Рубрики

Контакты

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже. Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

Понедельник, Июнь 29, 2015 , 08:06 ПП

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Начало 1902 года подарило ценителям искусства художественную выставку «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. На ней была показана одна из наиболее известных картин Михаила Врубеля – «Демон поверженный». К этой работам автора было приковано особое внимание, так как знакомые Врубеля стали замечать за ним признаки психологического расстройства. Считают, что картина отображала весь спектр внутренних переживаний автора, а сам
нарисованный Демон менял выражение своего лица изо дня в день…

джерелор http://ofigenno.cc/kartiny-mihaila

Воспоминания друзей и близких гениального художника смогут пролить свет на жизнь Михаила Врубеля того времени.
Шел 1901 год. Михаил Александрович Врубель как раз начал работу над последней тринадцатой картиной из цикла «Демоны». Супружеская чета Врубелей готовилась к великому событию – они ждали рождения ребенка. Мысли Михаила Александровича и его жены Надежд Ивановны были веселыми и беззаботными. Они мечтали, как вместе с будущим ребенком поедут заграницу выставлять «Демонов» в иностранных галереях.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Супружескою пару Врубелей ждало большое испытания. Их сын Савва родился с дефектом на лице, так называемой «заячьей губой». Это событие глубоко потрясло Михаила Александровича. С тех пор близкие стали замечать, что с великим художником начинает твориться что-то неладное.
Внутренние переживания Михаила Врубеля несложно разглядеть на портрете его сына. В лице маленького Саввы отчетливо видно тревогу, страх и отчаяние. Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Подготовив для выставки «Мир искусства» работу «Демон поверженный», Врубель не остановился на достигнутом. Каждое утро он прямо в галерее продолжал вносить изменения в уже нарисованную картину. Бывали дни, когда «Демон» становился чрезвычайно страшным, а иногда же он выглядел невыносимо печальным. Родственники Врубеля вспоминали, что в связи с душевной болезнью тяга Михаила Александровича к творчеству многократно возросла, однако жить с таким человеком стало невыносимо.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

В марте 1902 года душевная болезнь Михаила Врубеля достигла критической точки, и его пришлось поместить в частную психиатрическую клинику. В поведении художника отчетливо прослеживались признаки мания величия, а уровень возбуждения был настолько большим, что на полгода пришлось прекратить свидания даже с самыми близкими людьми.
Через полгода Михаила Врубеля перевели в клинику Сербского. Художника доставили в больницу в одной лишь шляпе и пальто на голое тело, так как все свои вещи он уничтожил.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

В новой лечебнице дела пошли на поправку. К великому художнику начала возвращаться ясность ума. По наставлению лечащего врача, Врубель вновь начинает писать картины.
В феврале 1903 года Михаила Александровича выписывают из клиники. Однако теперь он становится очень печальным, а к апрелю совсем «расклеивается». Художник считает себя ничтожеством, и не находит в себе сил работать.
А в начале мая 1903 года происходит трагедия – умирает единственный сын Врубеля, Савва. К чести Михаила Александровича, он ведет себя чрезвычайно мужественно. Занимается организацией похорон и всецело поддерживает свою жену, которая была в полном отчаянии.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

После этого чета Врубелей уезжает в свое имение под Киевом. Там Михаил Александрович начинает сильно нервничать и требует увезти его обратно в психиатрическую больницу. По совету знакомых, художника направляют в рижскую лечебницу.
Теперь психическое расстройство Михаила Врубеля имело совершенно другой характер. От былой мании величия не осталось и следа. Мастер впал в глубокую депрессию и думал о том, чтобы покончить с жизнью.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Осенью 1903 года стараниями сестры Врубеля переводят на лечение в Москву в клинику Сербского. Здесь Михаил Александрович вновь возвращается к живописи, рисуя отличные портреты других больных. Но полная ясность мысли к художнику так и не вернулась. Ему кажется, что жена и сестра также являются пациентами лечебницы.
Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Его работы с успехом демонстрируют на различных московских выставках.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

В это время Михаил Александрович создает картину «Шестикрылый серафим», на которой изображен ангел с кинжалом и горящей лампадкой в руках. Работа полна экспрессии и ярких красок. Она по праву считается одним из лучших творений автора.
Весной 1904 года состояние художника ухудшилось настолько сильно, что близкие Врубеля даже стали готовить себя к его близкой кончине. Ведь Михаил Александрович отказался принимать пищу, считая себя недостойным получать еду. К счастью, всё обошлось. Поскольку на лето клиники Москвы закрывались, профессор Владимир Сербский советует перевести Врубеля в подмосковную больницу Усольцева.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

В этой клинике пациенты пользовались большой свободой и жили вместе с семьей доктора. Лечение в клинике Федора Усольцева произвело на удивление благоприятный эффект. Врубель быстро идет на поправку, к нему возвращается связность мыслей. Он начинает активно переписываться с родными и много рисует. Через два месяца художник окончательно выздоровел и вернулся домой.
Супружеская пара Врубелей переезжает жить в Санкт-Петербург, где снимает себе квартиру с электрическим освещением. Михаил Александрович много работает, и ничто не напоминает о его недавней болезни.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Ее сейчас может увидеть каждый посетитель Третьяковской галереи.
Однако с наступлением 1905 года близкие художника начинают замечать возвращение недуга. Михаил Врубель становится несдержанным и нервным, тратит огромные деньги на абсолютно ненужные вещи и страдает бессонницей. Стараниями жены в Петербург приезжает доктор Усольцев, который забирает Врубеля обратно к себе в клинику.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Федор Усольцев имел необычайно благотворное влияние на Михаила Врубеля. К художнику возвращается спокойствие и сон. Родные Врубеля надеялись, что болезнь быстро отступит, однако недолгое прояснение сменилось очередным кризисом.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Даже будучи больным, Михаил Александрович продолжает работать. В больнице Врубель пишет портреты всех членов семьи Усольцева, других пациентов, а также друзей, которые приходили навестить художника. Знаковым является портрет поэта Брюсова.

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Во время работы над портретом Брюсова с Михаилом Врубелем случилась новая беда – он стал стремительно терять зрения. Чтоб лучше разглядеть поэта, мастер вынужден был рассматривать его почти в упор. А закончил работу Врубель уже практически слепым.
Слепота окончательно выбила Михаила Александровича из равновесия. Он прекрасно понимал, что слепой художник никому не нужен. Врубель начинает отказываться от пищи. Он внушил себе, что 10 лет голода вернут ему зрения. Также художник начинает стесняться своих друзей, говоря: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

С тех пор начинается постепенное угасание великого мастера. Врубель смирился со своим финалом и терпеливо ждал смерти. Заболев воспалением легких, которое вскоре переросло в чахотку, Михаил Александрович воспринял это совершенно спокойно. В последний свой день он тщательно привел себя в порядок, вымылся, причесался, надушился одеколоном, попрощался с женой и сестрой и больше уже не разговаривал.
Лишь перед самой кончиной, будучи уже в бреду, Михаил Врубель вдруг ясно и четко произнес санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Эти слова оказались пророческими. Через день тело великого художника привезли в Академию Художеств, чтобы с ним могли проститься…

Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже

Психиатр Усольцев, который едва ли не лучше всех знал Врубеля, сказал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров». И если психика художника не выдержала всех переживаний, то творческая натура мастера сумела с помощью картин донести до зрителя весь спектр его эмоций.
Внимательно присмотрись к этим картинам – в них можно увидеть душу автора. И не забудь поделиться этой записью с друзьями – пусть они тоже приобщатся к великому искусству.

Источник

Правда и вымысел в «Бурлаках на Волге»: каким на самом деле был бурлацкий труд

 

И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873. Фрагмент | Фото: artchive.ru
И. Репин. Бурлаки на Волге, 1870-1873. Фрагмент | Фото: artchive.ru


Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

 

Артель бурлаков | Фото: diletant.media
Артель бурлаков | Фото: diletant.media


Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

Существовали и женские артели | Фото: glavpost.com
Существовали и женские артели | Фото: glavpost.com


И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов | Фото: misanec.ru
Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов | Фото: misanec.ru


Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Труд бурлаков был невыносимо тяжел | Фото: topru.org
Труд бурлаков был невыносимо тяжел | Фото: topru.org


Картина «Бурлаки на Волге» была написана в 1870-1873 гг., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам-расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Еще в середине XIX в. труд бурлаков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной. Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрел ее для личной коллекции.

Артель бурлаков | Фото: oldsaratov.ru
Артель бурлаков | Фото: oldsaratov.ru


«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные* | Фото: liveinternet.ru
И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные* | Фото: liveinternet.ru


Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, называемый «шишкой» – он устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные», работавшие за харчи, так как все жалованье успевали промотать еще в начале пути, их подгоняли «усердные». Чтобы все шагали в ногу, «шишка» запевал песни или просто выкрикивал слова. В роли «шишки» Репин изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька | Фото: liveinternet.ru
И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька | Фото: liveinternet.ru


Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков | Фото: liveinternet.ru
И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: *надзиратель*, подгоняющий халтурщиков | Фото: liveinternet.ru

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *