Юрий Шерлинг: «По-настоящему Настя Вертинская любила, на мой взгляд, только Ефремова…»
Юрий Шерлинг: «По-настоящему Настя Вертинская любила, на мой взгляд, только Ефремова…»
— Природа не одарила меня внешними данными Джеймса Бонда или тех мужчин, которые смотрят с обложек эротических изданий. Скорее наоборот, я напоминаю маленькую обезьянку… Женщины всегда воспринимали меня как нечто экзотическое. Они — удивительные существа, очень чуткие к прекрасному. Но этим «прекрасным» был не я сам, а скорее то, что делал. Я часто слышал фразы: «Когда садишься за рояль, ты преображаешься», «Когда выходишь на сцену, ты становишься большим».
Из Московского хореографического училища Большого театра я выпускался партией Шута в «Лебедином озере» с Майей Плисецкой и Николаем Фадеичевым. В то время за подобным дебютом обычно сразу следовало звездное восхождение, однако добраться до выступления в самом спектакле мне так и не удалось: накануне выпуска произошел скандал с преподавателем…
Еще великий Фокин в своей книге «Против течения» писал про «зов пола», утверждая, что приемов классического балета не хватает для выражения всех страстей и эмоций. Приблизительно те же идеи рождались и в моей юной голове. Мое тело и темперамент подсознательно вырывались из узких рамок академического танца.
Многих моя манера восхищала, а кое-кого — бесила, например, педагога по характерному танцу, который аж зубами скрипел. И однажды его прорвало: на уроке он обозвал меня жидом, а мой танец — жидовским шалманом. Разговор у нас вышел короткий: я ему ответил, что он негодяй, не имеет права быть педагогом, и, хлопнув дверью, ушел из класса. Мне влепили двойку по характерному танцу и сняли с партии Шута. Так в одночасье я лишился дебюта и остался без распределения.
Надо мной нависла угроза армии, а это означало полную потерю профессии. Артист классического балета, который каждый день не стоит у станка, моментально утрачивает форму.
К счастью, Юрий Кондратов, художественный руководитель училища и мой педагог, пригласил меня в труппу, отправлявшуюся на гастроли в Германию. Заграница! Тогда это было почти как полет в космос! Я танцевал па-де-де из «Пламени Парижа», танец с палкой из «Светланы» — тяжелейший номер, который в свое время блистательно исполнял Асаф Мессерер… В той поездке случилась весьма занятная история. Началось с того, что наш аккомпаниатор вывихнул палец. А надо заметить, что он не только сопровождал наши выступления, но и в перерывах, пока мы переодевались, исполнял сольные произведения. Гастроли оказались под угрозой срыва. Тогда Кондратов вспомнил, что я еще и пианист. В итоге в одном и том же концерте я выступал и в качестве артиста балета, и как музыкант. В зале периодически присутствовала молодой министр культуры ГДР. Эта женщина мне очень симпатизировала, Кондратов даже подозревал, что я нахожусь с ней в адюльтерной связи. Однажды он ворвался ко мне в номер, чтобы застукать нас на месте преступления, но мы невинно сидели в креслах…
Действительно, она часто приезжала ко мне с цветами, но этим все и ограничивалось. Ее просто очень впечатлили мои выступления. Под конец гастролей мне, единственному участнику этого шоу, министр подарила машину, причем совершенно официально. Это был маленький «Фольксваген Жук». Я как человек, не обремененный никакими государственными полномочиями, подарок принял.
Тут же начался скандал: из Москвы пришел гневный указ — машину сдать Госконцерту! Ведь тогда артисты не могли получать никаких подарков или гонораров за рубежом. Сначала я отказался, но потом меня все-таки заставили ее сдать. Правда, вместо «Жука» выдали «Москвич-407». Так у меня появилась первая машина…
В тот же период Игорь Моисеев помимо своего народного коллектива задумал создать классический ансамбль. И пригласил меня в качестве солиста. Признаюсь, эта труппа являла собой абсолютные галеры — ежедневно десять часов каторжной работы вприсядке, на полусогнутых коленях. Ноги мои, не подготовленные к подобного рода нагрузкам, стали опухать. Тогда же я впервые столкнулся с тем, что наши балерины — высокие музы, терпсихоры — оказались банальными бабами, обсуждающими количество лифчиков, купленных за границей, или где найти покупателя на меховое манто, привезенное оттуда же. Я слушал все это в гримуборной, и мне казалось, что попал в какой-то вертеп. Действительно, наши немногочисленные ансамбли, имевшие доступ за границу, представляли собой некие торговые дома — с гастролей привозились пятьдесят одинаковых шуб (так дешевле!), и потом они в качестве дефицита расходились по Москве. Так в Ансамбле Моисеева я познавал основы бизнеса и коммерции.
Шутки шутками, но было очень тяжело… Единственная отдушина — Игорь Александрович обнаружил во мне режиссерские задатки, и мы часами просиживали у него в кабинете, работая над новым балетом, который он хотел поставить. Надо сказать, это сыграло самую отрицательную роль для меня лично, потому что все сразу решили, что я фаворит Хозяина. А его там не просто боялись — боготворили, едва он появлялся внизу, все кричали: «Кормилец, кормилец идет!»
Я стал очень много работать, давал сольные концерты, выступал и как пианист, и как танцовщик. И вот в один прекрасный день попал на бал в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Был приглашен туда просто как тапер, вместе с джазовым коллективом. Вся труппа отдыхала, мы играли…
В конце концов мне это надоело, и я тоже пошел танцевать. Мне навстречу из толпы вытолкнули совершенно фантастическую диву, зеленоглазую, скуластую, со змеиным монголовидным лицом и божественной фигурой. Я крутил ее в рок-н-ролле просто как вертолет, она летала у меня во все стороны — до такой степени, что у нее закружилась голова и кто-то подхватил ее на руки. Оказалось, это была не кто иная, как блистательная балерина Элеонора Власова, будущая прима Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Позже она стала первой, самой юной моей любовью. Мне тогда едва исполнилось восемнадцать, а ей — тридцать один год.
На той же джазовой вечеринке произошло еще одно маленькое чудо — ко мне подошел некий человек по фамилии Чайковский и предложил «зайти к нему на днях». И вот я явился в театр, весь такой длинноволосый и пижонистый, на личном авто. Спрашиваю: «Где тут у вас Римский-Корсаков?» Мне ответили весьма испуганно, что я перепутал фамилии. Оказалось, Чайковский — это директор театра. Мы с ним побеседовали, он спросил: «Как пианист может так танцевать?» Услышав, что я закончил хореографическое училище Большого театра с дипломом «артист балета», Чайковский… пригласил меня в труппу в качестве солиста! Так я попал в театр.
— Элеонора тогда была замужем за знаменитым оперным певцом, премьером их театра Аркадием Талмазовым. Этот роскошный брутальный мужчина был в шестьдесят раз красивее меня и в семьдесят раз богаче. То есть настоящий такой мэтр.
Вскоре я был назначен на роль Бирбанто в «Корсаре», а педагогом-репетитором стала Власова. Помню, как впервые увидел ее на репетиции: я стоял уже в трико, яйца поддернуты вверх, как и положено артисту балета… И тут вошла женщина в шубе из скунса! Это же что-то уму непостижимое по тем временам! И небрежно бросила ее с плеч на пол… Она была абсолютной звездой!
Начались репетиции, которые закончились сумасшедшим романом. Причем наше притяжение основывалось не на сексе, ее заинтересовало мое мышление — это был духовный секс, взаимное постижение. Отношения с прекрасным полом всегда были для меня вопросом чисто творческим, не имеющим отношения к банальной физиологии. В моей жизни было много чрезвычайно талантливых женщин, и влекла меня именно их неординарность. Моя влюбленность в Эллу произошла на почве ее великой Эсмеральды. Увидев Власову на сцене, я, неоперившийся юнец, был совершенно потрясен. Я влюбился в образ — в образ женщины, от которой исходили потоки любви и очарования. А ее влекло ко мне необузданное стремление перешагнуть границы знакомого.
Для замужней женщины, которая была старше меня на тринадцать лет, это выглядело как «в омут с головой». Она объявила Талмазову, что уходит от него, потому что влюблена в Шерлинга. И Шерлинга моментально поперли из театра.
Так я потерял военную бронь — и за мной тут же приехала коляска и увезла меня в армию. Все ужасы, связанные со службой, я перечислять не буду — их кодовое название «бравый солдат Шмерлинг». Был полный набор — и жид, и бесконечные избиения… Ко мне приезжали только два человека — мама, которая сходила с ума, не зная, как мне помочь, и Элеонора, она привозила мне чеснок и лук (от цинги).
Из армии я вернулся в пустоту — ни работы, ни перспектив… Ничего. Но рядом — Власова! Я предложил ей танцевать вместе, но получил отказ. Она сказала — нет, ты мужчина, ты должен подняться сам. И все же вскоре мы поженились. Это наложило на меня невероятную ответственность — надо же было кормить семью, как-то обеспечивать жену.
Я начал писать песни для Москонцерта, их пели Тамара Миансарова,
В 1965 году я поступил на Высшие режиссерские курсы и попал к Андрею Гончарову. Там мне очень помогло то, что я хорошо знал музыкальную драматургию и понимал, как осуществить синтез музыки и театра. На одном из уроков Андрей Александрович стал рассказывать о «Человеке из Ламанчи» — как он видит образ главного героя. Потом вскользь добавил: «И все равно не складывается… Ничего не вырисовывается в этом круговороте выразительных средств». О-о-о-о! Как я услышал про круговорот! Это ж мой конек — синтез разных видов искусства. Вышел к доске и нарисовал спектрограмму арии «Мечтать, пусть нелепа мечта» на основе ее нотной записи. Он сказал «Слушай, ты сумасшедший! И добавил: «Давай-ка завтра приходи в театр». Я пришел. Гончаров привел меня на репетицию и вдруг объявил труппе: «Разрешите вам представить нового режиссера спектакля «Человек из Ламанчи». Я чуть не упал! Андрей Александрович сказал: «Вот тебе три недели, вот тебе труппа, оркестр — дерзай». Так я стал режиссером Театра им. Вл. Маяковского.
В труппе числилась совершенно потрясающей, невероятной красоты девушка. Она была слабой актрисой, но женщиной — бесподобной. Умопомрачительной! И поскольку я уже был мэтр, хоть маленький, но мэтр — мэтр с половиной, то у меня с ней завязался роман. Вдруг я узнаю, что она — жена Толи Ромашина! Маргарита Мерино — испанка, жгучая красотка, дочь кубинского дипломата и, как я слышал, бывшая любовница Фиделя Кастро. Страсть у нас была просто безумная, она решила уйти от мужа, сказала мне — женись. В результате уехала в Испанию, потому что жениться, признаюсь, я был тогда не готов. Меж тем Толя Ромашин был одним из ведущих актеров театра. В итоге меня и оттуда «попросили». Я опять оказался на улице. Деньги имелись, поэтому большой катастрофы не ощутил. С Мерино мы долго переписывались, она звала к себе, но я чувствовал: у нее там уже началась другая жизнь…
После Театра им. Вл. Маяковского мы сдружились с Галей Волчек. Я уже тогда был сумасшедшим автомобилистом, а многие из нашей богемной публики только-только приобщались к этой неведомой им доселе сфере жизни. Вот и у Насти Вертинской тоже появилась машина, надо было учиться водить. Галя Волчек попросила меня обучить Настю мастерству автовождения.
