешь, но здесь было ясно, что президент наш имел какие-то твердые договоренности со своим турецким коллегой, и тот действительно нанес Путину удар в спину. В этом явно было нечто личное. Конечно, глава государства отвечает за всех своих граждан, это его работа, но вот погибших летчика и морпеха Путин принял ближе к сердцу, чем кого-либо еще. Словно в известной фразе Андрея Битова из «Учителя симметрии»: как ты посмел, чтобы тебя предали!

Мы привыкли и перестали удивляться тому, что наши государственные деятели, совсем недавно занимавшие самые высокие государственные посты, имевшие доступ к любой военной и государственной тайне, после отставки начинают ездить на поклон к нашим геополитическим противникам и торговать Россией оптом и в розницу. Никого давно не удивляет, что бывший премьер-министр, занимавший второй пост в государстве, отправляется за океан, чтобы настучать там на российских журналистов. И ничего: никто не обвиняет его в измене и подлости, кроме тех самых журналистов. Никто не препятствует ему вести бурную политическую жизнь и выдвигать свою кандидатуру на выборах в Думу. А что такого? Ну, такова у человека позиция. У нас свободная страна.

Никого не удивляет, когда политтехнологи, годами формировавшие образ современной российской власти, сдав кремлевский пропуск, сразу же начинают работать на непримиримую оппозицию, обещая, что власть вот-вот полетит вверх тормашками, а страна, видимо, распадется. А что поделать? Профессия у людей такая.

Никого не удивляет, когда главный редактор проправительственной газеты, лишившись кресла, сначала громко заявляет, что ни в какие ходорковские не пойдет, а через несколько лет уже переплевывает всякого Ходорковского, давая интервью «Свободе» и сообщая публике, что жил-де в матрице, а теперь прозрел. Видимо, выбрав нужную пилюлю.

Никого не удивляет, когда маститый художник вот только что воспевал героев блокады, а буквально на следующий день уже плюет им на могилы. Догадливый зритель понимает, что где-то за кулисами произошел трансфер, и художник теперь играет за другую команду.

И ни у кого при этом ни тени сомнения, никаких мучительных размышлений, никаких «я обманывал вас столько лет, я больше не могу писать, я ухожу в монастырь сажать капусту, а не стричь». Нет, куда там. Можно прозреть в одну сторону, а через пару лет прозреть в другую.

Даже странно, что в 1812 году наши дворяне, которые сплошь говорили на французском и преклонялись пред Наполеоном, отправились на войну и гибли, защищая свою страну от своего бывшего кумира. Странно, что советская интеллигенция тридцатых, та самая, которая, как нам вдалбливают, только и ждала ночных воронков, тоже отправилась в большинстве своем на фронт, несмотря ни на какие репрессии.

Как же мы докатились до такой жизни, что сегодня народ только и ждет от своей элиты какой-нибудь подлости и предательства?

Станислав Белковский, вальяжно развалившись в студии телеканала «Дождь», рассказывает своим поклонникам, что санкции дескать вовсе и не направлены против обывателя. Никто на Западе ни в какую народную революцию не верит, не ждет ее и не провоцирует. Санкции — от секторальных до персональных — давят на наши элиты. На Западе ждут переворота. А уж как он будет легитимизирован в глазах мирового сообщества — спектаклем на площади или сакраментальным » я устал, я ухожу» — кого это волнует.

Чем сильнее давление на Россию со стороны Запада, тем виднее нервозность в самых активных слоях нашего, скажем так, патриотического населения. Не потому, что кто-то боится возможной конфронтации (хотя ее и не хотят), а потому, что опасаются: элиты опять сдадут, с элитами договорятся за спиной народа или даже за спиной президента. Отсюда и перемещения многих в лагерь упадничества: Путин сдал, Путин слил. Президента в предательстве пока не обвиняют, скорее, как и Николая Второго его начинают упрекать в беспечности, в том, что в ряде случаев он пускает ситуацию на самотек. Хотя, вроде, никаких оснований для таких выводов пока нет, но степень тревожности возрастает прямо на глазах. Чем больше общаются с прессой представители экономического блока нашего правительства, тем истеричнее становятся реплики экспертов и комментаторов.

Иногда складывается впечатление, что нации куда больше экономического роста нужен хороший психотерпаевт. Ведь предают не те, кому ты не доверяешь. Открытый враг уже не способен предать. Зря переживала Ахеджакова — она не меняла свою позицию много-много лет. Все знают, чего от нее ожидать.

А вот чего ожидать от тех, с кем находишься в одном лагере, никто и не знает. Все переглядываются: кто откроет ворота крепости при осаде?

Это нетерпимое положение дел при сегодняшних сложных раскладах. Но что сделать, чтобы исправить его, сказать трудно. Наши власти, рассматривая рейтинги президента и даже правительства, похоже вообще не видят этой проблемы. «И так все отлично, едем дальше».

Никому не хочется через несколько лет стоять у стены в ожидании расстрела и вспоминать тот далекий вечер, когда он вышел прогуляться, чтобы взглянуть на сломанные ларьки.

 

Ольга Туханина

http://politconservatism.ru/blogs/sto-let-predatelstva


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *