Рубрики

Контакты

Действительно ли Король-Солнце был нечистоплотен, и почему во дворце стояло зловоние. Каким на самом деле был король Людовик XIII, и почему он не похож на киношного героя Табакова. Почему королевские мушкетёры ходили без мушкетов, и как д’Артаньян изменил эту службу

Суббота, Август 31, 2019 , 11:08 ДП

В интернете очень популярны мифы об особенной нечистоплотности Людовика XIV, Короля-Солнце. Якобы французский монарх не мылся и потому смердел, а в Версале было не продохнуть от туалетных запахов, поскольку в самом дворце туалетов было не предусмотрено — вот и приходилось вельможам гадить где попало. Про вонь и короля, и Версаля — чистая правда, только вот причины у них были немного другие.

Для начала, король принимал душ — то есть его аналог

Надо понимать, что встать два раза в день под душ на пять минут, а потом быстро высушить феном волосы во времена Людовика XIV было невозможно. Тем не менее, смердеть потом было уделом крестьян и ремесленников — хотя бы потому, что запах пота навевал мысли и физическом труде, что для дворянина было не комильфо. Поэтому дворянство, включая короля, прибегало к гигиеническим процедурам, изощряясь в условиях без водопровода и электричества.

Прежде всего, большое внимание уделялось нижнему белью. Оно было из тонкого льна, хорошо впитывающего пот — и его часто меняли. Надеть одну сорочку два дня подряд было не просто немыслимо — летними днями сорочку могли менять два, три, четыре раза на дню. Пот не оставался надолго на человеческом теле и возле него, и это предотвращало увеличение запаха, связанное с размножением бактерий.

Кадр из сериала *Версаль*.

Кадр из сериала *Версаль*.

Но, помимо этого, утром, вечером и во время смены сорочек король и дворяне обязательно обтирались влажной простынёй, уделяя особенное внимание тем местам, которые потеют больше всего. Точно тем же методом пользовались в Советском Союзе в коммуналках, где на душ была очередь или его не было вовсе — и по радио пропагандировали растирание влажным полотенцем как ежеутреннюю процедуру.

Вечером король также обязательно мыл ноги — и в воду ему добавляли разные средства, призванные уменьшить потливость стоп или снять раздражение от пребывания в закрытой обуви весь день.

Для лучшего убийства запаха (или, точнее, бактерий, его вызывающих) обтирался король простынёй, смоченной не просто в воде, а смешанной с винным спиртом — и вообще предпочитал использовать для гигиены большое количество разбавленного спирта. Если вспомнить эпидемиологическую обстановку, то желанию продезинфицировать всё, что можно (в том числе воду для умывания) удивляться не будешь.

Кадр из фильма *Версальский роман*.

Кадр из фильма *Версальский роман*.

Водные процедуры тоже были

Каждое лето и король, и весь двор ходили купаться на реку — по много раз за лето. Людовик отлично плавал с самых ранних лет (что, собственно, без постоянного плескания в реке было бы затруднительно) и то и дело просто для развлечения доплывал до противоположного берега. То есть в молодости он был не в самой плохой форме.

Кроме того, во всех королевских дворцах были ванны. В интернете считается, что это исключительно для того, чтобы предаваться в них разврату с дамами — но, глядя на список внебрачных детей короля, понимаешь, что даже если это правда, то мылся он из-за своей развратности, похоже, часто. А ещё — видимо, тоже из-за развратности — король очень интересовался отечественным мыловарением и ввёл для него определённые нормы.

Каждое утро Людовик также в присутствии большого количества людей умывался и брился. Начиналось всё с омовения рук винным спиртом, затем, помимо бритья, Людовик обязательно промывал со спиртом рот (если вам кажется, что после утренних процедур он был слегка навеселе, то вам не кажется) и вытирал лицо всё тем же разведённым водой спиртом.

Кадр из фильма *Человек в железной маске*.

Кадр из фильма *Человек в железной маске*.

Вопрос уборных
По легенде, король вообще не подумал о необходимости туалетов во дворце, и потому каждому (кроме короля, за которым носили специальное кресло) приходилось справлять нужду за дверями и портьерами — или хотя бы в саду в кустиках.

Надо, однако, понимать, что во времена Людовика XIV отдельная, стоящая во дворе, уборная была необходимостью только в домах простолюдинов, а флигелёк над замковым рвом для знати был просто приметой старины. В моду вошли ночные вазы, как встроенные в стул для удобства, так и просто стоящие под кроватями, в ванных комнатах (а во дворцах были ванны) или приносимые слугами. Кроме того, нарочно для дам с их пышными юбками были придуману сосуды-бурдалю, похожие на соусник — которые можно было под эти юбки просто запустить.

Дамы вовсю использовали узкие, но объёмистые бурдалю.

Дамы вовсю использовали узкие, но объёмистые бурдалю.


Таким образом, при проектировании Версаля предполагалось, что и слуги, и придворные будут пользоваться горшками и бурдалю, для которых каких-то особых отдельных помещений не нужно. Более того, если день во дворце был особенно оживлён, слуги носили горшки по коридорам на случай, если какому-нибудь дворянину захочется зайти с ним за портьеру (дворец был полон укромных ниш, завешанных портьерами, в том числе по этой причине — и немного для того, чтобы было где целоваться).

Но в самые-самые оживлённые дни горшков не хватало, придворные были постоянно немного, а то и много, пьяны, а некоторые просто ленились ждать — и в итоге действительно за портьерой немало мужчин справляли нужду безо всяких горшков (женщины-то всегда ходили со служанками с бурдалю). То же происходило и в дворцовом саду. При общем количестве людей, которые постоянно толклись в Версале, неудивительно, что и дворец, и сад начали пованивать. Тем более, что слуги, не чинясь, туда выливали содержимое горшков.

Кадр из сериала *Версаль*.

Кадр из сериала *Версаль*.

Чем же смердел Людовик?

В молодости, говоря строго, Людовик ничем особенным не пах. Запахи он стал источать со временем, когда начали разрушаться зубы. Нет, запах зубов сам по себе сногсшибательным у него не был — при обнаружении значительного кариеса врачи немедленно удаляли ему больной зуб, полагая, что иначе зараза с него распространится по всему телу. Но зубы они удаляли так неудачно, что в какой-то момент Людовику выдрали часть верхней челюсти, и у него образовалась дыра между носом и ртом.

Чтобы ткани в этой дыре не загнили, её несколько раз прижгли калёным железом (без анестезии — судите сами о силе воли и общей крепости здоровья Людовика). Но дыра эта нарушила герметичность ротовой полости — королю стало трудно жевать и глотать, еда постоянно забивалась в носоглотку и там, скажем так, залёживалась. Конечно, точно так же регулярно — но не после каждого приёма пищи — эту еду оттуда вымывали (что тоже было очень неприятной процедурой).

Кадр из фильма *Смерть Людовика XIV*.

Кадр из фильма *Смерть Людовика XIV*.


Из-за невозможности нормально жевать и склонности к обжорству вообще Людовик глотал за обедом большое количество разной еды прямо кусками. Желудок его быстро перестал справляться, и к запахам из носоглотки добавили желудочные. Потом начал выходить из строя и кишечник, и вонь стала устрашающей. В какой-то момент король даже перестал выходить из спальни, переживая из-за этой вони.

Наконец, скончался король от гангрены ноги — и с гангреной он ещё продолжал исполнять свои дипломатические обязанности, принимая послов и вельмож, в том числе стоя. Запах, вероятно, был при этом соответствующий. Но его не стоит приписывать нечистоплотности Людовика.

