Поистине вместе с гениальностью избранным порой даются и дар пророчества, и мистическая судьба. В 15 лет в коротеньком наброске «Моё завещание» Лермонтов писал, чтобы на его могилу положили камень и «пускай на нём ничего не будет написано, если одного имени моего не довольно будет доставить ему бессмертие». Оказалось — довольно. Его пронзительно краткая жизнь вместила, кажется, множество судеб. Но ещё более насыщенной оказалась жизнь души — «души, которой столь некстати одарил бог».Мать его умерла в 21 год — Мише было два. Отца, с которым он виделся сознательно лишь однажды, не стало, когда мальчику было 17, дед покончил с собой от несчастной любви ещё до его рождения. Сильная, властная, богатая, знатная, но не знавшая совершенно женского счастья, бабушка любила внука безумно, хлопоча о любимце своём Мишеньке до последнего: девять месяцев добивалась она высочайшего разрешения императора Николая I о перезахоронении тела Лермонтова из Пятигорска в родовое имение Тарханы.
«Без креста…»
«Это была не дуэль, а убийство», — был уверен Руфин Дорохов, друг Лермонтова, герой войны, храбрец и сам отчаянный дуэлянт, прототип толстовского Долохова из «Войны и мира». То же утверждали после гибели Лермонтова многие из его тогдашнего окружения. Поэт во время дуэли демонстративно поднял вверх пистолет, отказавшись стрелять в противника, но тот жест не оценил и выстрелил в поэта. А ведь дуэль с Мартыновым с самого начала, со стычки друзей на вечере у Верзилиных, всерьёз никто не воспринял. И сам Лермонтов тоже: они были почти ровесники, знакомы и дружны ещё с юнкерской школы в Петербурге. Да и стрелком Мартынов слыл «косым» и меткостью, как и смелостью, не отличался. Перед дуэлью Лермонтов обедал на весёлом дружеском пикнике, с секундантами вышла незадача (двое на обоих дуэлянтов!), повозки отпустили, лекаря не нашли. Зато будто бы не забыли захватить ящик шампанского в уверенности, что друзья помирятся.
О дуэли Лермонтова с Мартыновым 30 лет писать было запрещено. Затем были написаны многие тома исследований, но до сих пор о ней практически ничего в точности не известно! Неизвестно, к примеру, точное место дуэли, хоть и был установлен условный памятный знак. Неизвестно и место первого захоронения Лермонтова в некрополе старого Пятигорского кладбища — при изъятии гроба для перевозки в Тарханы могила вместе с надгробием была засыпана, сохранился лишь рисунок её, сделанный приятелем поэта Арнольди. Сбылось ещё одно предсказание Лермонтова — о его будущей «кровавой могиле, без молитвы, без креста»…
Гибель Лермонтова была воспринята лучшими людьми России как тяжелейшая утрата, притом что единственный сборник его стихотворений был издан всего год назад, а «Герой нашего времени» вышел накануне весной, но тут же был распродан. И Гоголь счёл Лермонтова-прозаика выше Лермонтова-поэта, а Белинский, повсюду восхищаясь им, называл его «дьявольским талантом», «поэтом с колокольню Ивана Великого», человеком умнейшим и — «какая нежная и тонкая поэтическая душа!». А ведь при первой встрече великого критика с поэтом Лермонтов по обыкновению стал подшучивать и над Белинским, доведя его до полного конфуза!
Эти «сатанинские» ядовитые шутки, желчные и острые насмешки, карикатуры и эпиграммы и тяжёлый, неподвижный, неприятный взгляд почти чёрных глаз Лермонтова, который не каждый мог вынести, были слишком хорошо известны в свете. Было ли всё это для него маской, защитой? Или всё-таки сутью характера? Друг поэта графиня Евдокия Ростопчина вспоминала: «Самим собой, весёлым, остроумным, мечтательным и искренним он был только в тесном кругу общения».
Безудержную весёлость и искромётное остроумие Лермонтова, который любил и умел устраивать праздники, особенно запомнили те, кто видел поэта зимой 1841-го в Петербурге, в отпуске, — в надежде на будущую скорую отставку, на издание собственного журнала, на творчество. «Русскую литературу ещё ждут от него драгоценные подарки», — писали «Отечественные записки». Даже не любивший поэта Николай I заметил о нём: «Тот, кто заменил бы нам Пушкина». Правда, после нашумевшего и имевшего огромный успех «Героя нашего времени» царь увидел в авторе лишь «жалкое дарование» и «извращённый ум», а в романе — скуку, навеваемую «очень мало интересными людьми». И отправил Лермонтова на Кавказ «прочистить себе голову».
«Смерть поэта»
В сущности, если перечесть лермонтовское стихотворение «Смерть поэта», вмиг прославившее никому не известного 22-летнего корнета лейб-гвардии Гусарского полка, то его вполне можно отнести и к обстоятельствам гибели самого автора. Мартынова один из современников называл «чистейший сколок с Дантеса», даже по наружности — высокий, статный, весьма красивый блондин. Сам же он в так и не законченных воспоминаниях важно именовал себя «слепым орудием провидения».
За Лермонтовым в его 26 лет числилось три дуэли, ещё от четырёх его удалось отговорить. Лермонтов, величайший лирик, был прежде всего боевым офицером. Не кланялся пулям, первым скакал в атаки, рубился в рукопашной, убивал… Более того, он был главой отряда разведки (этакого современного спецназа), который так и называли — «лермонтовским». В нём состояли самые отчаянные, «безбашенные» храбрецы. За сражение при речке Валерик Лермонтов был представлен к высшей награде — золотой сабле и ордену Святослава, позже заменённому на орден Владимира, но представление дважды было отвергнуто свыше. Бой был тогда жестокий, и ту речку его участники видели «кровавой». В свои 26 он был отравлен войной, убийствами и кровью своих и чужих: «Я вошёл во вкус войны» — написано им за несколько месяцев до гибели.
…К часу дуэли в горах разразилась страшная гроза. Тело Лермонтова пролежало под проливным дождём несколько часов, пока скакали в город за лекарем и извозчиком для перевозки убитого в Пятигорск. «И перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Божию Михаилу», а «непрекращающийся ливень совершал омовение» — так описывал эту ночь секундант Лермонтова Васильчиков. И, быть может, прав был современник поэта: как ни трагично, но смерть Лермонтов встретил в столь любимых им «священных горах Кавказа» под звуки грозной стихии, а не в холодном светском Петербурге.
Николай Мартынов прожил в богатстве до 60 лет, наказание, которого он так боялся, ему в итоге смягчили донельзя.
http://www.aif.ru/culture/person/duel_lermontova_s_martynovym_chestnyy_poedinok_ili_ubiystvo?utm_source=aif&utm_medium=free&utm_campaign=main
Служить бы рад, прислуживаться тошно. История поэта и дипломата Грибоедова
Александр Грибоедов — человек с душой поэта и разумом дипломата. Грибоедов всегда мечтал о литературе и музыке, но вынужден был укреплять авторитет России в международной политике…
Сейчас имя
«Вай, вай, Туркманчай»
Александра Грибоедова считали одним из самых образованных людей своего времени. Уже в 6 лет будущий писатель и посол владел тремя языками, а в 13 уже имел звание кандидата словесных наук. Кстати, в Московском университете он закончил три отделения: словесное, нравственно-политическое и физико-математическое. Параллельно занимался литературой и музыкой – играл на фортепиано и писал композиции (больше всего известен «Грибоедовский вальс»).
Помогая генералу Паскевичу (своему родственнику и непосредственному начальнику) во время персидского похода, будущий дипломат вел переговоры с Тегераном. В том, что Россия добилась для себя выгодных условий мирном договоре, есть заслуга и Грибоедова – причем, весьма немалая. О заключенном мире писатель доложил лично императору Николаю I, после чего государь пожаловал ему Орден святой Анны с бриллиантами, чин статского советника и 4 тысячи золотых червонцев. Так Грибоедов посодействовал присоединению к своей стране обширных земель, освободил Эривань от исламского владычества, что было крайне важно для России, позиционирующей себя как защитника угнетенных христиан. Попутно дипломат «выторговал» беспрецедентные условия для отечественного флота и торговых судов. Важность этих событий несложно оценить – Армения и Россия до сих пор дружат, а в Иране по сей день существует выражение: «Вай, вай, Туркманчай» — так местные называет очень невыгодную для себя, разорительную сделку.
Недипломатичный дипломат
Как вспоминали некоторые современники, Грибоедов иногда вел себя безрассудно – не как положено дипломату. Например, мог гарцевать на коне перед вражескими войсками или не соблюдать местных обычаев. А когда литератору было 22, весь Петербург обсуждал знаменитую «четверную дуэль», в которой он участвовал. Причиной конфликта послужила известная балерина Авдотья Истомина — та самая, которую воспевал в стихах Пушкин.
Дело в том, что танцовщица состояла в отношениях с кавалергардом Шереметевым, но пока тот был в отъезде, она провела пару дней в доме камер-юнкера графа Завадовского. Привез ее туда не кто иной как Грибоедов – он увлекался театром и дружил с Истоминой, а после представления просто пригласил ее к себе в гости. Жил Александр Сергеевич тогда у своего друга Завадовского, вот и вышло, что балерина прожила с мужчинами 2 дня. Вернувшийся Шереметев настоял на дуэли – причем, стреляться ему пришлось не с зачинщиком-Грибоедовым, а с хозяином дома – Завадовским. Но будущему писателю-дипломату тоже досталось – он должен был сражаться с приятелем обиженного Шереметева.
«По крайней мере, играть перестанешь!»
Спустя сутки после первой дуэли (Завадовский-Шереметев) граф Шереметев, любовник Истоминой, умер от полученной раны. Грибоедов повел себя дипломатично – предложил своему сопернику помириться. Но корнета Якубовича (так его звали) это почему-то не устроило. Дуэль состоялась – правда, через год (император наказал дуэлянтов «ссылкой» на Кавказ и им удалось встретиться только следующей осенью). Первым стрелял Якубович – он попал противнику в руку. Один из секундантов позже писал: «Говорят, будто Якубович воскликнул: «По крайней мере, играть перестанешь!». Грибоедов лишился одного пальца на руке, что не помешало ему по-прежнему отлично играть на фортепиано. Сам же писатель благородно выстрелил мимо и не стал пользоваться своим преимуществом (по правилам, он мог подойти ближе к барьеру и как следует прицелиться).
С тех пор Грибоедов, садясь за пианино, надевал на мизинец левой руки специальный кожаный «чехол» — ведь его палец стал на одну фалангу короче. А после трагической смерти в Тегеране посла смогли опознать лишь по этому ранению 11-летней давности.
«Нас там перебьют»
После неожиданного и громкого успеха в Туркманчае писателя назначили послом в Персии. Грибоедов в то время хотел, наконец, сосредоточиться на литературе – он доработал «Горе от ума» и среди столичной молодежи пьеса пользовалась популярностью. Хотя при жизни автор не увидел ни выхода в свет своего детища, ни его постановки в театре, пьесу переписывали от руки и сразу же расхватывали на афоризмы. «Счастливые часов не наблюдают», «Дым Отечества нам сладок и приятен», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — все эти фразы пришли именно от Грибоедова. В 1828 году автор оставил одному из своих друзей окончательный вариант рукописи и уехал – снова на службу, снова в Персию. Прощаясь с друзьями, он говорил: «Не поздравляйте меня с этим назначением. Нас там перебьют».
Последнее счастье
Но по пути в Тегеран новоиспеченного посла ждало последнее счастливое событие. Проезжая через Тифлис (современный Тбилиси), он заехал к своему другу – князю Чавчавадзе (генерал-майору русской армии и известному грузинскому поэту). Там Грибоедов встретил 15-летнюю дочь князя – Нину, которую еще ребенком учил играть на пианино. Позже автор писал: « «За столом сидел против Нины Чавчавадзе… Все на нее глядел, задумался, сердце забилось… Выйдя из-за стола, я взял ее руку и сказал: «Пойдемте со мной, мне нужно кое-что сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда; верно, думала, что я ее усажу за фортепиано: но вышло иначе. Мы вошли в комнату, щеки у меня разгорелись… Не помню, что начал ей говорить, и все живее, живее. Она заплакала, засмеялась, и я поцеловал ее…».
Спустя два месяца молодые сыграли свадьбу – весьма неожиданное и спонтанное решение для дипломата. Жениху было 33, невеста – вдвое моложе. Во время венчания Грибоедов уронил кольцо… В Персию посол отправился уже вместе с женой, но беременную Нину на всякий случай оставил в безопасной резиденции в Тевризе. А сам писал ей из Тегерана красивые послания.
Драматический финал жизни драматурга
Спустя несколько месяцев после свадьбы Грибоедов погиб. Посла, который до последнего отстаивал интересы России и не шел ни на какие уступки перед персами, убила толпа разъяренных религиозных фанатиков – они ворвались 30 января 1829 года в здание посольства и перебили почти всех (в живых остался только секретарь). Местные жители, не скрывая, осуждали поведение Грибоедова: тот иногда высказывал неуважение к восточным традициям (например, мог не снять обувь на приеме у шаха) и, вообще, действовал по принципу «горе побежденным». Незадолго до гибели он взял под свою защиту евнуха шаховского гарема – армянина по происхождению, который захотел вернуться на родину. У правителей Персии такой поступок вызвал только раздражение, но для посла было важнее помочь простому евнуху – Грибоедов всегда поддерживал Армению.
Наследие Грибоедова: «Горе от ума», уникальный бриллиант и 16-летняя вдова
Узнав о смерти мужа, Нина упала в обморок. Это спровоцировало преждевременные роды, но ребенок прожил всего час… 16-летняя вдова до конца жизни носила траур, отвергала все ухаживания и тратила большие суммы на благотворительность. В народе ее прозвали Черной розой Тифлиса – за верность. На могиле писателя и дипломата Чавчавадзе установила черное мраморное надгробье, на котором плачет женщина на коленях. На мраморе надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
В литературных кругах Грибоедов остался «писателем одной книги». В своей главной страсти – литературе – он просто не успел полностью реализоваться. А после кровавой истории с персами имя Грибоедова старались не произносить даже на родине. Однако в некоторых моментах блестящему литератору, музыканту и дипломату мог бы позавидовать даже Пушкин. В «Путешествии в Арзрум» тот писал: « Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его на ряду с первыми нашими поэтами… Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна».
А дипломатического скандала с Персией удалось избежать. Шах, в отличие от религиозных фанатиков, понимал, как опасно воевать с Россией и что может последовать за варварским убийством посла. Более полутора тысяч человек в Тегеране понесли наказание за «народное буйство»: кого-то убили, кого-то искалечили «в назидание». К Николаю I прибыло чрезвычайное персидское посольство во главе с внуком шаха Хасроу-Мирзой – он бросился на колени перед императором, приставил саблю к своей груди и умолял забрать его жизнь взамен жизни Грибоедова. Также русскому двору привезли богатые подарки: жемчуга, кашемировые ковры, древние манускрипты… А еще – одну из величайших персидских ценностей: уникальный алмаз «Шах» в 88,7 карат (около 3 см в длину), который издавна принадлежал величайшим правителям Востока. Так персы оценили жизнь невероятного русского дипломата.
Добавить комментарий