Тем временем мне предложили поставить мюзикл «Тощий приз» в Театре им. Моссовета. Вера Марецкая, народная любимица, являлась в театр в бабьих штанах по колено, в немыслимом ночном халате на пуговицах, с четырьмя «бранзулетками» Сталинской премии на груди. Она была любимой женщиной Завадского. И вот Вера Петровна — богиня, народная артистка СССР, четыре раза лауреат, неприбранная, тусклая, приходила на репетиции, а я, неуемный, напористый режиссер, кричал ей: «Танцуем самбу! румбу! пам-пам, унц-унц». На одном из таких прогонов Вера Марецкая сломала шейку бедра, ее увезли в больницу, а меня вызвал разъяренный директор: «Ты что мне народных артисток калечишь!» За отсутствием примы — а у нее была главная роль — спектакль закрыли. Но Завадский оказался просто гигантом, сказал: «Юр, поставь еще где-нибудь этот спектакль, уж больно он хорош! Хочешь, я напишу рекомендательное письмо?» Вскоре мне позвонили «сверху» и сообщили, что надо отправляться в Таллин — ставить «Тощий приз».
В тот период рядом со мной появилась Ирина — прекрасный человек и очень хороший художник по костюмам. Наш совершенно бешеный роман был в самом разгаре. «Бешеность» его заключалась в том, что я впервые встретил женщину, которая мне буквально поклонялась, боготворила. Она звала меня Джезус. Я взял Иру с собой, поехал в Таллин и никак не мог предположить, что еду навстречу самой непоправимой трагедии в своей жизни…
Для поиска главной героини мы объявили конкурс — нужна была очень яркая, эффектная артистка. В числе прочих пришла одна девушка… Она была шикарна во всех отношениях — красивая, умная, элегантная, и я выбрал ее на главную роль. Звезда знаменитого таллинского варьете. По тому времени просто
Я чувствовал себя невероятно счастливым: там, где появлялся с нею, всегда светило солнце. Я, может, единственный раз в жизни встретил такую женщину… Она придумала мне прозвище — «экзотическая обезьяна». Я сказал себе: наверное, вот моя жена, она послана мне богом. Мы приехали в Москву. Неожиданно пришло известие, что у ее мужа крупные неприятности. Эне решила, что должна вернуться и помочь ему. Оказалось, Тоомаса арестовали. Потом отпустили под подписку, шло следствие. Она была рядом: помогала, кормила, отвечала на звонки.
Я летал к Эне на премьеру нашего спектакля, а когда вернулся в Москву и позвонил, ее мама на непонятном мне языке сказала только, что ее больше НЕТ… Через пару часов пришло известие: муж убил Эне из ревности. Как выяснилось на следствии, утром Тоомаса должны были забрать, и он потребовал от жены исполнения супружеских обязанностей. В последний раз. Она сказала — я люблю ту обезьяну, и поделать с этим ничего нельзя.
И он ее задушил. Вот и вся, собственно говоря, история…
На похоронах я накрыл ее могилу подвенечным платьем. Ведь оно было куплено, мы собирались стать мужем и женой. Лейусу дали восемь лет, но выпустили года через три. Когда у меня уже появился Камерный еврейский музыкальный театр, однажды я сидел на репетиции и мне сообщили, что приехал какой-то иностранец. В зал зашел Тоомас! Поздоровался, попросил разрешения посмотреть, как идет репетиция. А когда она закончилась, произнес с акцентом всего одну фразу: «Я только теперь понял, кого любила Эне». И ушел…
Мне тогда едва исполнилось тридцать, я невероятно тяжело переживал жуткую трагедию, случившуюся с Эне. Остался один, с разбитым сердцем… Завадский летал в Таллин смотреть наш мюзикл, оценил его благосклонно и предложил вернуть спектакль на сцену Театра им. Моссовета. Я с трудом продолжал работу: слишком свежа была рана, но спектакль был поставлен и шел с сумасшедшим успехом. А я так и метался, неприкаянный, не зная, чем отвлечь себя от глубокой депрессии.
Случайно попал в один дом на вечеринку, сидел в одиночестве, как грустный идальго.
Ближе к вечеру Нина показала мне комнату, где я буду ночевать. Там жанр фэнтези продолжился — белые стены, роскошная белая кровать, ослепительные покрывала, белоснежный пушистый ковер, живые цветы в вазах, а в углу — белое пианино Zimmermann. Мне с трудом удавалось скрывать свое потрясение. Признаюсь, эта девочка не вызывала у меня особого желания за ней ухаживать, и я честно собрался домой. Но она настояла, я остался. Просыпаюсь, а Нина уже сидит на мне на той самой белой кровати!
Словом, в ту ночь меня крупно поимели, но сопротивляться я уже не мог и сдался на милость победителя… Утром мы вышли из спальни, я совершенно не понимал, где нахожусь, что со мною происходит. Тихонько спросил: «Ты кто?» И тогда она сказала, что она пианистка, дочь знаменитого советского музыканта.
У нас начались отношения. Иногда она исчезала, потом раздавался телефонный звонок: «Алло, любимый, я в Париже». Или: «Алло, любимый, я в Лондоне…» Постоянно привозила какие-то экзотические по тем временам сувениры, однажды подарила роскошный светло-голубой вельветовый пиджак. К нему страшно было даже притронуться — настолько он был хорош!
И вдруг меня вызывает ее отец. Прихожу, сидит живой лауреат Сталинской премии, великий музыкант. И говорит: «Мы готовы принять вас в семью». Я жутко растерялся и промычал что-то невнятное. Он продолжает: «Вскоре вы станете художественным руководителем Московского мюзик-холла». Я снова пробормотал какую-то нелепицу: «А что я должен делать? Я не готов жениться, еще после первого брака не очухался». — «Ну, вы подумайте, вам позвонит Кухарский». Это был замминистра, который занимался тогда нашей культурой. Его все боялись как огня. Еду домой и думаю: похоже, мною начали торговать, причем без моего ведома. Я что, при помощи своей свирели между ног буду карьеру строить?
Дилемма встала серьезная, я понимал, что в случае отказа реакция последует незамедлительная и очень жесткая. Нина тут же опротивела — ну как общаться с женщиной в подобной ситуации? Тем временем ей уже выделили прекрасную двухкомнатную квартиру в центре, чтобы мы там строили свое семейное гнездышко.
Нина же ничуть не смутилась. Она задала мне только один вопрос, который меня моментально отрезвил. Совершенно ледяным голосом она спросила: «По какому праву?» Я понял, что вся история наших отношений — стопроцентная постановка. А реальность — вот она, передо мной. И тут вижу — на полу лежит мой пиджак, ее подарок. «Минуточку, а он-то здесь откуда?» Она заявляет: «Это не твой пиджак. Я привезла два одинаковых». Это был уже верх вероломства и фарса! И я закрыл для себя историю с Ниной.
Через неделю ее выдали замуж за молодого скрипача. Молниеносно сделали его лауреатом международного конкурса, благо отец Нины был председателем всех мыслимых комиссий. А я, естественно, так и не стал руководителем мюзик-холла…
По иронии судьбы спустя годы скрипичную партию в одном из моих спектаклей записывал именно муж Нины. Я сам предложил ему работу, зная, что после смерти тестя им очень нужны деньги…
Время шло. Как-то в очередной компании приятельница Лариса познакомила меня со своей сестрой — Тамарой Акуловой. Сама Лариса была шикарнейшая женщина — манерная, изысканная, грациозная, а ее сестра оказалась робкой 18-летней девочкой из Новой Усмани. «Можно вам показаться? Хочу поступать в театральный…» — спросила меня Тамара. Я оставил ей свой телефон, она позвонила, пришла и стала читать… басню! «У сильного всегда бессильный виноват». Я, едва сдерживая смех, сказал, что этим материалом приемную комиссию не покорить. Надо отдать Тамаре должное, она проявила недюжинную настойчивость и попросила дать ей уроки актерского мастерства. Но я как раз уезжал в Киев на съемки фильма, музыку к которому написал
Приезжаю в Киев, начинается работа, вдруг главная героиня бросает роль и исчезает. Команда в полном составе сидит — а актрисы нет. Что делать? Где искать? Нужен такой нежный розовый поросенок. И тут я вспоминаю про девочку, что читала мне басню. Возвращаюсь в Москву, нахожу Тамару, делаю ей портфолио. И вдруг вижу — на пленке красавица писаная, хотя в жизни — незаметная мышка. Есть такие лица, с которыми объектив творит чудеса. Я показал ее фото съемочной группе, и все хором сказали — срочно вези ее сюда! Так Тамара получила главную роль, и мы стали вместе работать. Чем это закончилось, не стану объяснять… В Москве наши отношения продолжились, я привязался к этой девочке, постепенно мне стало ее не хватать. А потом, тридцать четыре года назад, на свет появилась Анечка, моя старшая дочка.
После рождения дочери мы поженились и прожили вместе довольно долго. Но, увы, едва Тамара поступила во ВГИК, семья рухнула. Мы отдалились — ее постоянно не было дома, ребенок вечно в деревне у бабушки… А я тогда сражался за главное свое детище — Камерный музыкальный театр, который пытались уничтожить. Хотя спектакли гремели, народ ломился в зал, но судьба еврейского театра в таком государстве, как СССР, не могла складываться легко. Во многие города, например в Ленинград, нас просто не пускали. А потом со мной расправились довольно банальным для тех времен способом. Придумали историю про милиционера, которого я якобы укусил не то за нос, не то за руку. Обвинили в оказании сопротивления сотруднику власти с нанесением телесных повреждений. Она до сих пор меня преследует, эта бредовая байка. Завели уголовное дело — им нужно было любым путем убрать меня из театра. Год шло следствие.
Еще до начала всей этой истории наш брак с Тамарой плавно сошел на нет, мы расстались. Но отношения сумели сохранить. С тринадцати лет дочка Аня жила со мной, росла вместе с моими младшими детьми. Окончила МГИМО по специальности «международное право» и ГИТИС как актриса театра и кино, но по-настоящему реализовала себя как жена и мама.
— Чем же закончилась для вас та криминальная история с милиционером?
— Статья 191, часть первая — сопротивление представителю власти с нанесением телесных повреждений. Учитывая, что я — заслуженный деятель искусств, суд приговорил меня к году условно с отбыванием наказания по месту работы и выплатой двадцати процентов из зарплаты.
В тот период я дружил с корреспондентом норвежского радио и телевидения по имени Ханс Вильхельм Штейнфельд. Он регулярно делал материалы для западной прессы обо мне и о нашем театре. Вскоре Ганса отозвали из Союза и на его место приехала женщина — Марит Кристенсен.
Наш брак просуществовал недолго. С Марит мы были скорее друзьями, партнерами, нежели супругами. Через четыре года началась перестройка, и я вернулся домой. Мой друг Михаил Шатров через Союз театральных деятелей помог создать новый театр — «Школу музыкального искусства». Там я поставил самый яркий свой спектакль «Помилуй», народную оперу на тему русских народных песен.
На прослушивание в мою «Школу музыкального искусства» в качестве аккомпаниатора пришла маленькая Барби — у нее были огромные глаза и маленькие ручки. Звали ее Олеся. «Играете вы неплохо, — сказал я ей. — Может, еще и джаз умеете?» И ребенок начал совершенно фантастически играть. Я бросил конкурс, посадил ее в машину — и мы поехали в консерваторию, где она училась. Там стояли два рояля, я сел за один, ее посадил за другой, и начался невероятный музыкальный роман. Мы играли несколько часов подряд. Она удивительно одаренный человек. И как выяснилось в дальнейшем — совершенно неземной.
Я живу с ней уже почти тридцать лет. На самом деле я был женат один раз, на Олесе, а все остальное — круговорот воды в природе. В одном из своих интервью Олеся обронила, что я для нее гуру. Мир метафизики и музыки она познавала в консерватории, а с миром реальности, духов и Лагерфельда познакомилась благодаря мне. Я всю жизнь делал ей подарки, гораздо чаще, чем полагается. Я как бы Пигмалион при исполнении.
Олеся всегда поддерживает меня в самых сложных ситуациях. Взять хотя бы историю с моим назначением и.о. ректора ГИТИСа. Вы не представляете, что тогда происходило! Как это — Шерлинг будет руководить таким вузом?! Я оказался в волчьей стае: если ты занимаешь место — то автоматически вырываешь у кого-то кусок хлеба изо рта. И тебя начинают буквально рвать на части. Если ты не защищен некой коррупционной группой, то у тебя практически нет шансов…
А не так давно у моей семьи из-за банкротства одного крупного банка пропали все сбережения — я откладывал всю жизнь, что называется, «на старость». Прихожу домой и говорю жене: «Олеся, мы — нищие». Она только спросила: «Что я должна делать?» Я ответил — собирай вещи, будем переезжать в загородный дом, это жилье нам уже не по карману (мы тогда снимали большую квартиру на Остоженке). Ни одного упрека, ни слез, ни причитаний не было с ее стороны! Она стала спокойно собираться и продолжала как ни в чем не бывало ежедневно заниматься с детьми, готовиться к концертам. Я счастлив, что господь послал мне Олесю. Она умудрилась в тот момент удержать меня на плаву. И сейчас держит.
— Во-первых, совершенно необыкновенным талантом Женщины. Олеся спокойная, очень богобоязненная, всегда умеющая найти светлые стороны в любом человеке. Не суди, да не судим будешь — вот ее принцип. Ее приоритет — материнство, она родила мне и воспитала троих абсолютно гениальных детей. Хотя для нашей старшей дочери Шуры эта гениальность обернулась большой трагедией…
Позже выступала с Алексеем Козловым и его «Арсеналом». Но, увы, она абсолютно не может вписаться в законы того, что у нас в России называется шоу-бизнесом. Ее серьезный классический и джазовый репертуар сейчас никому не нужен. Я стараюсь ей помочь, но пока не знаю — как. Чувствую на себе великую кару, потому что воспитал своих детей в иных, несовременных представлениях о добре и зле, о таланте и искусстве. И поверьте, за этим — не одна моя бессоная ночь и не один изгрызенный палец.
Сын Матвей — саксофонист, стипендиат Международного фонда Владимира Спивакова, ученик удивительного Леонида Друтина. По словам величайшего саксофониста нашего времени Арно Борнкампа, в свои четырнадцать лет Матвей — один из выдающихся музыкантов мира. Когда Арно впервые услышал Мотю, он был потрясен, сказал — как такое вообще возможно?! Маленький мальчик играл джаз так, как не играет ни один взрослый. А сегодня в его репертуаре концерт Глазунова, «Арпеджионе» Шуберта… Это действительно природный феномен. В этом году мы с ним сделали запись с оркестром «Виртуозы Москвы», большую программу — писали два дня подряд по шесть часов. Чтобы было понятно — шесть часов подряд играть на саксофоне практически невозможно, у сына из уголков рта текла кровь от мундштука. Но он играл и играл блестяще.
Самая младшая, Мариамна, — тоже лауреат международных конкурсов, прекрасная пианистка с большим потенциалом…
Конечно, история с потерей денег серьезно ударила по нашей семье. Но я не сдамся. Я же непотопляемый, поэтому иду дальше. И моей крепостью сегодня является, конечно, дом, моя семья.
— Вам всегда так легко давались любовные победы. Хоть когда-нибудь приходилось комплексовать по поводу своей внешности?
— Мне? Да… Пожалуй, приходилось. Однажды на улице ко мне подошла молоденькая девушка и сказала: «Дедушка, как пройти туда-то?» Я рассмеялся и подумал: «Наверное, пора сбрить бороду, она вся белая». А до этого — никогда.
Добавить комментарий