Салтыков-Щедрин о нашем времени и о себе. Владимир Высоцкий: либеральные мифы и советская действительность. Последнее стихотворение Высоцкого
Суббота, Июль 25, 2015 , 08:07 ДП
Салтыков-Щедрин о нашем времени и о себе
Откройте любое его произведение — кажется, что он пишет о сегодняшнем дне. Просто даёшься диву: он сумел заглянуть в будущее или за эти 150 лет ничего не изменилось?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе отдельную нишу — только он может так необыкновенно метко критиковать и высмеивать окружающую нас действительность. Хотя, нам не привыкать. Мы видим это каждый Божий день.
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.
Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а все существенное изображалось самым мелким шрифтом.
Увы! Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.
Для того, чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
— Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.
— Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть?
Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.
— Кредит, — толковал он Коле Персианову, — это когда у тебя нет денег… понимаешь? Нет денег, и вдруг — клац! — они есть!
— Однако, mon cher, если потребуют уплаты? — картавил Коля.
— Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить — ну, и опять кредит! Еще платить — еще кредит! Нынче все государства так живут!
Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.
В словах «ни в чем не замечен» уже заключается целая репутация.
Владимир Высоцкий: либеральные мифы и советская действительность
Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чем – не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю
Мне будет не хотеться умирать!
25 января исполнилось бы 77 лет Владимиру Высоцкому, но не исполнилось. 35 лет назад 25 июля 1980 года он трагически ушел из нашей тогда еще советской жизни. Дату его появления на свет я не знал, как не знали ее и большинство советских людей, с удовольствием слушавших его песни в его исполнении. Собственно, и узнал дату его рождения широкий круг его поклонников только тогда, когда он умер. Я хорошо помню день его смерти. В июне я вернулся с полигона Капустин Яр, где участвовал в учебно-боевом пуске ракеты Р-12 одной из стартовых батарей нашей дивизии, и был направлен на медицинское обследование в Главный военный госпиталь РВСН в Одинцово. 25 июля 1980 года мы, несколько пациентов 34 кардиологического отделения госпиталя, сидели в холле отделения и смотрели телевизор. В Москве проходили Олимпийские игры и, естественно, что мы «болели» за своих. Сейчас уже не помню, то ли по телевизору, то ли кто-то из больных сообщил, что умер артист театра на Таганке Владимир Высоцкий. Это сообщение, конечно же, вызвало у присутствующих чувство искреннего сожаления. Высоцкого знали по его песням и по ролям в фильмах, но главным образом по роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Правда, оказывается, знали не все. Один из присутствующих спросил: а кто это такой? Ему начали объяснять, что Высоцкий известный артист, а еще более известный певец, автор-исполнитель, бард. А я подумал тогда, где же ты, подполковник, обретался, в какой глухомани? Хотя глухомани, где располагались Ракетные войска, хватало, но не до такой же степени! И ничего антисоветского в его песнях я ни тогда, ни сейчас не слышу, несмотря на все его сомнительное окружение, которое пытается приватизировать, присвоить себе популярного артиста, поэта и певца, подгоняя его под свой мелкий антисоветский аршин. К сожалению, либеральные мифы, которыми опутывают Высоцкого либеральные пачкуны в течение многих лет после смерти артиста, повторяются и вполне разумными людьми — бывшими младшими научными сотрудниками бывших советских НИИ, перед которыми и выступал Владимир Высоцкий.
«… в то время заполучить и оплатить выступление Высоцкого официально, было невозможно, не мил он был власти. …Необходимо сказать, что в то время выступления Высоцкого проходили только неофициально (подпольно, как мы говорили)».
Автор в силу молодости или по причине пребывания на краю света без средств связи в течение как раз того времени, когда жил и творил Владимир Высоцкий, очевидно, не знает, что Владимир Высоцкий в Советском Союзе был одним из самых широко гастролировавших артистов и не только вместе с Театром на Таганке, но и в качестве исполнителя своих песен, причем, одним из наиболее высокооплачиваемых артистов. Да, Высоцкий не выступал на сценах известных концертных залов, не выступал на сцене Большого театра или на сцене Кремлевского дворца съездов, или на сцене Зала Чайковского. Его сценами были сцены Дворцов культуры заводов и клубов различных НИИ. Начиная со своего первого публичного концерта в 1964 году и до последнего в подмосковном Калининграде 16 июля 1980 года, он дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.
За 21 год, с 1959 по 1980, Владимир Высоцкий снялся в 30 фильмах. Всего было выпущено 45 фильмов, в которых играл сам Высоцкий или исполнял свои песни, или они исполнялись другими. Из них 29, в которых Высоцкий сам исполнял или его песни исполнялись другими: 13 фильмов, где Высоцкий сам исполнял свои песни, 14 фильмов, где песни Высоцкого исполнялись другими артистами, 2 фильма, где исполняются песни, текст которых написан Высоцким, а музыка другими композиторами, 3 фильма, где Высоцкий исполняет песни, текст, которых написан им, а музыка другими композиторами.
Дискография Владимира Высоцкого: 42 альбома, в том числе
-концерт в «Энергопроекте» (1968 г.) — 25 песен,
-концерт в ДК «ВАМИ» (1974 г.) — 18,
-концерт в ДК «Коммуна» (1980 г.) — 28,
-концерт в ДК «МИР» (1964 г.) — 25,
-концерт в ДК «ФАРХАД» г.Новои (1979 г.) — 21,
-концерт в ДСК-3 (1971 г.) — 23,
-концерт в кафе «Молекула» (1965 г.) — 22,
-концерт в клубе МВД (1970 г.) — 26,
-концерт в Москве (1965 г.) — 33,
-концерт в НИИ хирургии (1976 г.) — 19,
-концерт в НИКИМП (1979 г.) — 22,
-концерт в Северодвинске (1978 г.) — 22,
-концерт в Театре кукол (1973 г.) — 21. -концерт в Казани (1977 г.) — 24.
Авторские пластинки Высоцкого (миньоны):
1968 год. Песни из кинофильма «Вертикаль» (Мелодия. Всесоюзная студия грамзаписи).
1972 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Всесоюзная фирма граммпластинок, Ленинградский завод, Апрелевский завод).
1974 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Ленинградский завод, Апрелевский завод, Таллинская студия грамзаписи).
1974 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Апрелевский завод, Рижский завод граммпластинок, Ташкентский завод, Тбилисская студия грамзаписи).
1975 год. Высоцкий В. Песни (Мелодия. Всесоюзная студия грамзаписи, Тбилисская студия грамзаписи).
1975 год. Песни Владимира Высоцкого (Мелодия. Ленинградский завод, Ташкентский завод, Апрелевский завод).
1981 год. Высоцкий В. Песни (Ленинградский завод, Апрелевский завод, Тбилисская студия, Рижский завод, Ташкентский завод).
1981 год. Высоцкий В. Песни (второй тираж).
Авторские пластинки В. Высоцкого (гиганты):
1978 год. Высоцкий В. Баллады и песни (Мелодия — Балкантон, Московский опытный завод «Грамзаписи»).
1980 год. Высоцкий В. Песни (Апрелевский завод, Рижский завод,Московский опытный завод грамзаписи, Всесоюзная студия грамзаписи).
1987 год. Высоцкий В. Сыновья уходят в бой (первая пластинка).
1987 год. Высоцкий В. Сыновья уходят в бой (вторая пластинка) (Апрелевский завод, Московский опытный завод грамзаписи, Ленинградский завод, Всесоюзная студия грамзаписи).
1987 год. Высоцкий В. Влади М. Песни (Рижский завод, ленинградский завод, Апрелевский завод).
1987-1990 гг. На концертах Владимира Высоцкого. Серия пластинок — 21. (Ленинградский завод. Рижский завод, Апрелевский завод).
1990 год. Высоцкий В. Охота на волков.
Сборные грампластинки, включающие в себя одну или несколько песен В.Высоцкого в исполнении автора: 1975, 1976 — три, 1979 — две, 1980, 1981, 1983, 1987 гг.
Грампластинки, включающие в себя одну или несколько песен В. Высоцкого в исполнении других певцов или актеров: 1966, 1968, 1975, 1982 -две, 1983, 1987 гг.
Гибкие пластинки из музыкальных журналов: 1965 (Кругозор №6), 1968 (Кругозор №5), 1976 (Кругозор №4), 1986 (Клуб и художественная самодеятельность №18), 1987 (Клуб и художественная самодеятельность №14).
Грампластинки, выпущенные во Франции (при жизни):
1977 год. Vladimir Vissotski — 15 песен(фирма Le chant du monde).
1977 год. Vladimir Vissotski — 11 песен (фирма RSA Victor).
1977 год. Vladimir Vissotski — 11 песен (фирма Polidor).
Грампластинки, выпущенные в США:
1972 год — 15 песен.
1979 год. Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого (5 пластинок — 27 песен).
Грампластинки Высоцкого выпускались в Финляндии — 1979 г., в Германии — 1980 г., в Болгарии — 1979 г., в Японии — 1976 г., в Израиле — 1975 г.
Владимир Высоцкий записал около 10 радиоспектаклей и было выпущено два дискоспектакля с участием Высоцкого: 1974 год. Козачинский «Зеленый фургон» (Высоцкий — Красавчик). 1976 год. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес.
Слова и мелодии песен Высоцкого. 23 песни — 7 песен исполняет автор, 16 — артисты и певцы.
Высоцким написаны песни для спектаклей Театра на Таганке: «10 дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые» (1965 г.). «Турандот, или конгресс обелителей» (1978 г.). Для театра «Современник» — «Свой остров»(1971 г.).
В 1975 году впервые опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике «День поэзии 1975», М.1975.
15 июня 1975 года он впервые появляется на советском ТВ (55 минутная передача «Парень с Таганки» на эстонском ТВ).
В 1978 году записывается на ТВ ЧИАССР.
22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама».
В 1981 году в издательстве «Современник» издаются в количестве 55 тыс. экз. сборник стихов: Владимир Высоцкий. Нерв. Стихи. (130 стихотворений).
Не будем забывать о том, что Высоцкий не был ни членом Союза писателей, ни членом Союза композиторов, что создавало ему определенные трудности в его публичной творческой деятельности, потому что творческие союзы стояли на страже защиты корпоративных интересов своих членов, что, однако, нисколько не помешало огромной популярности Высоцкого в СССР. Так, что слухи о гонениях на Высоцкого сильно преувеличены.
Вчера на канале РТР в передаче «Прямой эфир» договорились до того, что Владимир Высоцкий не просто умер, а был убит своими друзьями, которые, возможно, выполняли заказ соответствующих инстанций. Чушь, конечно, но вброс в общественное сознание сделан. Не надо лепить из Высоцкого жертву советской власти. Количество фильмов, в которых он снялся, количество песен для фильмов, которые он написал по заказу или использовал ранее написанные песни, количество пластинок с его песнями, количество концертов говорят сами за себя. Если бы концерты и встречи, которые он проводил и получал за это большие деньги были подпольными, то он бы сидел в тюрьме за незаконную предпринимательскую деятельность и укрытие незаконных доходов от государства, как сидели в тюрьмах некоторые концертные администраторы некоторых популярных артистов. Это, во-первых, а во-вторых, я что-то не припомню концертов в центральных залах Москвы исполнителей авторской песни, к которым тоже принадлежал Высоцкий и который не был ни сотрудником Москонцерта, ни сотрудником Госконцерта, ни сотрудником московской филармонии, ни членом союза композиторов, ни членом союза писателей. И с какой стати он был не мил советской власти, если в его песнях не было ничего антисоветского, а вот его личное поведение — алкоголь и наркотики, думаю, некоторым представителям власти не очень нравилось, как не нравилось и руководителю театра Любимову. Да и заграничные поездки Высоцкого и с театром и без него с выступлениями там и выпуском пластинок как-то не очень стыкуются с либеральными мифами о несчастном притесняемом артисте. Вся эта антисоветская мифология о притеснениях очень похожа на такую же мифологию вокруг Глазунова.
Владимир Бондаренко в 2009 году («50 поэтов ХХ века», «Завтра» №31) представил свой список лучших русских поэтов 20 века, продемонстрировав свой выбор. Это его право и дело его вкуса. Но мне трудно представить, чтобы профессиональный литературный критик мог включить в список лучших русских поэтов ХХ века таких пустозвонов и поэтических пустышек как Вознесенский и Евтушенко да и Белла Ахмадулина при всем ее поэтическом даровании, вряд ли, заслуживает такой чести. При всем уважении к Высоцкому, даже искренней симпатии к нему и к его, действительно, замечательным песням, которые до сих пор я, с удовольствием слушаю, было бы все-таки большим преувеличением считать его одним из лучших русских ПОЭТОВ 20 века. Может быть со временем он бы им и стал, но судьба распорядилась иначе… В нашей памяти он остался не ПОЭТОМ, а АРТИСТОМ и ПЕВЦОМ.
И снизу лед, и сверху. Маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там — за дело, в ожиданьи виз.
Лед надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед ним.
Последнее стихотворение Владимира Высоцкого, записнное на двух сторонах бланка парижского туристического агентства 11 июня 1980 года, за полтора месяца до своей смерти и посвящённое Марине Влади, продано ею на аукционе Drouot за 200 тысяч евро. Посмертная маска — за 55 тыс…
Добавить комментарий