Рубрики

Контакты

10 тайн знаменитых скульптур. Мифы долой: 9 исторических мифов, в которые нам нужно прекратить верить

Среда, Декабрь 10, 2014 , 10:12 ДП

10 тайн знаменитых скульптур

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света — что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

«Август из Прима-Порта», античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене — одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое — Поцелуй (Le Baiser) — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя — один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» — об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

«Ника Самофракийская», II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны — все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник — памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Мифы долой: 9 исторических мифов, в которые нам нужно прекратить верить

Мы уже не раз говорили о том, что несмотря на то что все мы живем в 21 веке, вокруг нас огромное количество научных заблуждений, и сегодня мы обратимся к историческим.

1. Наполеон не был низкого роста. 

Ладно, высоким он тоже не был, но 173 см – это обычный рост для мужчин того времени, да и в наше время это вполне нормальный рост. Путаница появилась из-за того, что французы и англичане использовали несколько различные единицы измерений, хоть и назывались они одинаково — дюйм. Французский дюйм был больше английского. Идея о том, что Наполеон был коротышкой была распространена английской пропагандой, и поэтому Наполеон вошёл в историю как самый низкий и злобный завоеватель.

2. Эйнштейн был плох в математике. 

Этот миф очень популярен, так как сегодня считается нормальным ничего не соображать в математике, а оправдывать всё это тем, что даже гениальный Эйнштейн тоже в ней не ориентировался. Это достаточно современный миф, пришедший из США, поэтому мы то знаем, что Эйнштейн хорошо шарил в математике и физике с самых ранних лет. Причина возникновения мифа, заключается в том, что он провалил вступительный экзамен в Цюрихский колледж, но всё же получал хорошие отметки по этим предметам. И не стоит забывать, что ему на тот момент, было только 16.

3. Процессы над салемскими ведьмами проводились совсем не так, как вы думаете. 

Город Салем знаменит только одним событием – сожжением ведьм на костре во время знаменитого процесса 1692 года. Однако, если вашим единственным источником информации является то, что показывает Голливуд, то Вы, наверняка, носитель ещё дюжины заблуждений. Для начала, стоит отметить, что суды проходили не только в Салеме, но и в других городах по всему штату Массачусетс. Кроме того, из более 150 человек, обвинённых в колдовстве во время суда в Салеме, казнено было только 20, и никто из них не был сожжён. Большинство было повешено, а одна жертва была забита камнями. Наконец, не все обвиняемые были женщинами, мужчин также подозревали в колдовстве.

4. Нерон не играл на скрипке, пока горел Рим. 

Этот всем известный факт очень хорошо подчёркивает христианское убеждение, что Нерон был полным безумцем, вот почему его имя упоминается до сих пор. Хотя Нерон и был не особо приятным парнем (особенно если Вы были первым христианином) одно можно сказать точно, эта история – миф. Лучший и самый точный источник описывающий жизнь Нерона – это работы Тацита, римского историка, который жил в Риме во времена Великого Пожара в 64 году до н.э. Согласно его словам, и другим достоверным источникам, Нейрона даже не было в Риме, когда начался пожар. Он был в Антиуме и вернулся в город, как только узнал о пожаре, для того, чтобы организовать спасение и помощь, которые он даже оплатил из своего кармана. Даже если это неправда, Нерон не мог играть на скрипке во время пожара в Риме по одной простой причине – скрипки в то время попросту не существовали.

5. 300 спартанцев победили персов. 

Если фильм «300 спартанцев» является Вашим единственным источником исторической информации о битве при Фермопилах, то Вы, конечно, думаете, что 300 спартанцев во главе с царем Леонидом взяли верх над персидской армией. Правда же заключается в том, что Леонид, конечно, вёл спартанцев в бой, но с ним ещё были Феспийцы, Микенцы, Фивийцы, Коринфяне, Аркадийцы и др. Ну, Вы поняли.

Многие источники пишут только об общей численности армии Леонида. Так что невозможно сказать, сколько точно спартанцев было в его армии. Даже общее количество воинов точно неизвестно. Меньше всех насчитал Геродот – «чуть более 5000 человек», другие называют число в 11000 и более. Более того, стоит отметить, что хотя древние источники и насчитали в противостоящей армии миллион воинов, современные подсчёты куда более скромные. Против Леонида выступили от 70000 до 300000 персов. По последним данным 300 спартанцев конечно же было, но все забыли тот факт, что с ними, плечом к плечу стояло ещё около 1000 других воинов.

6. Викинги никогда не носили рога на своих шлемах. 

Опять же, в этом заблуждении виноваты поэты. Они просто-напросто думали, что шлемы с рогами будут выглядеть более внушительно и очень подойдут примитивному, воинственно настроенному образу викингов в их произведениях. В реальной жизни их шлемы выглядели точно так же, как и любые другие привычные нам шлемы. Сами подумайте, с такими шлемами с глупыми рогами невозможно нормально воевать, да и сбить их очень просто. На самом деле, большинство «рогатых» шлемов, которые находили у множества культур, в основном использовалось для ритуалов и церемоний, но не в битвах.

7. Римляне никогда блевали во время своих попоек. 

Эта отвратительная привычка, может, и удовлетворяет нашим представлениям о невоздержанности и упадке нравов древних римлян (по крайней мере, богачей), но это из той же серии, что девушки не какают. Кроме того, известно, что это делалось и делалось причем в специальной месте под названием «вомиториум». Это место на самом деле существовало, и не имело ничего общего с едой, а скорее наоборот. Это название используется для обозначения входов и выходов в амфитеатре. Т.е. римский «вомиториум» — это место за пределами зоны празднования, где можно спокойно поблевать.

8. Американские пилигримы так не выглядели. 

Если вы попросите кого-нибудь описать американского пилигрима, то он неизбежно подумает о ком-то, одетом во всё чёрное, с огромной пряжкой на ремне в шляпе, называемой «капотайн». Предположительно, такова была мода среди первых пилигримов, которые селились в американских колониях. Но это миф и его появлении нужно винить художников. Этот образ был непопулярным до 19 века, пока художники не решили изображать пилигримов именно так, и никак иначе, и этот образ попросту запомнился всем. На самом деле, они носили обычную одежду, характерную для времён Елизаветы Первой.

9. Леди Годива никогда не ездила верхом голой. 

Мы снова возлагаем всю вину за возникновение этого мифа на художников создавших этот сильный образ. Легенда гласит, что Леди Годива, англо-саксонская графиня, ездила на лошади обнажённой для того, чтобы убедить своего мужа снизить налоги. В то время как Леди Годива реально существовала и жила в 11 веке, в течение 200 лет после её смерти не найдено ни одного упоминания о её нудистской привычке. Если говорить прямо, то мы даже не знаем как Леди Годива выглядела.

Единственный образ, который у нас остался – это образ, созданный художниками и скульпторами, которые создавали свои работы, опираясь на легенду. Если люди не помнят, как она выглядела, то как они помнят, что она ездила верхом голой?

Вот так вот, даже история обманчива.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *