Поэт Валентин Лившиц: Донжуанский список Высоцкого — сотни две женщин! Любимые женщины Высоцкого… Владимира Высоцкого убили близкие друзья!
Поэт Валентин Лившиц: Донжуанский список Высоцкого — сотни две женщин!
Великий бард был неразборчив в половых связях
Валентин ЛИВШИЦ (ЛИДИН) – человек по нынешним временам редкий. Родился в Москве в 1939 году. С юности увлекался бардовскими песнями. Дружил с Александром ГАЛИЧЕМ, Михаилом АНЧАРОВЫМ, Юрием ВИЗБОРОМ, Адой ЯКУШЕВОЙ, Александром ГОРОДНИЦКИМ, Евгением КЛЯЧКИНЫМ, Владимиром ВЫСОЦКИМ. Сейчас Валентин Анатольевич живет в Нюрнберге. Его воспоминания о Владимире Высоцком поражают своей откровенностью.
— Был я, был знаком с Высоцким. С 1958 года до самой его смерти общались. Впервые встретились в Доме Культуры Энергетиков, что на Раушской набережной в Москве. Знакомил нас директор ДК по фамилии Курносов. К 7 ноября мы делали для концерта какой-то монтаж. Володя, если мне не изменяет память, играл рабочего, а я белогвардейца. Это была обычная, как тогда говорили, — «халтура». Подружились моментально. Потому что имели одни интересы.
Мы с ним все стадии общения по жизни прошли — и ругались и мирились. В одних кампаниях пили, в одних клубах выступали, за одними девушками ухаживали. Сказать, что хороший человек Высоцкий, — нет, это не так. Сказать, что плохой – и это не правда.
Владимир ВЫСОЦКИЙ |
Он был сложным, разным человеком. Но обидеть человека для Володи — раз плюнуть. Правда, даже пьяный в дупелину, он очень четко соображал, кого можно обижать, а кого себе дороже. Не прост он был как человек, а как бард, без всякого преувеличения — гениален. Это все прекрасно понимали, и Высоцкому прощали то, что никому другому никогда бы не простили. Не зря же Золотухина, («лучшего друга»), так трясет от одного упоминания его имени.
В жизни Володя был не мед, не сахар. Человек нервный, с трудным характером, сильно пьющий, недооцененный (по его мнению) современниками, скуповатый (с деньгами всегда была напряженка), неразборчивый в половых связях. Многие беды шли, естественно, от пьянки. Плюс вешающиеся на шею бабы, причем, в бешеном количестве.
Пили помногу. Всегда не хватало. Ночью ездили на такси на «Три вокзала» за водкой. Но в 5-6 утра расходились. А самое главное, в этих застольях важна была не выпивка, а песни, разговоры, обсуждение того, что сделано, и того, что хочется сделать. Страна жила на кухнях. И Галич, Анчаров, Высоцкий, Ким, Клячкин — тоже.
Но на следующий день была работа, жизнь. С утра никто не опохмелялся, не продолжал пьянку. Это все враки. Не верю даже Марине Влади про наркотики Высоцкого.
Владимир ВЫСОЦКИЙ |
«Отдам девственность только Высоцкому!»
— Правда ли, что женщины влюблялись в Высоцкого чуть ли ни с первого взгляда, с первого произнесенного им слова?
— Одна известная в Москве красавица тех времен всем так и говорила, что она свою девственность отдаст только Высоцкому. Ну и отдала! Очень красивая и не глупая была, но вот с таким комплексом! Пропала из Москвы впоследствии. Но люди, имевшие отношение к театру Сатиры, ее хорошо знали. Звали ее Олей, фамилию называть не буду. Вероятнее всего, увезли дамочку за кордон. Такие женщины на дороге, как говорится, не валяются. Думаю, донжуанский список Высоцкого сотни две точно насчитывает. Женщины просто таяли от его голоса и мужской харизмы. В очередь вставали, чтоб только одним глазком взглянуть и услышать. Записки подкидывали, в которых лишь два слова: «Хочу тебя!»
Почему двести? Потому что нормальное количество баб у мужиков в мое время (имеются ввиду конечно же «бабники») было примерно под сотню. Ну, у Евтушенко (говорят, он даже праздновал эту цифру), было как раз двести. У Володи, значит, должно было быть никак не меньше. Так же, как и у Андрея Миронова. Объявите в Интернете: «Кто был в близких отношениях с Высоцким?» и я уверен, набежит море «бабулек».
С Ией САВВИНОЙ в фильме «Служили два товарища» |
— Но как-то сам себя Высоцкий все же оценивал…
— Высоцким ВСЕ сказано в песнях. Но он хотел, чтоб его оценивали еще и по работам в кино, в театре. Хотя главная творческая особенность – болел стихами. Мечтал выглядеть белым и пушистым… Но… Если не всегда это получалось, не его вина. Скорее, беда. Вот и вся оценка…
— У Владимира были завистники?
— Знаете, Творец и Личность могут не совпадать ни в одной строке. Жизнь – она, конечно, другая! Если ты честен и прям, избегаешь ходить окольными путями, то не бросай любимую женщину, мать твоих детей, ради приезжей знаменитости. Даже если понимаешь, что именно она может увезти тебя в Париж и купить тебе «Мерседес». Такие задачи перед Художником жизнь ставит каждый день, и решать их нужно, по возможности, не теряя своего лица. Упаси Бог, ни в чем не обвиняю Высоцкого. Но он мой ровесник. Просто я бы так поступить не смог. Хотя… Это отсюда все так кажется, от моего места в жизни. А оттуда, где был Владимир Семенович, все, может быть, видится по-другому.
С Ириной МАЗУРКЕВИЧ в фильме «Арап Петра Великого» |
«Верни гитару, я еще живой!»
— Можно ли сказать, что творчество Высоцкого и сегодня актуально?
— Где? Может, в России? Но там я давно не живу. Думаю, народ его любит по аналогии с Есениным. За созданную им жизнь-образ. Если бы не пил, если бы не выгоняли из театра, люди не чувствовали бы его так своей печенкой, он бы не был им так дорог. А при нынешнем раскладе, у каждого алкаша в мозгу — вот он был такой же, как я, а какие песни писал!
Вот то что, он не только автор, но и прекрасный исполнитель своих песен это еще одна правда. Сколько лет прошло, сколько людей пробовало спеть Высоцкого, а лучше него никто так и не спел.
Все равно очень люблю его песни! Почти все помню наизусть до сих пор, правда, слушать, даже в машине, сегодня не буду. Люди моего поколения «перекушали» Ильфа и Петрова, Райкина. То же самое произошло с песнями Высоцкого. Вот почему этого не случилось с произведениями Галича и Булгакова, убей Бог, понять не могу?
С Ларисой ЛУЖИНОЙ |
И того, и другого, как и Ильфа, знаю наизусть, но если у меня на ночном столике оказывается любой из них, не могу себе отказать в удовольствии почитать на ночь. Причем абсолютно не важно, на каком месте откроются их книги, и какая из них это будет. С Высоцким все наоборот, — уже больше не лезет.
Однажды на дне рождения барда Толи Хабаровского, (песня у Толи классная была, «Опалиха» — из таких туристско-лирических), собрались друзья.Елки хвойными пальцами
Зарываются в снег.
Замерзает Опалиха,
Загрустив по весне.
Добела, до белым-бела,
Все вокруг зима запорошила.
Все поющие, все с гитарами. Сидим, выпиваем. Приходит Володя. Кто-то говорит: «Володь, спой «Парус» (он его только написал). Обычно Высоцкий не заставлял себя просить дважды, брал гитару и пел. А в тот раз, что-то видно не то было. «Да, не хочется», — говорит. А я сижу рядом, лет нам по 24-25, я еще щенок молодой, да и Володя, всего на год старше. Хватаю я гитару и по струнам: «А у дельфина, взрезано брюхо винтом…»
«Отдай гитару, я еще живой», — заулыбался он. И никто из нас, конечно же, не предполагал, что настанет время, когда это уже не будет шуткой»…
— О Высоцком сочиняют такие небылицы! Будто и в КГБ служил…
— Те люди, которые жили «на грани фола», что ли, и их почему-то за это не сажали, всегда вызывали подозрение в сотрудничестве с КГБ. Дескать, как же так — пьет, «трахает» все что шевелится, шашни с Мариной Влади, концерты подпольные, высказывания… Вот тут стоп! Никаких крамольных высказываний против Софьи Власьевны (Советской Власти) за Высоцким замечено не было. Все в пределах разумной фронды, все в рамках христианского учения: не убий, не укради ( в смысле, не попадись), не пожелай … и т.д. Но все равно, складывалось впечатление, будто ему все это кто-то позволял. Но пока мне не покажут запись и его подпись, я не поверю. А и покажут, все равно буду сомневаться.
С Лионеллой ПЫРЬЕВОЙ в фильме «Опасные гастроли» |
Конечно, знакомство с Мариной Влади очень усложнило вопрос причастности к органам. И очень может быть, что в обмен на свободу передвижения, контракты, провоз денег туда и обратно, контрабанду и т.д. и, кроме того, неутихающий разгул, подписал Высоцкий бумагу на «сотрудничество с дьяволом». Но предполагать можно все, что угодно. А никто этого документа не видел. А вот, про, то, будто он сдал друзей-писателей по альманаху «Метрополь» — это уже чистый бред! Про альманах все знали. И первый, кто трезвонил о нем буквально на каждом углу, был Вася Аксенов. Альманах и задумывался, как «паблисити», так что не надо на Высоцкого вешать, то, что не нем никак висеть не могло.
Последний раз мы виделись года за два до смерти. Случайно встретились в Юрмале, тогда там было тихое и скромное Рижское взморье. Были вместе на отдыхе. И ничего примечательного при этом не происходило.
Нет у меня желания говорить о Высоцком, слишком много «друзей» пишет о нем. А я так думаю, что друзей у него было человек пять, не более. Не хочу вливаться в этот действительно здоровый коллектив.
С Мариной ВЛАДИ |
Кем пополнится «донжуанский» список Высоцкого?
Донжуанский список Александра Сергеевича Пушкина, как известно, составил сам поэт. Причем, строго в хронологическом порядке. В списке значится 37 имен. Если учесть, что поэт называл последнюю жену Наталью Николаевну Гончарову своей «сто тринадцатой любовью», то, видимо, именно те 37 женщин сыграли в его жизни какое-то особое значение.
А вот донжуанский список Высоцкого составить пока никто не отважился. Хотя вот господин Лившиц впервые обозначил возможное количество любовниц барда…
Мы решили, что пробел все же постепенно стоит восполнить. Перед вами те прекрасные женщины, о которых в принципе всем известно. Надеемся, что с вашей помощью, уважаемые читатели, мы этот список значительно расширим.
Наталья Панова.
Аза Лихитченко.
Валентина Литовка.
Людмила Спиридонова.
Иза Жукова.
Людмила Абрамова.
Марина Влади.
Татьяна Иваненко.
Оксана Ярмольник, (в девичестве Афанасьева).
Надежда Животова.
Лионелла Пырьева.
Клара Румянова.
Ирина Печерникова.
Тамара Витченко.
Нина Ургант.
Таисия Додина.
Татьяна Сидоренко.
Наталия Медведева.
Ирина Мазуркевич.
Галина Федотова.
Лариса Лужина.
Ия Саввина.
Леонид Филатов о Владимире Высоцком
Интервью с Леонидом Филатовым: «Народ Высоцкого любил, и язвил его, и истязал чудовищно…»
— Леонид Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о своей первой встрече с Высоцким, о первых впечатлениях.
— Если быть абсолютно правдивым, а не задним числом подмалевывать ситуацию, то у меня такого «ах!» не было. Как и у очень многих людей не было «ах!» при первой встрече с Володей. Скорее, разочарование: невзрачный, невысокий, и нельзя сказать, что ошеломляющий артист… Нужны были годы наблюдений, как работает Владимир, и даже не то, как он работает, а эта странная магия рифмованной речи… Она далека была от той органики, которую нам внушили в театральном институте: вопрос — ответ. Вроде бы автономное существование на сцене, как бы без партнеров, хотя на самом деле он был очень хорошим партнером… Тогда я не пускал в голову одной вещи — что это уникальный организм. Именно целостный организм, потому что он содержал в себе мощного поэта… Человека, который знает по себе, что такое просидеть над листом целую ночь. Он настолько уважал слово, что не мог проборматывать. Поэтому у Володи такие замечательные записи — качество пленки ужасное, а слова округлые, точные, внятные, ясные, договоренные до конца. Или — «Место встречи изменить нельзя». Он проговаривает очень внятно и быстро огромную фразу, и вдруг какой-то удар! Когда он кричит: «Шарапов!» И в этом невероятная мощь, это продукт Высоцкого — оратора и поэта. Разработанная глотка, разработанные губы… Не случайно он был таким замечательным характерным артистом — об этом мало кто знает… Как он показывал разные типы, национальные говоры всевозможные! У него была просто бездонная шкатулка образов, которые он нигде практически не сыграл. Только в песнях.
В последние годы, лет пять-шесть, мы были уже в хорошем таком товариществе. Не скажу — дружили, потому что друзья у него были более близкие, но в товариществе замечательном, которым я горжусь…
— И как складывались ваши личные отношения?
— Ну, например, в самом начале был такой случай. Мы только-только начали играть «Гамлета»… Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: «Володя, еще только первый акт. Ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так…» Он повернулся, внимательно посмотрел — очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал что-то типа: «Не будь дураком», не объясняя ничего. Я, не очень вникнув в существо дела, тут же обиделся, говорю: «Хорошо, ладно». И, обиженный, ушел к себе в гримерную. Казалось бы, что такое — щенок подошел с какими-то фамильярными советами, которые неизвестно как он воспринял. Наплевать, он же правильно ответил, — резковато, но правильно. В антракте он пришел в гримерную, долго слонялся, не знал, как пристроиться. Я сидел, что-то читал. Вдруг он подсел так тихонечко и говорит: «Ленечка, ты не обижайся, ладно? Мы оба были неправы… Ты тоже как дурачок со своими советами… Ты же видишь, как трудно идет спектакль, я нездоров…» И это было так сердечно и так прекрасно, что против этого никто бы не устоял, да тем более с Вовиной замечательной улыбкой, такой внезапной…
В первые годы близки мы не были, да я ему был просто неинтересен, я думаю. Ведь только тогда узнаешь человека, когда он что-то делает в искусстве. Когда он чуть-чуть как-то проявляет себя, тогда он становится забавен и интересен. В 1975-м он впервые почитал мои пародии, и в этом же году в Ленинграде на гастролях был вечер нашего театра в ленинградском ВТО. Он меня вытащил, выкинул на сцену с этими пародиями. Я говорю: «Да я не могу, я не привык еще… Я могу так, в застолье… Вдруг это будет не смешно…». Владимир взял и просто объявил. И когда я прочитал и был настоящий успех, и были аплодисменты, он говорит: «Ну вот, понял, что я тебе говорил? Слушай меня всегда, Володя тебе никогда плохого не пожелает».
Володя был очень добрый человек. У меня много с ним связано хорошего, потому что он меня просто спасал неоднократно. Практически вылечил, когда у меня была страшная болезнь — лимфаденит. И когда мне понадобилось срочно лечь в больницу по другому поводу, к хорошим врачам, он меня уложил и сам весь процесс курировал, и приезжал, и спрашивал: «Как?». Его похороны просто меня разрушили. И не только меня, многих людей… Я болел, наверное, полгода — болел физически, внутренне. Я работал, что-то делал, но хорошо у меня ничего не получалось. Просто как будто из меня вытащили какой-то блок.
Он был трогателен во всем. Вдруг просит нескольких артистов остаться: «Ребята, помогите, западные немцы снимают кусок из «Гамлета» — телевизионщики, киношники… Помогите». Остались после спектакля — норма, абсолютная норма, о чем речь! Но закончилась съемка, Володя припер какие-то книжки, которых не достать, — заранее побеспокоился, в «Березке» купил… «Тебе — вот это, тебе — вот это… Спасибо огромное, ребята…» Как будто мы что-то выдающееся сделали… Так он оценивал. При том, что бывал жесток и даже беспощаден к людям, которых не любил, которых считал, в общем, некачественными, и высказывался очень резко.
— Вы ездили вместе, выступали в одной программе. Что было интересного в этих поездках?
— Я ездил вспомогательно, и любой из нас ездил вспомогательно, потому что наши репутации с Володиной были несравнимы. Без любого из нас актерская бригада могла состояться, если был Высоцкий. Кроме него, все остальные взаимозаменяемы. И, конечно, его жизнь была чудовищно сложна, это я много раз наблюдал сам. При всей абсолютной славе, притом, что, как принято говорить, народ его любил. Любил его, и язвил его, и истязал его чудовищно, потому что от любви до ненависти один шаг. Казалось, что он вечный. Поэтому и записки были всякого рода, и атаки после концертов… «А почему вы поете всякие уголовные песни?» — «Да ничего я не пою, это были стилизации». Иногда шутя говорил: «Знаете что? В России от сумы да от тюрьмы не зарекайся…»
— А на сцене в каких спектаклях вы встречались?
— В «Пугачеве», в «Гамлете», в «Десяти днях…», в «Павших и живых», «В поисках жанра», во всякого рода концертах. «В поисках жанра» — тоже концертная форма.
— Традиционный вопрос: менялся ли Высоцкий в роли Гамлета?
— Менялся, и очень сильно. Поначалу он этой роли боялся. На столько боялся, на сколько ее хотел и на сколько потом ею дорожил. Это единственный спектакль, который он не отдавал никому. Очень ревниво относился, если кто-то репетировал… Периодически Володя заболевал или что-то такое, Любимов говорил: «Все — вводится новый артист! Надо проучить, хватит, я долго терпел!» Но, конечно, это была мера воспитания, потому что он Володю обожал и без него спектакля не представлял. Мистически совпало: упадок театра со смертью Владимира. Как-то сам Любимов потерял интерес к жизни и к работе. Очень во многом стал разочаровываться.
А что касается «Гамлета», то Володя играл его в любом состоянии. И были великие спектакли, когда он сильно болел, — у него почти инфаркт был… Прилетел из-за границы в Варшаву и играл Гамлета, вот тогда стало понятно… Осталась только его энергетика, но она выражалась не в Володином рычащем голосе, не в какой-то внешней энергии, а в глазах и в быстром проговаривании, почти шепотом… Конечно, это и от болезни, но за этим была усталость и мудрость прожитой жизни. И как страшно, что великие прозрения начинаются перед самым концом…
— Его последний спектакль вы помните?
