10 любопытных фактов о Шекспире. Кто такой «Уильям Шекспир»?
-
1. До сих пор неизвестно точно, когда родился Шекспир. Официальной датой принято 23 апреля. Примечательно, что умер гений в этот же день. 26 апреля он был крещен под именем Уилла Шакспера. Он был сыном простых необразованных торговцев перчатками. Свою взрослую жизнь начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной Стратфорд,
преуспел в коммерции и стал пайщиком театра. Одним словом, был обывателем, совершенно не похож на гения мировой литературы, оставившего богатейшее наследие. -
2. Классик обладал поистине энциклопедическими знаниями для своего времени: он превосходно знал не только английскую историю, но и важнейшие процессы в европейских странах, имел осведомленность в античной философии, юриспруденции, разбирался в навигации, тонкостях международной дипломатии, медицины, владел несколькими иностранными языками, среди которых латынь, греческий, французский, итальянский, испанский. Драматург хорошо разбирался в политике, музыке и ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях), имел навыки военно-морского дела, знал толк в развлечениях вельмож того времени, например в соколиной охоте и медвежьей травле. Возможно, он много путешествовал, однако ни один источник не подтверждает, что стратфордский Шакспер когда-либо уезжал далее Лондона.
-
3. Историки утверждают, что Шекспир женился на Энн Хэтэуэй еще до того как его избраннице исполнилось 18 лет. У них было трое совместных детей – две дочери и сын, умерший в 11-летнем возрасте. На могильном камне Энн высечено, что она умерла в возрасте 67 лет в 1623 году, то есть она была старше супруга на целых восемь лет. Но, если предположить из-за сходства начертания цифр 1 и 7, Энн Хэтэуэй умерла в возрасте 61 года, то все равно она была старше Уильяма… на 2 года. О предрасположенность к женщинам постарше свидетельствуют и некоторые сонеты Шекспира, обращенные к замужней леди. Род Шекспира прервется в XVII веке. Его единственная внучка была бездетной.
-
4. Несмотря на женитьбу Шекспира и наличие детей, исследователи творчества выдвигают разные мнения насчет его сексуальной ориентации, высказывая предположения о его влечении к мужчинам, ссылаясь при этом на некоторые его пьесы, а также на тот факт, что Шекспир долго время проживал в Лондоне, в то время как жена с детьми была в Стратфорде. Лучшим столичным другом драматурга был Генри Ризли, третий граф Саутгемптон, имевший обыкновение носить женскую одежду и пользоваться повседневным макияжем.
-
5. Тайной остается и вероисповедание Уильяма. Одни исследователи полагают, что он и все члены его семьи были католиками, но во времена Шекспира эта религия была запрещена.
6. Уильям Шекспир оставил потомкам 38 пьес, 4 поэмы, 154 сонета, 3 эпитафии. Всего его произведения переведены на множество языков и оказали значительное влияние на развитие мировой литературы. А язык способствовал формированию современного английского, обогатив его сочными фразеологизмами.
-
7. На театральном поприще Шекспир трудился вначале как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем.
8. Примечательно, что завещание Шекспира, скрупулезно перечисляющее все предметы быта, вплоть до ложек и вилок, не содержит сведений, кому он дарует свое литературное наследие. Кроме этого документа, не сохранилось ни одной рукописи, принадлежащей автору.
-
9. Все эти факты породили ряд гипотез, что под именем Шекспира скрывается совершенно иное историческое лицо. В качестве авторов назывался оксфордский граф Эдуард де Вер, переставший публиковаться в 1593-м, в то время как Шекспир заявил о себе в 1594-м. Псевдоним «Шекспир» был выбран неслучайно. На фамильном гербе де Веров изображен рыцарь с копьем в руке, а буквальный перевод Shake-speares – «потрясающий копьем».
-
Почти все пьесы Шекспира – яркая пародия на нравы двора, поэтому, прикрывшись псевдонимом, граф мог творить и дальше. Кроме того, Эдуард де Вер не мог публично объявить себя драматургом: в те времена сочинительство для народа было не к лицу для аристократов. Он умер в 1604 году, неизвестно, где его могила, исследователи утверждают, что его произведения продолжали издаваться семьей под псевдонимом до 1616-го (как раз в этот год и умер Шекспир). В 1975 году Британская энциклопедия подтвердила эту гипотезу, заявив: «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира».
-
10. Памятник, воздвигнутый в Стратфорде в 1623-м, содержит надпись на латыни: «В суждениях Пилоссец, в гениальности Сократ, в искусстве Марон. Земля покрывает его, народ плачет о нём, Олимп имеет его».
«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!» — 10 интересных фактов о писателях и гонорарах
1. Александр Дюма публиковал свой лучший роман «Три мушкетера» в газете по системе «продолжение следует». В контракте с издателем была оговорена построчная оплата рукописи. Чтобы увеличить гонорар, Дюма, всегда отличавшийся предприимчивостью, придумал молчаливого слугу Атоса по имени Гримо, который говорил и отвечал на все вопросы односложно, в большинстве случаев «да» или «нет». Продолжение книги под названием «Двадцать лет спустя» оплачивалось уже пословно, и Гримо пришлось немного разговориться.
2. Однажды у великого Франсуа Рабле не было денег, чтобы добраться из Лиона в Париж. Тогда он приготовил три пакетика с надписями «Яд для короля», «Яд для королевы» и «Яд для дофина» и оставил их в гостиничном номере на видном месте. Узнав об этом, хозяин гостиницы тут же доложил властям. Рабле схватили и с конвоем доставили в столицу прямо к королю Франциску I, чтобы тот решил судьбу писателя. Оказалось, что в пакетах был сахар, который Рабле тут же и выпил со стаканом воды, а затем рассказал королю, с которым он приятельствовал, как он решил свою проблему.
3. Братья-поэты обвиняли Маяковского в жульничестве, утверждая, что его знаменитая стихотворная «лесенка» имеет своей целью исключительно увеличение гонораров. И действительно, поэтам в те времена платили построчно, так что Маяковский получал в 2, а то и в 3 раза больше за стихи аналогичной длины.
4. При выходе поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» отдельной книжкой по просьбе автора на неё установили цену 3 рубля 62 копейки. Именно столько стоила бутылка водки во время написания поэмы.
5. Слово английского писателя Редьярда Киплинга ценилось буквально на вес золота: он получал по шиллингу за каждое, что на сегодняшний день равно фунту стерлингов.
6. Свою первую книгу «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг закончила в 1995 году. 12 издательств отклонили присланную им рукопись. Только через год она была принята маленьким лондонским издательством Bloomsbury, хотя его главный редактор уверял Роулинг, что ей не заработать много на детских книгах, и советовал найти постоянную работу.
7. В 1976 году прогрессивный налог на доходы шведской писательницы Астрид Линдгрен составил 102%. Она написала по этому поводу сатирическую статью, вызвавшую ожесточённые споры. Считается, что в результате этой дискуссии социал-демократическая партия проиграла очередные выборы и не вошли в состав правительства Швеции впервые за 40 лет.
8. В России честное издательство обычно платит писателю по 5 рублей с книги при тираже в пять тысяч экземпляров. Но в большинстве случаев автору приходится удовольствоваться формулировкой «Писателю полагается 10% от суммы, полученной после продажи тиража» (к этому добавляются процент от переиздания книги в нашей стране, гонорары от издания за рубежом и проч. — в итоге набегает несколько тысяч долларов с одного романа или повести). Нередко начинающий писатель продает свою рукопись и за 200 долларов.
9. Информацию о писательских гонорарах современные авторы и издатели держат в строжайшем секрете. Однако кое-какая информация в прессу все же просачивается: Борису Акунину, по слухам, заплатили один из самых больших для России гонораров — 1 млн. рублей. В сумму от 3 до 7 тысяч долларов оцениваются обычно мемуары звезд.
10. 12,5 тыс. долл. призовых может принести лауреату премия Букера, примерно 5 тысяч — Малый Букер. В 2013 году сумма Нобелевской премии, в том числе и по литературе, составила 1,2 миллиона долларов.
Кто такой «Уильям Шекспир»?
Последние двести лет не утихают споры о причастности человека по имени Уильям Шекспир к авторству гениальных произведений английской литературы. Многие исследователи уверены, что талант мещанина из Стратфорда-на-Эйвоне всего лишь миф, а его имя – псевдоним, с помощью которого настоящий автор успешно сохранял инкогнито. Однако сторонники классического подхода отрицают любые гипотезы. Они не хотят замечать главного – того, что исторические факты ставят под сомнение личность одной из самых важных фигур западной литературы…
Изыскания доктора богословия
В 1785 году преподобный доктор Джеймс Уилмот, настоятель небольшой приходской церкви в городке Стратфорд-на-Эйвоне, увлекся поиском наследия литературного чуда Англии. Доктор Уилмот искал любую информацию, которая могла бы прояснить загадочную жизнь выдающегося поэта.
В течение четырех лет им были изучены архивы, письма, городские легенды и семейные истории. Он прочесал все графство Уорикшир в поисках книг и других артефактов, имеющих отношение к драматургу.
Преподобный выяснил, что человек, родившийся в Стратфорде в 1564 году и крещеный как Уилл Шакспер, был сыном простых необразованных торговцев перчатками. Он начинал как ученик мясника, а затем, покинув родной город, преуспел в коммерции и стал пайщиком театра.
Одним словом, он был обывателем, не имевшим отношения к литературе, которого, по завершении его небогатой событиями жизни, похоронили без церемонии в могиле с дешевым надгробием.
Результаты изысканий ошеломили Уилмота, и он, не желая развенчивать легенду, молчал о своем открытии долгие годы. Но, в конце концов, признался, что, несмотря на тщательные поиски, он не обнаружил никаких подтверждений тому, что Уилл Шакспер был автором приписываемых ему литературных произведений.
Позже Марк Твен, Уолт Уитмен, Генри Джеймс, Ницше, Зигмунд Фрейд и еще многие ученые и писатели пришли к такому же выводу.
Несуразности и подозрения
Настоящий Шекспир обладал огромным объемом знаний, которые человек из Стратфорда, учитывая его происхождение и жизнь, едва бы приобрел. Автор «Гамлета» владел иностранными языками и был знаком с трудами греческих и римских классиков.
Объем активного лексикона Шекспира – от 20 до 25 тысяч слов (современный англичанин с университетским образованием употребляет не более 5 тысяч слов). Драматург ориентировался в юридических тонкостях, английской истории, риторике, музыке, ботанике (исследователи насчитали 63 названия растений в его произведениях). Был сведущ в военном и военно-морском деле. Кроме того, Шекспир разбирался в забавах знати, например в соколиной охоте и медвежьей травле.
В пьесах Шекспира действие разворачивается в Италии, Дании и Франции. Учитывая отличную осведомленность об этих странах, можно предположить, что автор путешествовал по Европе. Однако нет источников, указывающих на то, что стратфордский Шакспер когда-либо уезжал далее Лондона.
Автор «Генриха V» разбирался в политике. Бисмарк, немецкий государственный деятель, подметив это, писал, что «поэт был причастен к государственным делам и к закулисной политической жизни». (Кстати, Бисмарк тоже сомневался в драматургическом таланте стратфордского Шакспера.)
Несмотря на многолетние исследования, так и не обнаружилось ни одного документа, написанного собственноручно Шакспером. Нет рукописей, черновиков, дневников и писем. В его завещании, продиктованном адвокату, не упоминается литературное наследие, но перечислен весь домашний скарб, включая жестяную перечницу.
Современные графологи, изучив подпись Шакспера под «последней волей», сделали вывод, что он не привык держать перо в руке. Он был едва грамотен, а его жена и дети совершенно не умели читать и писать.
Ни один писатель времен Елизаветы I не упомянул об Уилле Шакспере из Стратфорда как о поэте или драматурге.
Французский литературовед и историк Ипполит Тэн в XIX веке писал:
«Наши знания о Шекспире ограничиваются сведениями о рождении, женитьбе и переезде в Лондон. Мы уверены только в том, что он переделывал чужие пьесы, сделал завещание и умер».
Эдуард де Вер, граф Оксфорд
В качестве авторов творений Великого Барда рассматривались кандидатуры Фрэнсиса Бэкона, графа Эссекса, Кристофера Марло, графа Дерби, графа Ретленда и даже Елизаветы I. Каждая из гипотез имела сторонников и противников, твердые доказательства и оспариваемые слабые стороны.
Но в 1920 году англичанин Томас Луни, проанализировав шекспировские произведения, сделал сенсационный вывод, что автором вполне мог быть Эдуард де Вер, семнадцатый граф Оксфорд. Основным аргументом стала удивительная схожесть биографических фактов и идей в частной переписке графа с сюжетами шекспировских пьес.
Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд
Сохранилась личная Библия Эдуарда де Вера с комментариями, написанными им собственноручно, которые, по сути, являются цитатами из пьес Шекспира.
Также большая часть из 3200 новых слов, якобы созданных Шекспиром и внесенных в Оксфордский словарь английского языка, обнаружилась в написанных ранее письмах Эдуарда де Вера.
В отличие от Уилла из Стратфорда, сына неграмотных родителей, Эдуард де Вер был рожден в литературной семье.
Его отец покровительствовал театру и драматургу Бейлу Джону. Дядя Эдуарда де Вера – Генри Говард, пятый граф Суррей,
придумал стихотворную форму английского сонета. (Кстати, этой формой впоследствии воспользовался Шекспир, и теперь она называется «шекспировской».) Благодаря влиянию дяди по материнской линии Артуру Голдингу, переводчику «Метаморфоз» Овидия, юный Эдуард изучал языки, зарубежную и английскую литературу.
Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд. Портрет работы Маркуса Герардса-младшего
Рано потеряв родителей и воспитываясь в разных семьях, Эдуард де Вер сумел получить прекрасное образование. Он имел две степени магистра в Кембриджском и Оксфордском университетах, изучал право в течение трех лет, путешествовал по Италии и сделал карьеру правоведа, политика и придворного. Кроме того, интересуясь драматургией, он финансировал театр «Блэкфрайарс» в Лондоне. Граф Оксфорд издал несколько ранних стихотворений под своим именем.
Поэзия Эдуарда де Вера стилистически схожа со стихами Шекспира, и литературоведы затрудняются при их идентификации. По словам английского писателя Джорджа Паттенхэма, граф Оксфорд был известен современникам как поэт и драматург, однако скрывал свое авторство под псевдонимом.
Зачем ему псевдоним?
Граф Оксфорд перестал публиковаться в 1593 году. Тогда же имя Уильяма Шекспира впервые появилось на рукописи.
Псевдоним «Шекспир» был выбран не случайно. На фамильном гербе де Веров изображен рыцарь с копьем в руке, а по-английски Shake-speares звучит буквально как «потрясающий копьем». Сохранились издания, где на обложке фамилия так и написана через дефис, а имя вообще не указано.
Почему Эдуард де Вер спрятался за псевдонимом? Наверняка руководствуясь соображениями безопасности и для сохранения безупречной репутации.
Анонимность в то время была в порядке вещей. Если писатель позволял себе литературные излишества с нарушением политкорректности, то ему и его семье грозила тюрьма. А почти все пьесы Шекспира содержат завуалированную сатиру и пародируют политиков и придворных.
Кроме того, граф не мог публично объявить себя драматургом – это занятие считалось низким, поскольку общественные театры, такие как «Глобус», посещали простолюдины и представители дна общества – проститутки, пьяницы и негодяи всех мастей.
Потомственному английскому аристократу и доверенному лицу королевы не пристало быть кумиром улицы. После смерти Эдуарда де Вера его наследники поддержали мистификацию, очевидно преследуя те же цели, что и сам поэт.
Семнадцатый граф Оксфорд умер в 1604 году. Где его могила – точно неизвестно, хотя его двоюродный брат Персиваль Голдинг писал, что граф был похоронен в Вестминстерском аббатстве, месте захоронения великих людей Англии.
По утверждению исследователей, его произведения продолжали издаваться семьей под псевдонимом до 1616 года. А в 1975 году Британская энциклопедия (15-е издание), фактически официально поддержав гипотезу, заявила: «Эдуард де Вер является самым вероятным претендентом на авторство пьес Шекспира».
Добавить комментарий