Очень сильно болел и отец Людовика XIV, Людовик XIII, тот самый, при котором появились мушкетёры короля.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300819/44026/

Каким на самом деле был король Людовик XIII, и почему он не похож на киношного героя Табакова 
Представление о Людовике Справедливом у многих складывается если не по советскому фильму о мушкетёрах с не очень молодым Табаковым, то по крайней мере по книге, лёгшей в основу фильма. Но и там, и там образ короля даёт очень мало представления о том, как выглядел, вёл себя в жизни, чем интересовался и от чего страдал один из самых известных (благодаря Дюма) французских королей.

Мрачный ребёнок и трудный подросток

Людовик рос во времена, когда детей воспитывали розгами. И никаких мальчиков для битья ему не выделяли. Если пятилетний принц слишком резво вёл себя за столом, королю-отцу достаточно было упомянуть розги или показать их, чтобы малыш притих. На характере мальчика, явно очень впечатлительного, воспитание побоями сказалось не лучшим образом.

Луи рос очень раздражительным и угрюмым ребёнком и срывал злость, жестоко убивая найденных в саду птиц, особенно птенцов (которые никуда не могли улететь из гнезда). Тем не менее влияние наставника, большого гуманиста (по меркам своего времени) Воклен дез Ивето, несколько сгладило жестокость воспитания родителей. Воклен признавал, что Луи очень властен и им невозможно управлять, так что старался беседовать и задавать принцу вопросы, которые заставят задуматься. Судя по тому, что Людовика потом звали Справедливым, воспитатель преуспел.

Людовик XIII в детстве. Художник Франс Пурбю-младший.

Людовик XIII в детстве. Художник Франс Пурбю-младший.


В девять лет Луи осиротел и стал королём, однако фактически правили его мать и её фаворит. Они и подобрали Луи невесту — его примерную ровесницу, Анну Австрийскую, одну из самых красивых девушек Европы. Оба, и Луи, и Анна были подростками с характером, и эти характеры друг с другом не сложились. После брачной ночи Луи едва общался с женой и уж тем более не посещал её покоев. Анну это, кажется, мало тяготило, поскольку мрачный мальчишка ей тоже не очень приглянулся. Тем не менее, из принципа она хранила мужу верность, хотя её пытался охмурить кардинал Ришелье, явно мечтая, как и его предшественник, получить власть через королеву.

Впрочем, это было позже. Сначала Луи пришлось побороться с собственной матерью за то, чтобы его допустили к управлению страной. Именно из политических соображений во дворце сразу по получению Людовиком реальной власти появился кардинал Ришельё, человек сухой, жёсткий, но патриот и к тому же разделявший в общем и целом ценности молодого короля. И этот выбор юноши многим не понравился. Но Людовику было, как всегда, всё равно, кому он нравится или не нравится.

Анна Австрийская, дочь испанского короля, была самой завидной невестой Европы. И досталась юноше, который это совершенно не ценил.

Анна Австрийская, дочь испанского короля, была самой завидной невестой Европы. И досталась юноше, который это совершенно не ценил.

Людовик XIII не был любителем роскоши

Луи никогда не был крепким мальчиком. Он с детства страдал множеством заболеваний — припадками, похожими на эпилептические, зудом кожи, из-за которого он расчёсывался до язв, и хроническим воспалением тонкой кишки. Он был также довольно деликатного сложения. Возможно, в том числе слабое здоровье и не слишком атлетичный вид отталкивали Анну от того, чтобы попытаться ему понравится. В конце концов Людовик умер, кстати, от болезни Крона, поражающей желудок — как и муж королевы Виктории принц Альберт.

Тем не менее, несмотря на свои проблемы, Людовик никогда не был изнеженным юношей или мужчиной и даже напротив, по меркам своего времени и в масштабах своих возможностей был аскетичен. Он предпочитал самую простую тёмную одежду (хотя и сшитую, конечно, из хорошей ткани и по модным фасонам) и любил работать руками.

Молодой Людовик XIII. Художник Франс Пурбю-младший.

Молодой Людовик XIII. Художник Франс Пурбю-младший.


Людовик всегда лично одевался, брился и мыл свои длинные тёмные локоны. Иногда — лично заправлял постель. Кожное заболевание сделало его склонным к чистоплотности и придирчивым к качеству тканей, так что он представлял некоторым образом противоположность своему сыну. Вообще в уходе за внешностью он был не хуже любого профессионала и однажды побрил нескольких придворных, сделав смешные, но очень элегантные бородки. Бородки немедленно вошли в моду — именно их мы видим в фильмах о мушкетёрах.

Сознательно или нет, но Людовик много внимания уделял спорту, который, без сомнения, поддерживал его слабое тело. Он играл в мяч, был отменным фехтовальщиком и стрелком, превосходным наездником и обожал долгие пешие прогулки. Кроме того, он много плавал, что в его времена казалось странным занятием — и плавать умели тогда немногие. Возможно, на спортивные увлечения Людовика повлияли рассказы наставника о том, как растили юношей в Древней Греции.

Даже на пышных парадных портретах Людовик часто был в тёмных одеждах.

Даже на пышных парадных портретах Людовик часто был в тёмных одеждах.

Мастер на все руки

У Справедливого короля был хороший музыкальный слух, и он, хотя и не имел возможности заниматься музыкой профессионально, всё же любил сочинять простые мелодии. А ещё, что гораздо удивительнее для короля, он умел работать с металлом — от ковки и обточки до шлифовки и резьбы, чеканил монеты, чинил оружие, умел даже шить и плести корзины, а ещё изготавливать рыболовные сети. Он выращивал зелёный горошек и продавал его за бешеные деньги с самым серьёзным лицом (хотя, несмотря на положение, отлично понимали, что горошек стоит дешевле — его явно забавляла сама ситуация).

Людовик сам ремонтировал кареты, умел и любил править лошадьми, и, кстати, не гнушался за лошадьми ухаживать. Кроме того, он отлично готовил и обожал готовить — поскольку и есть тоже очень любил, несмотря на проблемы с кишечником. Он также неплохо рисовал и чисто для себя составлял духи и саше для ароматизации белья — этому его научила королева-мать.

Людовика XIII очень редко в кино изображают похоже. Кадр из сериала *Мушкетёры* от BBC.

Людовика XIII очень редко в кино изображают похоже. Кадр из сериала *Мушкетёры* от BBC.


Кроме того, Людовик не терпел плоских шуток. Однажды за плоскую шутку он урезал своим шутам жалованье вдвое. Тогда они отмочили шутку ещё похуже: станцевали перед изумлённым монархом полуодетые. Один в штанах, другой — в рубашке. Наблюдая за этим срамом, король гневно спросил, что это за шутовство такое? «Как вы нам платите, так мы и шутим,» отвечали шуты. Такое завершение шутки изрядно развеселило Людовика, и он поднял жалованье обратно. Правду сказать, идея принадлежала не самим шутам — они проконсультировались на стороне.

Казалось бы, за всей этой сотней дел, в которых преуспевал король, ему было не до политики, но нет — Людовик очень плотно занимался и политическими делами, хотя во многом полагался на Ришельё. Да, вопреки популярному стереотипу, король и кардинал чаще смотрели в одну сторону, чем в разные. Единственное, что — Ришельё после неудачных домогательств терпеть не мог королеву и действительно был бы рад её подставить в глазах короля.

Король Людовик XIII.

Король Людовик XIII.

Слабый монарх? Нет

Вдова короля Анна Австрийского продолжала дурно относиться к своему равнодушному мужу (что ж, имела причины) и всячески старалась доказать, что, в отличие от их сына, также Людовика, Справедливый король был ничтожеством и практически всю политику делал в одиночку кардинал.

На деле, Ришельё ни разу не поступил в политике вопреки воле короля, и эта воля была сильна. Именно по желанию и воле Справедливого короля Франция завязала с религиозными войнами, запрет на дуэли тоже был введён с ведома короля — тот как раз начал реформировать армию, и терять обученных инновационному ведению боя и новому оружию дворян из-за дурацких разборок ему не улыбалось.

В тех случаях, когда важный законодательный акт не был инициирован самим монархом (что было не так уж часто), всё же были очень внимательно изучены Людовиком прежде, чем получить его подпись.

Без сомнения, король Людовик обладал сильнейшей волей. Известно, что последние месяцы он очень страдал от обострившейся болезни, которая сопровождалась болезненной рвотой, кровавой диареей, болями в суставах — и все удивлялись, насколько стоически он её переносит.

Кроме того, Людовик обладал гомосексуальными наклонностями и, будучи притом крайне набожным человек, находил необходимым бороться с ними. Ни один фаворит не мог развести его на разорение казны — поскольку Людовик редко срывался до физического контакта и чаще ограничивался теми ласками, которые можно назвать невинными — тискал и целовал других юношей. Правда, некоторые виды контакта были для него и невозможны из-за сужения крайней плоти. Но что сделал Людовик после операции? Стал исправно посещать спальню Анны Австрийской (радость её по этому поводу была вряд ли велика, но статус это значительно укрепило, и к тому же дало возможность стать матерью следующего короля) — в том числе, вероятно, с целью разрядиться после навязчивых мыслей о юношах.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110719/43635/

Почему королевские мушкетёры ходили без мушкетов, и как д’Артаньян изменил эту службу

Кадр из фильма «Три мушкетёра» 2013 года.
Кадр из фильма «Три мушкетёра» 2013 года.


Глядя кино с д’Артаньяном, трудно было не задуматься — кто такие эти мушкетёры короля, что ходят без мушкетов и весь день свободно шляются по городу, и почему главному герою так важно стать одним из них? А дело всё в том, что королевские мушкетёры — не то же, что просто мушкетёры. У них была своя узкая и очень почётная роль.

Кто такие мушкетёры

Обычные мушкетёры — это род пехоты, вооружённый передовым на семнадцатый век оружием — огнестрельным. Мушкеты — дедушки ружей и винтовок. Стреляли из них, предварительно укрепив на опоре, как фотоаппарат на штативе. Больше выстрела в минуту сделать из мушкета было сложно (а чаще тратились две минуты), и поражало оружие только на относительно небольшом расстоянии — метров сто. Мушкет и подпорка вместе были довольно громоздкими штуками, с которой пехотинцы ходили не слишком элегантно.

Мушкетёры служили не только во французской армии. Вооружены были мушкетами армии на севере Индии, в мусульманском Сефемидском государстве и, конечно, во всех европейских странах. Как правило, в бою мушкетёры стреляли медленно, очень тщательно целясь, словно снайперы: одна пуля — один человек должен упасть замертво.

Обычные мушкетёры постоянно воевали тут и там.

Обычные мушкетёры постоянно воевали тут и там.

Королевские мушкетёры

Король Людовик XIII, тот самый, которого играл Олег Табаков, имел основания беспокоиться за свою жизнь при дальних выездах. На королевский трон во Франции постоянно поглядывали разного рода герцоги — они ведь тоже были королевской крови. Людовик хотел быть уверенным, что выезд из дворца не обернётся несчастным случаем на охоте, когда сразу несколько охотников разрядили карабины в короля.

Он создал по примеру своего отца, короля Генриха IV, личную гвардию, все обязанности которых заключались именно в том, чтобы во время выездов постоянно держаться начеку и быть готовыми отстреливаться в окружении или обнажить свои шпаги за короля. Главным отличие от личной гвардии Генриха было вооружение — более современные мушкеты вместо карабинов — и хорошая подготовка. Мушкетёры короля должны были одинаково метко стрелять и лихо фехтовать. От них требовалась идеальная физическая форма и бесконечная преданность королю.

Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными.

Мушкетёры короля должны были отлично стрелять, отлично фехтовать и быть абсолютно бесстрашными.


Именно по этим критериям в королевские мушкетёры отбирали, во-первых, очень молодых дворян, во-вторых, из очень хороших, зарекомендовавших себя как всегда хранивших свою честь и преданностью королю семей, в-третьих, лучше с окраин — амбициозность и отсутствие связей со знатью центральной Франции были лучшей рекомендацией того, что мушкетёры на службе будут из шкуры вон вылезать. Именно потому и де Тревиль, и д’Артаньян, и как минимум два из трёх мушкетёров — гасконцы, по нашим меркам это как если бы покорять столицу времён Российской Империи приехали уроженцы, например, казачьей Кубани или грузинские князья.
Хотя непосредственно службу королевским мушкетёрам доводилось нести далеко не каждый день, ожидалось, что свободные дни они будут тратить на то, чтобы поддерживать форму. Возможно, именно поэтому книжный Людовик сквозь пальцы смотрит на то, что его мушкетёры нарушают запрет на дуэли — ведь смертельная схватка подготовит их к настоящему сражению за короля лучше, чем дружеские поединки.

Понятно также, почему в книге на каждого из положительных героев врагам приходилось нападать скопом, чтобы одолеть — ведь королевские мушкетёры были лучшими бойцами страны, чем-то вроде спецназа по уровню крутости.

Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали.

Три мушкетёра побеждали почти всех на своём пути не потому, что автор был далёк от реализма, а из-за того, что других в мушкетёры короля не брали.

Самые современные и самые модные

У мушкетёров короля была самая красивая во Франции форма — по желанию самого короля. Она представляла из себя лазоревую (ярко-голубую) накидку, расшитую серебряными галунами и большими белыми крестами. Крест нашивали из бархата, чтобы он красиво мерцал, и украшали золотыми королевскими лилиями на концах и алыми трилистниками в сердцевинке.

Все королевские мушкетёры должны были ездить на «серебряных» — то есть серых в яблоко или белых — конях. Во время выездов мушкетёры короля были вооружены до зубов. Во-первых, конечно, мушкет и два пистолета. Во-вторых, шпага на случай схватки на земле и палаш — если придётся сражаться верхом. В-третьих, дага — кинжал для левой руки, тоже для схватки на шпагах. Ну и, конечно, буйволовая перевязь, увешанная мешочками с пулями и порохом.

Мушкетёры были очень стильной гвардией.

Мушкетёры были очень стильной гвардией.


Несмотря на такие требования ко внешнему виду, вооружению и подготовке мушкетёров, за счёт казны им выдавался только мушкет. Остальное королевский спецназ приобретал за свой счёт (или за счёт богатой любовницы, как Портос). Где взять денег было постоянной головной болью королевских мушкетёров.

Реформы д’Артаньяна

Любителям истории про трёх мушкетёров будет приятно узнать, что со временем бойкий молодой гасконец сменил де Тревиля на его посту. И провёл ряд значительных реформ.

Во-первых, д’Артаньян серьёзно омолодил королевских мушкетёров. Теперь это была одновременно гвардия из очень молодых (с замечательной реакцией) людей и нечто вроде военной академии. В мушкетёры стали брать с шестнадцати-семнадцати лет, и через четыре года, получив офицерское звание, гвардеец шёл в любое другое армейское подразделение — там его принимали с раскрытыми объятьями. Конечно, самые искусные и умные оставались в королевских мушкетёрах.

Во-вторых, он, наконец, решил вечно больной для молодых мушкетёров вопрос, где жить, построив «Отель мушкетёров» — то есть нечто вроде хорошего общежития. В-третьих, в роте завели собственных хирурга и аптекаря, что позволяло оперативно получать помощь при ранениях, а не бегать по городу в поисках свободного хирурга. В общем, д’Артаньян разом решил все те проблемы, от которых, если верить Дюма, очень мучился поначалу в Париже.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/190719/43701/


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *