Бывшая жена Шпаликова: «Я очень старалась, но полюбить Гену так и не смогла…»
Бывшая жена Шпаликова: «Я очень старалась, но полюбить Гену так и не смогла…»
— Почему «отдельно»? Если визитной карточкой 60-х считают именно его песню «А я иду, шагаю по Москве»…
— И кто бы мог подумать, что «визитной карточкой» и «эмблемой поколения» назовут написанное второпях и в отчаянии: «Бывает все на свете хорошо…»?
Итак. «А я иду, шагаю по Москве, и я пройти еще смогу…» — cообщал мой бывший муж Гена Шпаликов. Он должен был написать песню для фильма Георгия Данелии. Была рыба: «Москва, Москва, люблю тебя как сын». Андрей Петров уже написал музыку, и оркестр собрали… А Гена все время врал, что песня практически готова, хотя ни строчки не написал. Встретились мы в Лаврушинском переулке у кассы ВУОАПа (Всесоюзное управление по охране авторских прав, где выплачивали авторские и потиражные).
После развода Гена частенько одалживался у меня по старой памяти. Впрочем, он тогда много у кого одалживался — и у меня в том числе. Но, замечу, всегда возвращал. Так вот, Гена знал, что я прихожу за «потиражными» в определенный день, и тоже приходил. В этот раз говорил, что с песней опаздывает — не дописал. И, наверное, Данелия его убьет, потому что сейчас нужно уже ехать на «Мосфильм»… Он сильно опаздывал, но почему-то не спешил, и мы гуляли по набережной. Дул пыльный ветер, очень хотелось есть и выпить. Гена, морщась и конфузясь, пропел про «нормальный летний дождь». А дальше уж совсем идиотские слова: «Над морем белый парус распущу… под снегом я фиалку отыщу». «Не смейся, — говорит. — Может, и так сойдет». Я не могла одобрить ни паруса, ни фиалку, но подбадривала, что напишется, обязательно напишется. Что делать, если надо сдавать, а нечего? «В такси допишу!» — решил Гена и умчался. Сошло и так. Пошло в народ. Полюбилось. Хит должен быть глуповат.
Если бы все, что из стихов Шпаликова пошло в народ, приносило Гене хотя бы копейку за каждое исполнение, можно было б жить. У него же много гораздо более талантливого, чем «А я иду, шагаю по Москве»! «Рио-рита, рио-рита, вертится фокстрот, /На площадке танцевальной 41-й год», — каждый раз слышишь, и плакать хочется. Но Шпаликов был крайне беден. Написанное теми, кто не являлся членом ВУОАП, считалось фольклором. За песню о Москве Гене тоже, наверное, вряд ли заплатили. А за сценарий к картине «Я шагаю по Москве» получил хорошо. Впрочем, пропил. Пить ему было вообще нельзя. А столько, сколько пил Гена, тем более. Когда мы с ним впервые поцеловались, он упал в обморок.
Это случилось в Питере на каком-то мостике, недалеко от улицы Моховая. В тот день мы должны были пойти в цирк, Гена купил билеты. Но, как на грех, в представлении участвовали удавы, а я их не переношу, не могу смотреть! Пошли просто гулять по городу и поцеловались. Внезапно военного склада мужчина вдруг пошатнулся, ухватился за перила мостика, обмяк и сполз на снег. Я растерялась. А Гена отмахивался: «Ничего, ничего… Сейчас пройдет». Впоследствии выяснилось, что у Шпаликова стенокардия, и, вероятно, причиной «любовного обморока» стала именно она. Грудная жаба редко ведь случается у молодых, но у него была. Уже будучи женатыми, мы ездили в санаторий ее подлечивать. Хотя стенокардией своей Гена совсем не занимался.
— Шпаликова я знала по ВГИКу, он учился на курс младше меня. Там все им любовались. Поступил легко — писал неординарно, талантливо. За пьесу «Гражданин Фиолетовой республики» ему даже дали какой-то институтский приз. Пришел из училища им. Верховного Совета, там готовили «военное лицо государства». Но Гена уже тогда хотел сбежать от военной карьеры и как раз сломал ногу, его комиссовали. А до этого было Суворовское училище: он из военной семьи. Умел держать выправку, щелкать каблуками, и все преподаватели на него умилялись. Очень приветлив был, любил поговорить со старшими. Помню, однажды Габриловича, мастера нашего сценарного курса, провожал. Мы, остальные, вели себя иначе. И не нужно было это, и стеснялись. Я стеснялась, самой маленькой была.
За мной Гена не ухаживал. Да и я на него не особенно обращала внимание, здоровались в институте — и все. Я тогда выбиралась из неприятной любовной истории, которую можно было бы пережить и полегче… Все ведь состоит из подробностей, которые, поверьте, типичны и неинтересны. Но когда на виду, роман студенческий, и родители узнали… Все было окружено какой-то сплошной гадостью. Если б не нужно было бесконечно объясняться, я завершила бы это легче. Я ведь не однолюбка и весьма цинична была уже тогда. Мучило, конечно, из-за задетого самолюбия в основном…
С Геной же началось все так. Мне дали комсомольское поручение — переписывать население. Гостиница, к которой меня прикрепили, кажется, называлась «Алтай». Там не было иностранцев, селили приезжих с Алтая, из Сибири, бог знает откуда люди приезжали. Требовалось записывать национальность, все как один говорили «русский», хотя изъяснялись с трудом. Кого только не было! Ханты, манси, якуты, чукчи… Приходилось даже ночевать в этой гостинице, чтобы застать всех приезжих и переписать. Вскоре там появился Гена, который помогал мне заполнять и обрабатывать анкеты. Там же, в моем номере с тремя кроватями без белья и лампочкой под потолком, Шпаликов впервые позвал меня замуж. «Мы все равно поженимся! — убежденно говорил он. — И мы будем жить на берегу океана, и у нас будут дети, мальчики. Они станут бегать в полосатых майках, и я научу их ловить рыбу». Продолжая тему полосатых маек, обсудили Хемингуэя…
А потом я поехала в Ленинград с командой ВГИКа играть в волейбол с ленинградскими киноинженерами. Поселили нас в Дом колхозника возле Сенного рынка. Меня определили в комнату к лилипуткам. Кровати там стояли крестьянские — высокие, с подзорами. Лилипуток было три, я четвертая. Подсаживала их на кровати, на которые им самим было не влезть. По вечерам к ним приходил лилипут-мужчина репетировать, он играл на аккордеоне. Инструмент был обычного размера, а музыкант — лилипутом, и от этого казалось, что аккордеон играет сам по себе.
Потом часто ловила себя на мысли: что с Геной связано, все какое-то художественное. Да, вскоре в Дом колхозника внезапно прибыл Гена. Вообще-то он оказался в Питере проездом: вгиковской компанией они ехали кататься на лыжах в Карелию. Гена заехал ко мне и остался.
Поселился в том же Доме колхозника, заходил запросто, с ходу объявил лилипуткам, что я его невеста, и просиживал у нас все вечера. Ему нравилось меня причесывать под «колдунью» — распускать волосы на плечи, как я никогда не носила. Сидела, чувствуя себя большой Гениной куклой. Это было как игра. Во время парикмахерских сеансов он с удовольствием общался с лилипутками. Предлагал им разные песни и частушки для репертуара Сенного рынка. Он хорошо знал поэзию — Пастернака, Цветаеву, Тихонова. И песни пел, сперва чужие, свои появились позже. К своим относился несерьезно.
Генерал после работы часто заезжал на Васильевскую к своей младшей сестре — Гениной маме. Бывали там и мы с Геной. Вечера состояли в основном из застолий. Накрывали большой длинный стол с селедкой и капустой. Приходили соседи — чемпион по поднятию тяжестей и его жена Лиза, которая занималась художественным свистом. Пели какую-нибудь «калинку-малинку», иногда целовались по кругу в знак всеобщей любви и дружбы, художественно свистели… Я, конечно, там совсем ни при чем была. «Царевна Несмеяна», — говорила про меня Людмила Никифоровна, Генина мама. Я действительно сидела как заколдованная. Впрочем, от водки не отказывалась — пила наравне с генералами и тяжеловесами. Но вела себя чинно и в общее веселье не вписывалась.
Людмила Никифоровна, женщина еще молодая, сорока двух лет, красивая и властная, с такими же, как у Гены, почти сросшимися черными бровями и длинными цыганскими сережками, легко управляла застольем. Не помню, чтобы дело доходило до безобразного пьянства ни у них, ни в других военных компаниях, где мы с Геной и любимым его дядей Сеней бывали. От генералов до лейтенантов все были крепки по части алкоголя.
Никто, наверное, не задумывался, что Гена, хоть и из военной семьи, но совсем другой душевной организации человек и пить ему не надо бы вовсе. Иначе — алкоголизм. Не понимала этого и я. Алкоголиков никогда не видела. Нет, я знала, что есть алкаши, которые погибают под забором, но к нам, как мне казалось, они не имели никакого отношения.
А дядя Сеня был очень интересным человеком, писал рассказы, которые Гена литературно переписывал. Это были зарисовки про войну, помню одну, напечатанную в «Огоньке», — отличный рассказ.
…Вы спрашивали про «оттепель». Нас называли детьми ХХ съезда, и мы сами себя таковыми ощущали. После знаменитого доклада о разоблачении культа личности свобода слова казалась такой близкой, досягаемой, вот она уже — оковы сброшены… Уж мы-то не будем тем стадом баранов, при молчаливом пособничестве которых творились страшные злодеяния! ВГИК был очень политизирован.
В страну начали возвращаться эмигранты первой волны. Приехал Коля Двигубский, Коля-француз, как его все называли. Хорошо помню маму его. Поначалу, когда они только вернулись, она устроилась швеей куда-то в обычное ателье, но вскоре перешла в элитное. После шитья на французских женщин с непривычки долго не могла смириться с габаритами советских заказчиц… Коля был необычным, хорошо воспитанным, застенчивым даже. Он работал художником у Андрона Кончаловского на картине «Дворянское гнездо». Для французского эпизода в духе ретро Двигубский нарисовал роскошные платья. Андрон позвал нас ходить в этих нарядах, и мы все согласились, потому что платья были фантастические. 29 штук пошили! Я была в Питере, Лариса Шепитько приехала. Изображать французскую богему предполагалось в прекрасном дворце в пригороде Питера, к которому нас везли на машинах. Стоим с Ларисой уже на месте, все собрались, гримеры бегают, свет ставят. И тут все поняли, что Коли Двигубского нет. Его забыли! А он был самым нужным там человеком — всем, кроме Ларисы, которая все перемерила на «Мосфильме», нужно было подбирать костюмы. У меня было замечательное бархатное обтягивающее нечто с золотым воротником, в котором стояли свечки. Платья были в пол, и смотреть со стороны на нас, наверное, было уморительно. Помню, как Лариса в своем потрясающем кринолине потопала куда-то строевым шагом! Между нами и французскими дамами XIX века зияла пропасть. Не умели мы такое носить совсем. Андрон занимался в основном Беатой Тышкевич, и его мало волновали все остальные. Когда нас не смогли снять несколько дней подряд, нам все это надоело, и мы уехали. Тогда же снимали медленно, основательно, сейчас это за вечер слепили бы— подумаешь, эпизод.
Еще помню, что Коля-француз очень азартно играл в тихие игры вроде скрэббла, в слова. Коля считал, что хорошо знает русский. На самом деле с языком у него все обстояло плоховато. Но слушать его мне нравилось. Мы же тогда совсем дикими были. За границу никто не выезжал. В 1957 году, на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, мы впервые увидели живых иностранцев. Перепугались. Во ВГИКе репетировал английский джаз.
Бабушка учила меня английскому с детства, но я ни слова сказать не смогла — настолько была ошарашена их поведением, свободой… Мы раздавали им наушники и приемники для перевода. А сами такие видели впервые. И вот надо было раздавать их иностранцам, а нашим и в руки не давать! Ребята обижались, просили хотя бы пощупать… Потом следовало собрать технику обратно. Иностранцы, солидные люди, не воспринимали наушники как что-то невероятное, поэтому легко засовывали после семинара в карман и уходили. Помню, как неловко семенила за одним историком.
Впрочем, в «оттепель» мы поверили совершенно напрасно. Что-то лишнее написали во вгиковской стенгазете, осторожные сомнения в государственной политике прозвучали на собрании — и вот уже пресекли, одернули, пропесочили. Партия давала отпор всяким «отклонениям от линии партии». Вскоре посадили двух студентов сценарного факультета, одного за анекдот. ВГИК ответил стихийным митингом. «Не ходите под крышами в оттепель, /Это очень опасно бывает. /Очень много людей замечательных /В эту оттепель убивает», — написал Гена. Веселый стишок про весну теперь звучит иначе. Настоялся на времени…
— Ну вот, а говорите, Шпаликов — не человек «оттепели».
— Гена был абсолютным оптимистом, уверенным в своем предназначении, во власти над этой жизнью, в неординарности. Впрочем, имел на это все основания. Баловень. Он был популярен, востребован и даже зарабатывал. Переводил однокурсника монгола. Монгольских писателей тогда приветствовали — дружба народов и все такое, а он пил и писал, может, и хорошо, только никто ничего не понимал. Он Гене на скверном русском рассказывал, о чем его история, а Шпаликов переводил красивым образом под Хемингуэя, некоторые рассказы и узнать нельзя было, но всем нравилось. Печатали. И монгол Гене платил.
Писали сценарии для рекламы в рамках какой-то совершенно липовой организации. Для текстильных предприятий в основном. Двигали в массы швейные машинки, для мультфильмов писали: «Штапельки, штапельки, не помялись мы ни капельки». Приятель со старшего курса был там начальником и заключал с нами договора. Получали по 50 рублей, и я не видела ни одного снятого по нашим сценариям сюжета. Впрочем, Гена всегда был уверен в том, что он напишет сценарий, по которому снимут хорошее кино. Проблемы начались потом…
Когда Марлен Хуциев пригласил Гену писать сценарий к картине «Застава Ильича», тот был уже вгиковской знаменитостью. Сговорились они мгновенно. А снимали картину долго и мучительно. Потом и фильм не принимали. Режиссер получал списки поправок от худсовета, переснимал, получал новые поправки… И надежда на то, что «Застава Ильича» увидит свет, таяла на глазах. Набирал обороты печально знаменитый хрущевский разнос культуры.
Я помню, как мы познакомились с Марленом. Был его день рождения — 35 лет. Мы пришли с Геной. Они начали снимать «Заставу…». На один из очередных дней рождения Марлена — ему исполнялось 39 лет — я пришла уже с другим мужчиной. У меня вся жизнь поменялась, а Марлен все снимал «Заставу Ильича». Было ощущение дежавю — тот же Подсосенский переулок, квартира с входом через кухню, опять говорили, что завтра съемочный день… Будто время остановилось. Потом картину, искромсанную и ухудшенную, назвали «Мне 20 лет», и она кое-как вышла.
— Он мог сказать это разве что в последние годы жизни. В наше с ним время Гена пил, потому что был алкоголиком. В последний раз я рассказывала про Шпаликова для спектакля Олега Нестерова, руководителя музыкальной группы «Мегаполис». Он сделал очень хороший музыкальный спектакль по старым сценариям, которые не были поставлены. Взял два шпаликовских, один — Андрея Смирнова и один — Мотыля. А между музыкой Олег цитировал наши рассказы. Вспомнил Володю Китайского, мало кто уже помнит, что был такой. А он был, писал талантливые стихи и учился на курсе с Тарковским, Миттой, Сашей Гордоном (Александром Витальевичем, а не который теперь телеведущий), Шукшиным… Яркий курс очень был. Володя Китайский должен был снимать фильм по сценарию «Причал». Все было готово. В одной главной роли хотел занять Светлану Светличную, а во второй — Люду Абрамову (впоследствии жену Владимира Высоцкого), которую любил. Картину долго не запускали, а может, и закрыли вообще, и Володя повесился в лесу под Загорском. Он вообще был странным парнем, ни на кого не похожим, удивительным. Приехал из какой-то глухой деревни Ставропольского края, и никто не мог понять, кто же Володя по национальности. Мне он казался абсолютным японцем! Носил все время шарфик, элегантно одевался. В комнате их жило трое. И комната эта в общежитии отличалась от всех остальных красотой и уютом. По диагонали повесили занавеску, разделявшую личное пространство, убрали спинки скрипучих кроватей, диваны с подушками у них были, приемник хороший, проигрыватель. Не как все жили. И все обитатели этой комнаты в разное время по разным причинам покончили с собой. Вгиковские выпускники и суицид — история, увы, банальная. Спектакль группы «Мегаполис» называется «Из жизни планет». Нестерову удалось музыкой, песнями, светом объединить реальные трагедии и несбывшиеся сценарии. Реквием по «оттепели» — так называемой.
— Почему вы со Шпаликовым развелись?
— В основном потому, что нам вообще не следовало жениться! Другой быт по сравнению с моими родителями, которые рано вставали, рано ложились и папа был все время на работе. Нам с Геной вечно не на что было жить. Хотя — повторюсь — старались заработать. Однажды Гена принес большие деньги и подбросил их вверх. Мы нашли потом на абажуре какую-то десятку — это практически спасло нас от голода! Поначалу не разводились, я просто Гену выгнала, потому что он все время пил. Клялся мне, обещал — и все равно срывался. Гена часто повторял: «Я не алкоголик, это определяется работоспособностью». Он действительно мог писать в любом состоянии.
В общем, я Шпаликова выгнала, и он слонялся по знакомым. Я тоже ушла из дому, поссорившись с мамой из-за сигарет, и месяц жила у актрисы Мики Дроздовской на полу. И однажды у Мики вдруг возник Шпаликов. Пришел трезвый, обещал, что исправится. Он как раз получил на «Мосфильме» аванс, ожидал гонорар целиком и пригласил отправиться к морю.
В Гаграх было прекрасно: весна, чистый воздух, слышно каждую птицу… И никаких отдыхающих! Деньгами распоряжался Гена. И в номере с ужасным окном — оно упиралось в скалу — мы зажили на широкую ногу. Наличные наши таяли, а гонорар с «Мосфильма» все не приходил. Привычно начали одалживаться. Я распродавала свои платья. Гена нашел подработку.
Как раз приехала грузинская эстрада, и сухумские консерваторские мальчики понятия не имели, что исполнять на русском языке в курортный сезон. Репертуара, в общем, у них не было, а вот-вот понаедут отдыхающие. И мы с Геной подрядились переводить якобы песни с грузинского языка. «Якобы», потому что подозревали, что и на грузинском это были незаконченные произведения. Сидели под платаном и сочиняли. Филармонисты, к счастью, оказались сообразительными ребятами, просекли, что мы голодные, и их директор выдал нам аванс в 20 рублей. «Над Гаграми снова дожди-дожди, а нам расставаться с тобой», — слушали мы исполнение своего творения и гадали: дадут ли еще денег? Ура, дали! Гена то и дело бегал на телеграф. Я грызла редиску в номере и ждала новостей. Но перевода с «Мосфильма» все не было…
А однажды Гена шел-шел и увидел Сергея Ермолинского. Тот сидел у чистильщика возле Морского вокзала, чистил ботинки. Сценарист легендарных «Неуловимых мстителей» и множества других картин после своего освобождения из заключения и реабилитации не часто появлялся на публике. А Гена увидел его и сразу подошел: «Я Шпаликов! Помните меня?» Сергей Александрович его помнил и пришел к нам в гости. Человеком он оказался прозорливым — сразу понял, что мы бедствуем. Позвал нас к себе в писательский Дом творчества в новых Гаграх. У Ермолинского собиралась большая компания. Окуджава пел. Мы ездили его слушать в апельсиновые сады, потому что рядом с морем мешает слушать песни прибой. В обществе Сергея Александровича мы, питаясь и одалживаясь по десятке, кое-как перебились без дальнейшей распродажи имущества. Впрочем, продавать было уже и нечего.
Сейчас все вспоминать весело. Но… Вдруг пришла телеграмма: «Погиб дядя Сеня». Тот самый генерал Переверткин. Гениной маме пришлось высылать нам деньги на билеты, потому что срочно вылететь нам было не на что. Почему-то Гена был уверен в том, что дядя Сеня покончил с собой. Оказалось, упал вертолет, на котором тот летел инспектировать военные училища. После похорон дяди Сени мы сняли комнату на Арбате и начали снова пытаться друг с другом жить.
Политических шуток он не любил. Слишком много было непереносимой вульгарности в тех анекдотах, слишком она повторялась от стола к столу. Принять ему это было сложно. Да и воспитывался Гена в военной семье. Все мы — дети победителей, а в нем это жило особенно сильно.
Некоторые обижались, причем обоснованно иногда. Однажды с Марленом Хуциевым мы оказались в обществе людей из «Нового мира», литературоведов, критиков. Привел нас в свою компанию Виктор Платонович Некрасов. Очень интеллигентное общество. Спорили на темы философские, существенные, интересно было слушать. И вдруг пьяненький Гена говорит: «А Добролюбов будет?» Все воспитанно промолчали. Но Гена не унимался: «А Белинский уже тут? Вот стул пустой, это же, наверное, для Белинского?» А люди собрались, для которых русское свободомыслие было святым… Повисла неловкость, Марлен очень сконфузился, я так вообще умирала от стыда. Мой муж показал себя в гостях банальным пьяным скандалистом. «Я ненавижу всех этих разночинцев, демократов и прочих страдальцев за народ за то, что перепортили всю русскую литературу», — подвел логическую черту под своим хулиганством Шпаликов. «Надо уводить Генку», — шепнул мне Марлен, и мы его как-то увели. Уже в дверях он снова поинтересовался, придет ли Грибоедов… При этом Гена не был злым человеком. Но мог, например, выбросить книжку чужую, если она ему не нравилась: «Не надо это читать».
Однажды украл картину из Дома кино. Там проходила выставка каких-то художников, и Гене понравилась картина с красным петухом. Он снял этого петуха и пошел на выход. В дверях его остановил изумленный невероятной наглостью вахтер. «Просто мне очень понравился этот петух, и я решил его забрать», — объяснил Шпаликов. На Гену немедленно настрочили жалобу в Союз кинематографистов Пырьеву. Ивана Александровича это происшествие ужасно развеселило, и он сказал, что из-за ерунды, петуха какого-то, не будет исключать талантливого молодого человека.
Помню, Галич писал для Марка Донского сценарий к фильму про Шаляпина. И все никак не мог дописать. Александр Аркадьевич любил погулять, медленно идти по аллее к дальней пивной, потом долго там сидеть за кружечкой… Дело было зимой, и в конце концов разъяренный Донской реквизировал у своего сценариста шапку, чтобы тот не смог добраться ни до пивной, ни до столовой на станции, где тоже подавали алкоголь. Но кто-то всегда выручал Галича шапкой, и мы снова сидели за пластмассовым столиком… Но это я сильно забежала вперед.
…Очень быстро, в той же арбатской коммуналке, мы с Геной поняли, что спасение нашего брака — дело провальное во всех смыслах. Он продолжал пить. «Я не алкоголик!» — по-прежнему уверял себя он, но я предложила расстаться. Разводились мы ужасно долго. «Гена, я тебя не люблю!» — говорила я. «Почему?» — спрашивал он. «Потому что не люблю…» — «Почему?..» Эти диалоги длились бесконечно. Обидеть Гену было невозможно. Во время бракоразводного процесса надо было говорить: «Не сошлись характерами». «А зачем? — спрашивал Гена. — Мы же сошлись!» Но произнес все, что требовалось, давясь от смеха. И подвел итог: «Боевая ничья».
— Как все заканчивалось? То есть когда вы поняли, что — все, настало другое время?
Статьи по теме
— В какой стране мы все живем, стало ясно довольно быстро, в тех же 60-х. Вспомнить отдельный факт сложно. Это все какие-то чувства, потери… В последний год Галича в Союзе мы должны были встречать Новый год в компании физиков в Доме ученых в Дубне. Почти перед праздником выяснилось, что «с Галичем туда нельзя». Пригласившие нас физики были сконфужены. Мы тоже, конечно, не пошли. Новый год встречали вместе в однокомнатной квартирке и были очень напряжены. Галич рассказывал, как его начали отовсюду выгонять. Из Союза писателей исключили решением собрания, Михалков журил его там: «И так все всё понимают. Но зачем петь песни с явно антисоветским содержанием? Зачем нарываться?» На баллады ведь внимания не обращали, но были «и осталась эта песня незаконченной» и «ты будешь волков на земле плодить и учить их вилять хвостом». Откровенно политические вещи, конечно. Из Союза кинематографистов Галича вычеркнули автоматически, вообще без обсуждений, вымарали из титров фамилию. Раз! — и нет человека, будто и не было никогда. После этого я его почти не видела, потому что окончательно переехала в Питер. Но потеря для меня была очень большой — слишком много прекрасных вечеров прошло под его песни.
— Как жил Шпаликов?
— Гена бродяжничал уже по-настоящему. Уснуть мог где угодно — в сквере на скамейке, в подъезде. Писал на почте на телеграфных бланках — там тепло и всегда есть авторучки. Никогда ничего не печатал, ни стихи, ни песни, терял черновики. Но песни пошли «в народ»… «Я никогда не ездил на слоне, /Имел в любви большие неудачи, /Страна не пожалеет обо мне, /Но обо мне товарищи заплачут», — пели хором на его поминках.
Профиль звезды
Через какое-то время мы с Ларисой Шепитько сидели в номере Дома творчества «Болшево». Позвонил отец и сказал всего два слова: «Гена повесился». Потом я расспрашивала, как все вышло. Генин родственник из силовых структур, который разбирался с тем, что произошло, сказал мне: «Думаю, он это сделал от боли. Наверное, она стала такой, что больше не было сил терпеть». В 37 лет у Гены был абсолютно разрушенный организм плюс жизнь эта скитальческая…
Гена мечтал, чтобы пели его песни, — поют до сих пор. Знают стихи. «Не прикидываясь, а прикидывая, /Не прикидывая ничего, /Покидаю вас и покидываю, /Дорогие мои, всего!» И говорил, что настоящему поэту ни к чему жить больше 37 лет…
Добавить комментарий