О трагедии силовиков
Сегодня ситуация в России в части действующих политических сил аналогична ситуации в начале ХХ века. И развивается по аналогичному сценарию. Для понимания происходящего требуется совершить экскурс в историю и объяснить некоторые детали организации управления российским обществом.
К 90-м годам XIX века крупный российский бизнес набрал достаточную силу, чтобы начать оказывать реальное влияние на политику власти. К середине 90-х годов экономическая элита оказывала такое влияние на экономическую политику страны. Но на этом процесс расширения влияния крупного капитала на общественные процессы закончился — власть и мысли не допускала о возможности вмешательства экономической элиты во внутреннюю и внешнюю политику.
Мало того, бюрократия решила даже поставить крупный капитал на место. Власть организовала «наезд» на Савву Мамонтова и разорила его. Мамонтов был одним из крупнейших представителей российской экономической элиты и активно поддерживал культурную деятельность. Так что был заметной и влиятельной фигурой не только в экономической, но и в культурной сфере и олицетворял лучшие черты новой экономической элиты. Поэтому и был выбран в качестве объекта показательной экзекуции.
Однако из этого «наезда» крупный капитал сделал совсем не тот вывод, на который рассчитывала власть – не вернулся в положение оброчного холопа, а начал бескомпромиссную борьбу с самодержавием. В первую очередь стал целенаправленно ковать оружие – создавать сильную политическую элиту. Для достижения этой цели экономическая элита начала финансировать все политические движения страны.
Так российский крупный капитал взял курс на свержение самодержавия. В этом предприятии экономическая элита действовала из-за кулис – использовала в качестве инструмента разрушения политические партии. И подключила культурную элиту, которой стала оказывать широкую меценатскую поддержку. Что и обеспечило расцвет «серебряного века». Благодарная культурная элита занялась целенаправленной дискредитацией власти и аристократии как ее главной опоры.
Политические партии занялись прямым расшатыванием общества. Социал-демократы расшатывали городскую часть российского общества, социалисты-революционеры — городскую и сельскую части, либералы – дворянство и интеллигенцию. В итоге меньше чем за двадцать лет политической и культурной элитам удалось полностью дискредитировать власть и расшатать российское общество.
Следует признать, что замысел экономической элиты был блестящим – за атаками со всех сторон власть не могла разглядеть, кто именно инициирует и поддерживает дискредитацию ее самой и расшатывание общества. Ведь для этого не требовался формализованный центр. Русский бизнес занимался этим между делом и без формальностей – обсуждал на деловых ужинах, а деньги передавал через посредников наличными. В результате власть видела только разной идейной окраски «смутьянов».
К концу 1916 года экономическая элита поняла, что велика вероятность победы Антанты уже в 1917 году. А победоносное окончание войны, без сомнения, укрепило бы самодержавие. Соответственно, свалить пусть и прогнивший режим стало бы практически невозможно. По крайней мере, в обозримой перспективе. А потому у крупного капитала оставалась единственная возможность покончить с самодержавием — организовать наступление на власть зимой 1916-1917 годов. И она это сделала — организовала революцию.
Для этого крупный бизнес привлек военную элиту. Командование царем армией быстро избавило генералитет от верноподданнических чувств. Поэтому генералы без колебаний примкнули к заговору. В конце 1916 года в Думе было организовано беспощадное информационное наступление на верховную власть – ее обвиняли в предательстве национальных интересов, а царскую семью и ее ближайшее окружение – в шпионаже в пользу Германии. Экономическая элита организовала перебои в снабжении столицы продовольствием, пользуясь которым политические силы начали провоцировать народные волнения, быстро перешедшие при поддержке военных в вооруженное восстание. Затем военные заблокировали царя на станции Дно, что позволило без больших потерь свергнуть самодержавие.
История с Ходорковским выглядит ремейком истории с Саввой Мамонтовым. И точно также российские олигархи не смирились с отстранением от политической власти и больше десяти лет осуществляют аналогичный план реванша. Только другим способом.
Если отказаться от замшелых стереотипов обществоведов, то обнаружится, что более реальной выглядит модель системы управления обществом в которой власть является только вершиной «айсберга» правящего класса. Именно последний реально формирует власть, как исполнителя своей воли, и задает вектор изменения общества. В феодальном обществе правящим классом была аристократия, в индустриальном обществе это неформальное объединение политически активных субъектов элит.
В «лихие 90-е» российский правящий класс состоял из столичных либеральных мажоров и региональной бюрократии. В этот, выглядящий экзотическим правящий класс партнеров, объединила общая цель – приватизация общественных активов. К середине 90-х вошедшие в силу олигархи опустили либералов-мажоров на положение прислуги и в виде «семибанкирщины» заняли их место. А затем быстро достигли в правящем классе доминирующего положения.
Но в 1998 году Б. Ельцин осуществит «рокировочку», запустившую процесс реорганизации правящего класса. Президент сделал это единственным доступным себе способом – передал полномочия верховной власти представителям силовых элит. Как следствие, в течение нескольких лет состав правящего класса, иерархия элит в его составе кардинально изменилась. Сначала было кардинально ограничено влияние олигархов, а затем из его состава были удалены губернаторы. В итоге к середине нулевых российский правящий класс приобрел современный вид, который демонстрируют силовые и олигархические «башни Кремля». Это разделение отражает распределение между ними сфер управления обществом, как естественное следствие профессиональных особенностей силовой и экономической элит – силовые «башни» контролируют политическую, правоохранительную и военную сферы, олигархические «башни» контролируют гражданские сферы – экономическую и социальную. Это объясняет, к примеру, почему в Администрации Президента нет экономического управления. Ведь в результате раздела властного поля каждый из партнеров занимается управлением только доставшимся ему полем деятельности.
В таком разделении олигархи остались политическими кастратами. Но «болотная история» продемонстрировала, что они не отказались от политических амбиций и восстановление своей политической потенции является для них ключевой задачей. Так что «болотная» история выглядит ремейком революции 1905 года – пробой сил и своих возможностей организовывать массовые выступления народа.
Но сам проект свержения силовых «башен» осуществляется совсем другим способом. Его суть объясняет странность в результатах контроля олигархическими «башнями» управления гражданской частью общества. При том, что крупный бизнес вполне эффективно управляет своими предприятиями, эффективность управления экономической и социальной сферами все время неуклонно деградирует. Последняя «прямая линия президента» продемонстрировала близкие к катастрофическим результаты этой деградации. Потому что продемонстрированная силовым «башнями» в сирийской и крымской истории эффективность управления выглядит просто фантастической. Но принципиально разная эффективность управления одной властью разных сфер может иметь только одно объяснение – низкая эффективность является результатом сознательной политики части правящего класса, контролирующего соответствующие сферы деятельности.
Процесс деградации управления социальной и экономической сферами общества является результатом целенаправленной политики олигархических «башен». Это же они формируют кадровый состав министерств и ведомств своими «засланными казачками» – умеющими только рулить финансовыми потоками мажорами. В результате в них вообще не осталось специалистов. И эта политика олигархических «башен» последовательно осуществляется уже больше десяти лет. Так что если до своей политической кастрации олигархи по модели Березовского назначали только верхний состав руководства министерств и ведомств и не трогали специалистов-исполнителей, то, взяв курс на деградацию системы управления социальной и экономической сфер, олигархи стали в первую очередь убирать из системы управления специалистов. И снижать уровень качества руководства – при каждой смене любого руководителя выбор делался в пользу более слабого кандидата. Это с печальной очевидностью демонстрирует череда смены министров экономического развития – Греф, Улюкаев, Орешкин.
Как итог, эффективность системы управления экономической и социальной сферами опустилась «ниже плинтуса». Так что вовсе не случайно «золотой дождь нефтедолларов» почти весь ушел «в песок» – только военным удалось часть сверхдоходов использовать для модернизации армии. Ведь лишение противника ресурсов, это ключевая задача любой борьбы. И олигархические «башни» ее успешно решили – пустили на ветер сверхдоходы, которые силовики могли бы использовать для стабилизации положения в случае возникновения критической ситуации в стране. Тогда как накопленных в фондах резервов в случае возникновения в обществе критической ситуации надолго не хватит.
Изложенное позволяет понять идею плана олигархических «башен» по свержению силовиков. Деградация системы управления социальной и экономической сферами расшатывает общество. И обязательно приведет к критической ситуации в стране. Как это случилось во второй половине 80-х. Соответственно, критическая ситуация обязательно перерастет в народные волнения, которые олигархические «башни» простимулируют до точки кипения и направят «кипяток» народного гнева против власти. И тогда на Болотную придет не «офисный планктон», а «простой народ». Это будет уже не политический протест, а полноценная смута. При этом силовики «свинтить» волнения не смогут – как свидетельствует наша история ХХ века, в случае смуты служащие силовых структур всегда оказываются на стороне народа, а не генералов.
Мировой экономический кризис ускорил реализацию плана олигархических «башен». Социально-экономическая ситуация в стране быстро ухудшается не только в результате криворукого управления, но и влияния мирового кризиса. Так что «процесс пошел» и уже ускоренным темпом. И то, что в последние годы сами олигархи полностью исчезли из информационного пространства, свидетельствует о реальности плана. Ведь выглядит как-то странно, что самые богатые люди страны молчат как рыбы по поводу неуклонно ухудшающейся социально-экономической ситуации в стране. Совсем как у Булгакова: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус». Симптоматично, что и экономический блок правительство все время говорит только об успехах в деле преодоления кризиса. Но так как реальных успехов нет, получается, что устами министров заговорщики усыпляют бдительность силовиков.
Каковы шансы олигархических «башен» на успех их плана свержения силовиков – возвращения к системе власти второй половины 90-х годов? Соответственно, опускания силовиков до статуса того времени. Для этого нужно понимать, на чем основывается эффективность любой власти. В принципе, любая элита способна эффективно управлять обществом – в любой есть талантливые управленцы. Дирижер В. Гергиев и режиссер О. Табаков, это наглядно демонстрируют. Для эффективного управления обществом правящему классу требуется адекватность, управленческие способности и качественное интеллектуальное обеспечение. И все три фактора критичны по модели табурета с тремя ножками – без одной он не может стоять.
Уже к 2008 году силовики достигли достаточного уровня адекватности – реально воспринимают окружающий мир и если не суть, то хотя бы характер развивающихся в нем процессов. Сирийская и крымская истории свидетельствуют о высоком уровне их управленческих способностей. Тогда как с интеллектуальным обеспечением дела обстоят из рук вон плохо. В результате для силовиков оно является реальной ахиллесовой пятой.
Интеллектуальное обеспечение выполняет для власти, как капитана общественного корабля, функцию штурмана – объясняет куда и как нужно вести корабль. Олигархическим «башням» функцию интеллектуального обеспечения выполняют Высшая школа экономики, Академия госслужбы, институт имени Гайдара и их дочерние структуры. Силовикам функцию интеллектуального обеспечения выполняет РПЦ. В итоге получается, что у российской власти, как у двуглавого орла, имеется одновременно две мировоззренческие ориентации – либеральная и православная. То есть, головы смотрят в прямо противоположные стороны. Соответственно, такой орел никуда лететь не способен. Что и демонстрирует ситуация с застоем общественного развития.
Но для силовиков хуже другой аспект этой ситуации. Современное общество организовано на представлениях индустриальных идеологий – версий социализма и либерализма. И поэтому верующему человеку для комфортного существования в обществе требуется мировоззрение, которое хотя и имеет в своей основе религиозное учение, тем не менее должно содержать и набор идеологических представлений об организации общества. А так как власть предлагает только либеральные представления на этот счет, общество видит противоестественную мировоззренческую ориентацию власти – православно-либеральную. Но так как российские либералы дискредитировали не только себя, но и либерализм, демонстрировать такую идеологическую ориентацию силовикам просто глупо.
В качестве штурмана РПЦ полностью сермяжная – располагает общественным лоциями только эпохи средневековья. Ведь у нее имеется только библейский набор представлений об организации общества и порядков в нем. Соответственно, РПЦ способна быть штурманом только феодального общества. И РПЦ была успешным штурманом российского общества на протяжении многих веков. Так что создание русской нации и Московского царства, это в первую очередь ее заслуга. Но сегодня Россия, это совсем другое общество по принципам и организации. В котором, судя по выступлениям иерархов, она просто не разбирается.
Так что у РПЦ идей для развития российского общества нет вообще. От РПЦ слышатся только призывы везде соблюдать «десять заповедей». Но для современных условий их мало – порок ведь тоже развивается. И на новом уровне развития появляются и новые пороки. А в библейских заповедях нет запрета современных грехов – коррупции, рейдерства, инсайда, недобросовестных политических технологий и др. В результате власть оказывается в ситуации водителя, который имел возможность изучить только часть правил дорожного движения.
РПЦ не выполняет и другую важнейшую для власти функцию – достижения максимальной степени мировоззренческого единства общества, как главного условия его консолидации. РПЦ лукавит, когда утверждает, что 80% русских являются православными. Статистика посещений главных церковных служб, Рождества и Пасхи, свидетельствует, что реально воцерковленными являются 3-5% русских. Тогда как остальные, называя себя православными, таким способом определяют свою этно-культурную принадлежность. Все-таки православие было мировоззрением русского народа большую часть его истории. И эта часть «православных» относится к РПЦ без какого-либо почтения. Как следствие, мировоззренческое влияние РПЦ ограничивается 3-5% процентами русских. В сравнении с расходами на строительство храмов такой результат двадцатипятилетних трудов по возращению народа в православие выглядит убого. А это значит, что РПЦ не способна обеспечить даже минимально необходимый уровень консолидации общества. По сути, только втирает власти очки.
Получается, что у силовых «башен» нет реальной возможности в случае возникновения критической ситуации консолидировать на свою поддержку существенную часть общества – 3-5% реально православных граждан для этого недостаточно. Тем более, что благополучие самих священнослужителей, мягко говоря, отнюдь не вызывает одобрения их паствы. Ну и эпопея воцерковления наглядно продемонстрировала, что управленческие способности пастырей исчерпываются умением выжимать из власти финансовую и правовую поддержку.
Сегодня силовики бодрым шагом идут к выкапываемой для них олигархами политической могиле. И когда они подойдут к ее краю, олигархам останется только организовать толчок, который отправит силовиков в политическое небытие. И на краю политической могилы силовикам уже будет поздно избежать подготовленной им участи – у них просто не будет пространства для маневра, а их положение будет минимально устойчиво.
Динамика развивающихся в российском обществе процессов оставляет силовикам очень мало времени для решения проблемы качества своего интеллектуального обеспечения. С учетом развивающихся в мировой экономике негативных процессов, которые в ближайшее время могут быстро довести ситуацию в социально-экономической сфере до критического состояния, у силовиков на решение этой задачи имеется не больше года-двух. Учитывая уровень сложности этой задачи, шансов успеть ее решить у них совсем немного. А у российского общества, соответственно, велики шансы вновь получить олигархическую власть и возобновление ускоренного процесса деградации страны. То есть, вернуться в 90-е. Так что будущее страны сегодня зависит только от того, смогут ли силовики привести свое интеллектуальное обеспечение до адекватного имеющимся условиям качества.
https://cont.ws/@omega-techs/691903
Добавить комментарий