Рубрики

Контакты

Миф о гладиаторах: поголовные смертники?

Среда, Февраль 3, 2016 , 07:02 ДП
Миф о гладиаторах: поголовные смертники?

О существовании в Древнем Риме явления гладиатуры широко известно. При этом данное явление окружено таким значительным количеством мифов, что исторические факты уже трудно отличить от откровенных вымыслов. Попробуем разобраться с главным вопросом, который был подвергнут самой серьезной мифологизации, — вопросом о неизбежной смерти гладиатора на арене.

Прежде всего хочу отметить, что данный материал не является исчерпывающим по указанной теме, а оттого претензии, начинающиеся с фразы «автор забыл упомянуть о…» или «автор — дилетант, он же не рассказал о…» считаю в данном случае лежащими вне темы исследования.

Постановка вопроса звучит следующим образом: приходя в людус, подписывал ли тем самым гладиатор себе смертный приговор? Все ли гладиаторы — смертники?

На самом деле те, кто верит в этот миф, не до конца понимают суть явления гладиатуры. Не стоит путать две вещи: непосредственно тех, кого называли гладиаторами, и тех, кто выходил вооруженным на арену. Помимо самих гладиаторов, на арену с оружием выходили минимум 3 категории граждан.

Первая — это приговоренные к смерти преступники. Римляне, заметим, были любителями и ценителями шоу, а оттого к казням подходили креативно и с подобающим зрелищным размахом. Это в средневековой Европе полуграмотная толпа любила поглазеть на банальное отрубание голов и прочих ненужных с точки зрения средневекового правосудия частей тела, в Риме же эстетические запросы были куда выше. Из казней устраивали настоящее представление, в котором, естественно, участвовали и гладиаторы — в качестве палачей. Приговоренным к смерти выдавали вполне функциональное оружие (а не затупленные аналоги — об этом чуть позже), а в случае, когда сценарий шоу предусматривал элемент реконструкции какого-либо сражения — и доспехи, идентичные (а то и аутентичные) доспехам воинов определенной стороны. Например, группу осужденных могли одеть «кельтами», а профессиональных гладиаторов — римскими легионерами, и устроить масштабную реконструкцию битвы с этими самыми кельтами, коих битв в римской истории насчитывается не один десяток. Естественно, что у приговоренных к смерти были ничтожные шансы на победу: гладиатор — это тренированный профессионал боя, а преступник — это всего лишь преступник. Иногда, правда, случалось и так, что особо отличившихся в деле предоставления качественного зрелища преступников зрители миловали.

Вторая категория граждан — это те, кто, не будучи профессиональным гладиатором, выражал желание принять участие в Играх. Профессия гладиатора, конечно, не считалась особо уважаемой, но это было скорее официальной позицией (отношение к гладиаторам в Риме можно сравнить с отношением к скоморохам в Древней Руси после принятия христианства), но при этом гладиаторы пользовались очень высокой популярностью у публики. К тому же данную профессию всегда окутывал некий романтический ореол, да и адреналину зажравшимся квиритам иногда глотнуть хотелось. А уж если у жаждущего адреналину квирита и с финансами напряги были — тогда Арена приветливо распахивала для него свои ворота: мало того, что он мог рассчитывать на определенную премию от устроителя Игр, так еще и, согласно обычаю, гладиатор-победитель мог забрать себе всё, что зрители кидали на Арену в ходе (и по окончании) боя, и иногда на популярного или удачливого гладиатора обрушивался целый дождь мелких монет, горстями бросаемых со зрительских мест. Известны случаи, когда на Арену выходили весьма знатные персоны и даже императоры (отдельные экземпляры которых любили показать свои выдающиеся физические и бойцовые качества подданным — конечно, не ради дождя мелких монет, а поднятия рейтинга для). Основное отличие указанной категории граждан от профессиональных гладиаторов — это не столько отсутствие профессиональной гладиаторской подготовки (у многих из них подготовка не уступала гладиаторской), а статус — опять-таки, традиционно гладиаторы юридически были собственностью (рабами) соответствующего ланисты, а вот указанные граждане — нет.

Интересно, что масштаб этого явления — выходов на Арену свободных граждан с целью щекотания себе нервов и наполнения кошелька, а также красования перед зрителями — был настолько широк, что периодически издавались эдикты, запрещающие, например, участие женщин из патрицианского сословия в Играх. Повторяю, не любых лиц патрицианского сословия; не любых женщин; а именно женщин патрицианского сословия — то есть с участием просто свободных женщин и просто патрициев давно смирились. Кстати, упомянутый эдикт издавался несколько раз, что говорит о том, что не особо-то он и соблюдался (раз напоминать пришлось).

Если две первые категории граждан на Арене рисковали жизнью и здоровьем (в разной степени, конечно), то третья категория — практически не рисковала. Данная категория редко упоминается, однако без нее проведение Игр не представляется возможным. Это персонал Арены, в чьи функции входило обеспечение безопасности Игр. Например, если кому-то из приговоренных преступников вдруг взбредет в голову метнуть дротик в зрителей, то устроителю Игр будет как-то неловко. Поэтому иногда встречаются упоминания о неких sagittarius’ах, стоявших с натянутыми луками на трибунах и зорко наблюдавших за ходом схватки.

Итак, всего существовало 4 различных категории граждан, принимающих участие в Играх; все они рисковали в различной степени.

Профессиональный гладиатор, на секундочку — продукт штучный. Не любой раб годится для того, чтобы попасть к ланисте. Откровенный задохлик гладиатором не станет. Да и подходящий раб обучается в людусе, на секундочку, в течение ТРЕХ лет. То есть три года его кормить, одевать-обувать, учить… чтобы он в первом же бою сдох? Не надо считать ланист идиотами, они вполне осознавали свои гешефты и их источники.

Именно по этой причине, если Игры организовывались ОДНИМ ланистой, то гладиаторы сражались не то чтобы тупым, но сильно затупленным оружием, и четко знали, КАК нанести удар так, чтоб внешнее кровотечение было, а серьезной травмы у оппонента — нет. Трудно сказать, были ли бои в таком случае сплошной постановкой, но, скорее всего, это был некий аналог современного рестлинга — выглядит впечатляюще, а на самом деле все движения заранее известны обеим сторонам. Волки сыты, овцы целы, пастух считает прибыль.

Кстати, ряд видов гладиаторского оружия также был «заточен» исключительно под эффектность, но не под эффективность. Например, оружие гладиатора-скиссора: раздвоенный недлинный клинок — оружие, способное нанести лишь неглубокие порезы. Крови море, но до серьезных внутренних органов при всем желании не достанет.

Так как хороший гладиатор приносил ланисте хороший доход, то к его, гладиатора, услугам были такие вещи, которые зачастую и не снились обычному небогатому римлянину. Например, все достижения тогдашней римской медицины. В частности, существует информация о найденных останках гладиатора, кости которого имеют следы операции штифтирования. Сложные хирургические операции, напомню, в средневековой Европе были неизвестны, да и в более культурно развитом Древнем Риме тоже не особо широко практиковались. Несмотря на всю продвинутость (для своего времени) римской медицины, внутренние кровотечения римляне останавливать не умели — именно от них погибло большинство гладиаторов.

Что касается гладиаторов, побежденных в схватке. Некоторые ошибочно полагают, что их однозначно ждала смерть, или что победа в схватке гладиаторов может быть достигнута исключительно смертью противника. Разочаруем некоторых: самый результативный гладиатор, о котором сохранились записи, сириец Фламма, проиграл в разное время несколько схваток, что не мешало ему продолжать карьеру; при этом Фламма ЧЕТЫРЕЖДЫ отказывался от предложения не выступать больше на Играх. Правда, погиб в бою на Арене — но, видимо, именно к этому целенаправленно стремился.

Гибель гладиатора (именно профессионального гладиатора, а не приговоренного преступника) в бою на Арене считалась скорее несчастным случаем, чем обыденностью.

Тренерский состав людусов формировался, между прочим, из среды самих гладиаторов (чаще всего — рудиариев, т.е. тех, кому был выдан деревянный меч как знак того, что теперь он сам может решать, участвовать ли ему в Играх или нет), что уже говорит о том, что многие гладиаторы вполне себе доживали до пенсии. Кстати, о рудиариях: зачастую вместе с деревянным мечом они получали от ланисты и фригийский колпак (знак освобождения раба), но этот колпак их не особо радовал: это означало, что юридически он теперь свободен, а следовательно, ланиста не обязан его содержать. Мол, добывай, свободный гражданин Рима, средства на проживание теперь сам — ты больше не раб. Чаще всего «околпаченные» рудиарии нанимались к тому же ланисте — но теперь за зарплату, которую устанавливал сам ланиста (иногда к своей выгоде, т.к. содержать того же самого рудиария в качестве раба выходило бы дороже).

В целом можно сказать, что римская гладиатура — это скорее профессиональный экстремальный спорт, нежели жестокий обычай. Несмотря на то, что основной костяк спортсменов составляли специально обученные рабы (всё в угоду зрелищности!), принять участие в Играх мог практически любой гражданин Рима. Гарантированная же смерть на Арене ждала только приговоренных к ней, а вовсе не профессиональных гладиаторов, пафосно приветствующих толпу криком «Идущие на смерть салютуют тебе!»

Автор Lanista

Источник →


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *