Кого в СССР называли «вешалками», и почему КГБ контролировало их каждый шаг. Трагедии и судьбы: Как сложилась жизнь 10 известных советских манекенщиц
В Западном мире советских манекенщиц прозвали «красивым оружием Кремля», а у себя на родине они вели совсем небогатую жизнь. Модели СССР получали низкую зарплату, а все валютные гонорары сдавали государству. Они большую часть времени ходили под страхом увольнения, контролировались спецслужбами и осуждались в обществе. Но невзирая на все трудности им удавалось долгие годы сохранять природную красоту, востребованную в самых престижных модных домах Европы.
Несуществующая профессия
В советской модной индустрии, затрагивающей отрасль легкой промышленности, были четко расписаны роли, права и обязанности. Сначала художник готовил эскизы, затем конструктор выкраивал по фигурам штатных моделей изделия, а завершался процесс в швейных цехах. Пару раз в год чиновники посещали производство с ревизией, и Дом Моды организовывал показ.
Одобренные бюрократическим худсоветом изделия передавались на отшив текстильным фабрикам. Параметры моделей утверждались пресловутым ГОСТом – требовались 44, 46 и 48 размеры. В СССР при каждом удобном случае подчеркивалось, что манекенщица — простой работник. Сотрудницы модельного дома обязаны были находиться на рабочем месте с понедельника по пятницу, с 9 до 18, без опозданий, даже в отсутствие примерок и показов.
Модель-новичок получала около 70 рублей (меньше получали только уборщицы), манекенщица высшего разряда – максимум 90. Изредка перепадала премия в 30 рублей. Журнальная съемка оплачивалась 100 рублями, но некоторые показы проходили и за копейки (рубль за один комплект одежды). По причине невысокого дохода при завышенных к внешнему виду требованиях многие девушки подрабатывали кто где. А чтобы не поплатиться за левый доход, вынуждены были оформляться даже по чужой трудовой книжке.
Популярная достопримечательность для туристов
В далеком 1944-м на Кузнецком Мосту открылся дом моделей одежды всесоюзного значения. Он стал одновременно и кузницей «модных» кадров, и витриной отечественной моды. Здесь начинали свой путь лучшие российские модельеры Александр Игманд, Вера Аралова, Вячеслав Зайцев. Показы проходили по нескольку раз в день, за готовыми выкройками выстраивались очереди покупателей, здесь же рождались коллекции для лучших швейных фабрик.
В модном доме на Кузнецком одевалась творческая и политическая элита. Мэтр мужской советской моды Игманд обшивал самого Брежнева, тут же заказывала свои элегантные наряды министр культуры Фурцева. По фигуре Валентины Яшиной, одной из выдающихся советских манекенщиц, создавали костюмы для Валентины Терешковой.
Центральный Дом моделей был одной из популярных столичных достопримечательностей для иностранцев. В 50-е вход на модный показ стоил 5 рублей – для советского рабочего человека сумма солидная. Нужно отметить, что имена ведущих деятелей моды оставались за кадром, а все изделия значились как созданные «авторским коллективом» Дома моделей. Не информировали широкую публику и по поводу имен манекенщиц.
Опальный статус советской модели
Профессия манекенщицы, мягко говоря, не считалась в СССР престижной. Не жаловали в народе моделей. По этой причине известный режиссер Никита Михалков, супруг модели Татьяны Соловьевой, сознательно представлял ее в компаниях как переводчицу или учительницу. Профессиональный интерес к моде и изысканной одежде граничил в простонародье с непорядочностью.
«Вызывающе» одетые манекенщицы с ярким макияжем на улице вызывали общественное фырканье, их даже пренебрежительно обзывали «вешалками». Была и обратная сторона этой популярности. Модели часто вызывали интерес у высокопоставленных мужчин, неприятие которого могло всерьез навредить карьере. Спустя много лет после случившегося, о своих личных перипетиях рассказывала одна из легендарных советских манекенщиц Леокадия Миронова. Из-за отказа в участии в откровенной фотосессии для одного партийного чиновника девушка на полтора года оказалась безработной.
«Облико морале» на контроле КГБ
Моральный облик манекенщиц и их частная жизнь вне работы контролировались. Особенно тщательно за моделями следили во время заграничных поездок, куда отправлялись далеко не все. Выехать за рубеж удавалось единицам, прошедшим предварительно не одну разрешительную инстанцию. Невыездной статус получить было легко, хватало одного доноса, что в условиях высокой конкуренции в отрасли было делом нередким. Кандидаток для иностранных показов отдельно утверждали в КГБ.
В зарубежной командировке манекенщицы сдавали сопровождающим в штатском паспорта, лишались права в одиночку покидать места дислокации, а вечером соблюдался комендантский час. Доходило до того, что девушек запирали в гостиничных номерах снаружи, а за наличием моделей на местах отвечал уполномоченный член делегации. Несанкционированные контакты угрожали санкциями не только советской красавице, но и ее близким. Подарки неотечественных модных домов нужно было сдавать, а вопрос о валютных гонорарах моделям вообще не стоял. В лучшем случае манекенщицам удавалось привезти назад заморскую косметику, которая в СССР в то время высоко ценилась. Иногда везло и с приобретением нижнего белья, представленного в советской России рейтузами, панталонами и шаблонными трусами.
Сегодня профессия модели считается престижной и высоко оплачивается, а в советское время манекенщицы получали зарплату на уровне рабочего низшей квалификации. Быть манекенщицей или демонстратором одежды было почти неприлично, а уж гордиться своей известностью на западе никому не приходило в голову. Судьбы советских моделей часто складывались непросто, даже трагично. Хотя находились, конечно, и те, кому фортуна дарила счастливый билет.
Регина Збарская
Её называли советской Софи Лорен и самым красивым оружием Кремля. Но счастливой она так и не стала. Муж модели, Лев Збарский, категорически был против рождения ребёнка и заставил супругу сделать аборт. Из депрессии после этого Регина выкарабкивалась долго и мучительно. А супруг тем временем бросил её, женился на Людмиле Максаковой, в браке с которой у него родился сын Максим. Узнав об этом, Регина попыталась свести счёты с жизнью, но её спасли.
Роман с югославским журналистом закончился ещё одним разочарованием: пылкий любовник выпустил книгу, в которой описывал плотские утехи Збарской с высшими партийными чинами СССР. Регина во второй раз пыталась покончить с собой, после чего попала на лечение в психиатрическую клинику. В 1987 году очередная попытка суицида оказалась удачной. После смерти супермодели осталось множество тайн и загадок. Её дневник, в котором можно было бы найти ответы на многие вопросы, бесследно исчез.
Мила Романовская
Мила Романовскую на западе называли берёзкой и Снегурочкой. Она стала известна благодаря участию в показе с демонстрацией платья «Россия», которое изначально шилось для Регины Збарской, но Мила смотрелась в нём более органично и точнее передавала истинный образ русской красавицы.
Судьба Милы сложилась вполне успешно. Она была замужем за художником Юрием Куперманом, который эмигрировал в Израиль, затем перебрался в Англию. Миле разрешили воссоединиться с супругом, попросив лишь не принимать участие в антисоветских акциях. На западе она какое-то время сотрудничала с модными домами. Позже, расставшись с первым мужем, Мила ещё дважды выходила замуж и смогла построить собственный бизнес.
Галина Миловская
Русская Твигги взошла яркой звездой на модельном небосклоне, однако, её карьера модели была наполнена идеологическими скандалами. После участия в съемках для журнала Vogue её обвинили в антисоветской пропаганде за фотографию на Красной площади во фривольной позе, затем последовало исключение из Щукинского училища за показ в купальнике. После появления снимка Галины с рисунком бабочки и цветка на лице и плечах в итальянском журнале «Экспрессо» с одновременной публикацией поэмы Твардовского «Тёркин на том свете», на Миловскую обрушился новый шквал обвинений.
Она эмигрировала в 1974 году, строила карьеру на западе, где снискала славу «Солженицына моды». После бракосочетания с Жан-Полем Дессертино ушла с подиума, окончила факультет кинорежиссуры в Сорбонне, стала режиссёром-документалистом.
Лека Миронова
Лека (Леонидия) Миронова, русская Одри Хепберн, всегда была невыездной из-за своего дворянского происхождения и по причине заявлений о домогательствах со стороны высокопоставленных мужчин. Она категорически отказалась вступить в эскорт для партийцев, за что и поплатилась собственной карьерой.
Личная жизнь сложилась весьма драматично. После развода с мужем у неё был трогательный роман с фотографом Антанисом из Литвы. Однако угрозы со стороны националистов заставили их расстаться. Но Лека больше не подпустила к себе ни одного мужчину. Антанис тоже никогда больше не женился.
Елена Метелкина
Возможно, имя этой манекенщицы так бы и осталось неизвестным, если бы не съемки в фильмах «Через тернии к звёздам» и «Гостья из будущего». В дальнейшем Елена Метелкина работала помощником крупного бизнесмена Ивана Кивелиди, который был убит.
Личная жизнь манекенщицы не сложилась, супруг оказался брачным аферистом и бросил её с сыном. В настоящее время Елена обратилась к вере, поёт в церковном хоре.
Татьяна Чапыгина
Татьяна была одной из самых красивых моделей Советского Союза. Её фотографии украшали журналы, она постоянно принимала участие в модных показах и фотосессиях. Однако на пике карьеры манекенщица вышла замуж и полностью посвятила себя семье. Она счастлива в браке с мужем-австрийцем, лишь иногда с ностальгией вспоминает свое модельное прошлое.
Татьяна Соловьёва (Михалкова)
Коллеги называли её институточкой за имеющееся высшее образование, а Вячеслав Зайцев именовал не иначе, как Боттичеллиевской девушкой. Татьяна проработала моделью не слишком долго, роман с Никитой Михалковым закончился счастливым замужеством и супруг настоял на её уходе из профессии. И долгое время скрывал модельное прошлое своей жены. Сегодня Татьяна не только счастливая жена и мама, но и глава фонда «Русский силуэт».
Валентина Яшина
Русская Грета Гарбо была успешна в качестве модели и счастлива в личной жизни. Однако после смерти мужа, директора Дома художника Николая Малахова, оставившего ей в наследство порядка 5 миллионов долларов, закончила жизнь в полном одиночестве и нищете. Знакомые обвиняют в этом сына и внука модели.
Румия Руми Рей
Её часто называли Шахиней не только за потрясающую внешность, но и за крутой нрав. Пылкая Румия могла устроить скандал на ровном месте. Но при этом оставалась одной из любимых моделей Вячеслава Зайцева, она поддерживает отношения с ним до сих пор. Сейчас бывшая модель занимается организацией праздничных мероприятий.
Евгения Куракина
Еще один пример счастливой судьбы модели. В своё время она много снималась для западных журналов, хотя сама даже не видела своих фотографий. Её называли «грустным подростком» и любили за холодную красоту. Позже модель вышла замуж и эмигрировала в Германию.
Добавить комментарий