— Помню… Мы за кулисами готовились к выходу вдвоем. Я говорю: «Как, Вовочка?» — «Ой, плохо, ой, плохо… Ой, не могу…» Все давалось ему с трудом — жест, слово, пройти, дойти, но он играл… Таких энергетических ресурсов и запасов был человек. А между тем, сердце уже, видимо, было ни к черту совершенно. Но мы как-то не сомневались, что все будет в порядке — всегда вокруг него врачи…
— Известно, что Высоцкий советовался с вами по творческим вопросам.
— Наверняка он советовался с кучей разных людей. У нас были разговоры, касающиеся стихотворчества. Он достаточно уважительно к моим опытам письменным относился. И понимал, что я оценю ту строчку, которую он придумал. В Тбилиси мы разговаривали незадолго до его смерти. Он говорит: «Ну а что петь?» — перед очередным концертом советуясь с Валерой Золотухиным и со мной. Я отвечаю: «Мне нравятся все твои сатирические, смешные песни, масочные, социальные. А стилизации я бы пел во вторую очередь» — «Что именно?» — «Ну, вот «Кони привередливые»… Я ведь с ним — как живой с живым, с товарищем, с современником… А он так простодушно говорит: «Мне хочется иногда спеть такое…» — «Да, конечно, но в этом есть, как мне кажется, какой-то вычур». Но прошло менее года, Володи не стало, и когда была запущена на улице на полную мощь: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…», я, в ту пору уже поживший человек, вдруг понял, что поэт, если он обладает еще свойствами пророка, случайного ничего не делает. Мы начинаем обсуждать художественные свойства, а это кусок его жизни, и тела, и души…
Автор: Валерий Перевозчиков
И отрывок из еще одного интервью Леонида Филатова…
— Леонид Алексеевич! Что вас подвигло на передачу «Чтобы помнили»? Название ее, как известно, — ответ Высоцкого на анкетный вопрос, чего бы ему хотелось больше всего: «Чтобы помнили и чтобы везде пускали».
— Дело не только в Высоцком. Просто началось новое время, и появилось огромное количество оголтелых ребят, в основном молодых, которые — кто иносказательно, а кто и прямо — стали провозглашать: до нас в России не было никакой жизни, кроме идеологизированной, искусственной, неправдашной. Естественная на это реакция: нет, даже не обида — скорее недоумение. А как же Платонов? А как же Булгаков, Олеша? А Шостакович? Они откуда? Из воздуха? Из жизни, которой не было? Да, они дышали идеологизированным воздухом той реальной, той трагической жизни, порой не соглашаясь с ней, порой идя на компромиссы. И нынешние полуграмотные нигилисты им судьи? Пусть сначала ответят на вопрос: а где те имена, те великие люди из их среды, которые как-то могут обозначить их время? Россия всегда была беспамятная страна. Но сегодня беспамятство беспрецедентное. Такого извращения, такой полярной перестановки черного и белого за свою, может быть, не очень большую жизнь я, честно говоря, не помню. И такой потери памяти. Спроси сегодняшних гимназистов: кто такой Шукшин? Не каждый из знающих всех нынешних поп-звезд, до самых крохотных звездочек, ответит. Да что Шукшин! Гагарина не знают. Говорят, будто первым в космосе был американец. Из всего этого и возникла идея телепередачи «Чтобы помнили». Возникла она на полемической ноте: говорить не о гениях, а о людях «второго эшелона» (впоследствии, правда, появились главы и о великих актерах), которых забывают в первую очередь. Что, может быть, даже «справедливо» с точки зрения сурового естественного отбора истории. Но все-таки все во мне восставало против такой «справедливости». История-то совсем недавняя. У них еще живы родные, друзья. И забвение тут приобретает этический характер. Мне вот пишут письма: спасибо, наконец-то родина вспомнила! «Родина слышит, родина знает». Не будешь же объяснять, да и благородно ли объяснять, что никакая не родина, — всего лишь семь сумасшедших, для которых это личная боль. А родине как было наплевать, так и осталось. И если где-то в актерской семье всплакнут: ну наконец-то вспомнили — это и есть для нас высшая награда. И наша сверхзадача, если хотите.
Автор: Ким Смирнов
Прощание
Олег Даль, Валентин Никулин на прощании с Владимиром Высоцким. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Все цветы были раскуплены. Зашли с Лидией Постниковой (замдиректора «Современника») в цветочный на Чернышевского — тоже пусто, только ромашки. Взяли все, что были. К гробу подошли беспрепятственно, милиция отдавала нам честь.
Труппа театра «Современник» 28 июля 1980 года: Игорь Кваша, Виктор Тульчинский, Галина Соколова, Маша Шверубович, Леша Кутузов, Люся Крылова, Галина Боголюбова, Валентин Гафт, Лена Козелькова…
Владимир в руке держал сухую красную розу.
Наш букет ромашек мы с Лидией Владимировной положили Высоцкому в ноги.
Так они и вошли в историю фотографии…
Рядом с Высоцким В.Янклович, В.Туманов, В.Абдулов и И.Годяев (фельдшер).
Панихида в холле подъезда утром 28 июля 1980 года.
Слева направо: отец и мачеха Владимира, Оксана Афанасьева (Ярмольник), над изголовьем (высокий) — сын Марины Влади Пьер, администратор В. Янклович, Н.Высоцкий, М.Влади, мать Владимира, И. Годяев и В. Шехтман (двоюродный брат В. Абдулова)
Марина с сыном Пьером (Петей).
В.Туманов, А.Подболотов, С.Говорухин, В.Янклович
Театр на Таганке 28 июля 1980 года.
Театр на Таганке 28 июля 1980 года.
Панихида в театре на Таганке 28 июля 1980 года.
Ю.Любимов, Л.Абрамова, М.Влади
А.Иншаков, Л.Филатов, Ю.Беляев, С.Фарада
Л.Ярмольник, А.Иншаков, В.Золотухин, Ю.Любимов
Отец Высоцкого и мачеха (мама Женя).
28 июля 1980 года. Андрей Миронов.
И еще Миронов.
Театр на Таганке, 28 июля 1980 года. Вынос гроба.
Театр на Таганке, 28 июля 1980 года. Вынос гроба.
Таганская площадь, 28 июля 1980 года. Вынос гроба.
28 июля 1980 года. Прощание.
28 июля 1980 года. Прощание.
28 июля 1980 года. Прощание.
Таганская площадь, 28 июля 1980 года
28 июля 1980 года. Автобус с труппой театра на Таганке направляется на Ваганьковское кладбище.
Мать В.Высоцкого. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Г.Горин, И.Кваша. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
А.Градский, М.Боярский. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Р.Быков, Е.Санаева. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
М.Козаков. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Ю.Любимов, Ю.Смирнов. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
С.Говорухин. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
С.Говорухин. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Б.Хмельницкий, Н.Дупак, С.Говорухин. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Н.Губенко, Н.Сайко, Л.Филатов. Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Ваганьково, 28 июля 1980 года.
Ваганьково, 28 июля 1980 года.
28 июля 1980 года. Ваганьково.
28 июля 1980 года. Ваганьково.
Олег Даль на Ваганьково 28 июля 1980 года.
Сейчас я вспоминаю…
Мы прощались… Навсегда…
Сейчас я понял… Понимаю…
Разорванность следа…
Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой…
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь…
Обида — серебристый месяц.
Клеймённость — горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
Держа в руках разорванное сердце…
Стихотворение О.Даля, посвященное памяти Высоцкого
В.Высоцкому, брату. Монино, январь 1981.
Любимые женщины Высоцкого…
эта замечательная тема не была в рассылке в июле,поэтому рассылаю)
***
Женщины, оказавшиеся рядом с гением в разные периоды его жизни, так или иначе влияли на его творчество.
Эпизоды биографии артиста убеждают нас в том, что поводом для создания песни может стать и глубокое чувство, и мимолетное увлечение.
Не опасаясь пагубных последствий
С Изой Жуковой Высоцкий познакомился в Школе-студии МХАТ. Казалось бы, у юноши-первокурсника мало шансов на ответные чувства девушки-выпускницы. Но в Высоцком было что-то такое, что заставило Изу обратить на него внимание. Завязался роман, влюбленные стали жить вместе, а потом и поженились. Была шумная и веселая свадьба на Большом Каретном, куда заявились все однокурсники молодоженов. Позже о своей студенческой любви Высоцкий напишет такие строки:
О нашей встрече что и говорить,
Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий.
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий.
Когда Иза получила диплом, ее пригласили играть в киевском театре имени Леси Украинки. Владимир остался учиться в Москве. Он писал ей длинные письма, приезжал так часто, как мог. Они оба были очень молоды, их встречи были радостны, но и расставания — легки.
Отдавая должное таланту мужа, Иза и предположить не могла, что пройдет совсем немного времени, и он станет кумиром миллионов. Ее даже слегка раздражало страстное увлечение Владимира музыкой. С категоричностью, свойственной юности, она заявляла, что у мужа должна быть одна страсть — жена.
Студенческие браки редко бывают долговечными, пришло время — распался и этот. Их пути разошлись, они развелись без сцен, скандалов и слез. «Бывает, люди расстаются насовсем и могут при этом остаться друзьями, — говорила впоследствии Жукова о своем браке с Высоцким. — Даже когда мы расстались, у меня было ощущение, что женщины должны быть с ним очень счастливы».
Непоэтическое наследие
В 1962 году на съемках фильма «713-й просит посадку» Высоцкий познакомился с актрисойЛюдмилой Абрамовой. Их непростой роман с бесконечными ссорами и примирениями продолжался несколько лет, в 65-м они даже расписались, однако брак не спас отношений, и супруги в конце концов расстались. Любовных посвящений Высоцкого, адресованных Людмиле Абрамовой, не осталось, однако именно в этом браке родились двое его сыновей — Аркадий и Никита.
Пусть пробуют они, я лучше пережду
В 1966 году Станислав Говорухин пригласил Высоцкого на роль радиста в своей картине «Вертикаль». По сюжету его герой безответно влюбляется в девушку-врача, которую игралаЛариса Лужина. Сюжет фильма повторился и в жизни.
Лужина, известная и любимая зрителями актриса, выезжавшая на зарубежные фестивали, не испытывала недостатка в поклонниках.
Она стала чуть ли не единственной женщиной, отвергшей ухаживания певца. Потерпев фиаско, под влиянием чувств, оставшихся без ответа, Высоцкий написал песню «Она была в Париже», посвятив ее неприступной актрисе Лужиной, а вовсе не Марине Влади, как многие думают.
Колдунья
Самые известные и самые красивые лирические песни Высоцкого посвящены главной женщине его жизни — Марине Влади. Впервые он увидел ее в картине «Колдунья», влюбился и решил: «Эта женщина будет моей женой!» Такое решение было чистым безумием: в стране за железным занавесом прочить себе в жены французскую актрису, с которой ты даже не знаком! Он ждал встречи несколько лет, и придуманная им сказка, красивая мечта, осуществилась. За 12 лет, что они прожили вместе, не расплескалось то чувство влюбленности, которым они дышали в самом начале отношений. «Дом хрустальный на горе для нее», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру» — песни, написанные Высоцким для любимой, до сих пор востребованы, теперь уже новыми поколениями.
Девушка, милая
Они жили на две страны, и расставаясь даже на короткий срок, не могли и дня прожить, не созвонившись. Связь тогда осуществлялась через телефонисток, и в результате Высоцкий выучил имена всех работниц телефонной линии, описав страдания влюбленного при разлуке в шуточной песне «07». Однако не только телефонистки имели возможность наблюдать за развитием романа Высоцкого и Влади. Телефонная линия певца была поставлена «на прослушку» КГБ.
Однажды режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич стал свидетелем одного такого телефонного разговора. Набрав номер Влади и услышав в трубке характерный щелчок (это означало, что к линии подключились «компетентные товарищи»), Владимир попросил гэбистов не подслушивать: «Ребята, это очень личное. Прошу, не слушайте. Я вам потом спою». «Ребята», действительно, отключились. Но спустя несколько минут после того, как Высоцкий завершил разговор, в квартире снова раздался звонок: «Володя, мы ждем обещанного!» — проговорил мужской голос. Пришлось ему петь для работников КГБ в телефонную трубку, как в микрофон.
Что ж съезжаться — пустые мечты?
О любви Высоцкого и Влади известно, наверное, всем, это «парадная» часть его биографии. Однако в жизни певца была еще одна история любви — большой, самоотверженной и трагической. Любви, не известной широкой публике. Считается, что второй брак певца распался из-за Марины Влади.
Но по свидетельствам его близких друзей, Высоцкий ушел от Людмилы Абрамовой к актрисе театра на Таганке Татьяне Иваненко — женщине, любившей его всю свою жизнь. После смерти Владимира она не стала, в поисках дешевой популярности, спекулировать на имени артиста, предпочла остаться в тени. «Все женщины Володи хороши, но самая красивая — Таня», — так отозвался о ней Юнгвальд-Хилькевич, снявший Татьяну в своем фильме «Внимание, цунами!»
Возникнув задолго до появления Влади в жизни Высоцкого, Иваненко продолжала отношения с артистом даже после его брака с Мариной. Татьяна понимала его как никто, принимала безусловно, со всеми его увлечениями и недостатками, поддерживала, уберегая от запоев, а когда они все-таки случались, была рядом.
Появление Влади стало для Татьяны ударом. В отчаянии она пыталась бороться за свою любовь, выяснять отношения с соперницей, устраивала сцены ревности. Двойная жизнь тяготила Высоцкого, он неоднократно пытался порвать со своей давней любовью, но не мог, снова и снова возвращаясь к ней. Точку в их отношениях поставила сама Татьяна, поняв, что ждет ребенка. Новость о том, что Иваненко беременна, совсем не обрадовала певца. Но Татьяна твердо решила сохранить беременность любой ценой, пусть даже самой высокой — навсегда расстаться с отцом ребенка. Она родила дочь, ушла из театра и в одночасье исчезла из жизни певца.
Татьяне Иваненко Высоцкий посвятил песню о двух красивых автомобилях, которым не суждено «съехаться»:
Что ж съезжаться — пустые мечты?
Или это есть кровная месть городам?
Покатились колеса, мосты.
И сердца… или что у них есть еще там
То была не интрижка…
Однако последней любовью Высоцкого стала не Татьяна. За два года до смерти артист случайно познакомился с Оксаной Афанасьевой. Они столкнулись в театре, в администраторской, куда девушка зашла позвонить во время антракта.
Оксане было 19 лет, Высоцкому — 40, но это не помешало их бурному роману. Несмотря на разницу в возрасте, у них было много общих интересов и тем для разговоров, они совпадали во вкусах и привычках.
Как вспоминала потом Оксана, с первой минуты разговора возникло острое ощущение родственности душ, казалось, они и раньше были знакомы, потом на какое-то время расстались и теперь опять встретились.
Фактически на руках Оксаны Владимир Семенович и скончался.
Это случилось 25 июля 1980 года. Собралась компания, они просидели до двух ночи, потом гости разошлись, а в 4:30 утра Высоцкий умер. Через два года Оксана вышла замуж за Леонида Ярмольника, который тоже когда-то был актером Театра на Таганке, супруги вместе уже более 30 лет.
Фото: kino-teatr.ru, пресс-служба Владимира Высоцкого, sultanada-music.ru
***
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё —
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда — наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или — когда все время против шерсти,
или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой, —
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово *честь* забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья —
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье, —
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более — когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены —
Я это никогда не полюблю!
(с)=интернет
***
А вы знали, что у него есть дочь -Анастасия -рождённая 26 сентября 1972г?
я вот-только вчера, когда подбирала материал…
Владимира Высоцкого убили близкие друзья!
Знаменитого актёра связали и бросили умирать на балконе. Уголовное дело замяли по приказу сверху
Владимир ВЫСОЦКИЙ скончался 35 лет назад, в ночь с 24 на 25 июля 1980 года. И сразу поползли слухи: мол, в его уходе из жизни не все чисто. Позже выяснилось, что дознание по подозрению в убийстве все же было проведено. Но уголовное дело почему-то не возбудили. Обозревателю «Экспресс газеты» Борису КУДРЯВОВУ удалось разыскать в одном из пунктов охраны порядка Москвы Павла Павловича НИКОЛАЕВА — милиционера, проводившего расследование смерти Высоцкого летом-осенью 1980 года. Ветеран до сих пор несет службу.
Ниже — его сенсационный рассказ.
Даже спустя 35 лет после трагедии армия его поклонников не поредела. Фото: |
Я работал старшим участковым на Малой Грузинской. В моем обслуживании был и дом номер 28, где в 30-й квартире на восьмом этаже проживал Владимир Высоцкий. Дом этот находился на особом счету. Там жили известные писатели, художники, врачи. О популярности и значимости Высоцкого я, естественно, знал. Пиит, бард, актер, любимый народом. Но мне также было известно, что он состоял на учете в нашей системе, так как был склонен к злоупотреблению спиртными напитками.
Однажды, году в 76-м, поступила бумага, что из Франции должна приехать Марина Влади. Я пошел к Высоцкому: знакомиться и предупредить о процедуре регистрации. По закону об иностранцах в течение трех дней она должна была зарегистрироваться. Звоню в дверь. Замечаю: через глазок меня рассматривают. Предлагаю открыть — тишина. Тогда громко сказал, что Высоцкий должен прийти в отделение. Молчок. Стал писать записку на подоконнике. Хотел оставить ее в дверной ручке. Но тут дверь открылась. На пороге стоял Владимир.
Лишь одна газета сообщила о смерти ВЫСОЦКОГО — крохотной заметкой на последней странице… |
Я сказал о цели визита. Высоцкий направился к телефону, высокомерно предупредив, что будет звонить министру внутренних дел Щелокову. Говорю: «Гражданин Высоцкий, по нашей Конституции все люди перед законом равны. Если не хотите разговаривать со мной, давайте напишу, что у нас состоялся такой не очень хороший диалог. Не надо так со мной! Не пристало вам, Владимир Семенович, относиться к капитану милиции как к лицу ниже себя рангом. Так что, будем разговаривать или нет?»
Я был уже готов уйти — писать рапорт по существу. Смотрю: Высоцкий оторопел, отступил, пригласил войти, начал читать документ. Заверил меня, что все будет нормально.
…однако проститься с Владимиром Семёновичем выстроились гигантские очереди длиною в десятки километров. По сводкам милиции, там было всего 110 тыс. человек, а на самом деле — раз в шесть больше |
Следующая наша встреча состоялась примерно через год. И снова крайне неприятная. Высоцкий отвечал на мои вопросы на повышенных тонах. Фамилия Щелокова опять всплывала. Дело вот в чем: в одном подъезде с ним жили музыканты квартета «Аккорд». В один из дней они приехали с гастролей, стали выгружать аппаратуру. И пропали две колонки. Написали заявление о краже. Стали выяснять, кто в это время проходил мимо. Всплыла фамилия Высоцкого. Свидетель? Свидетель. Значит, я должен его опросить.
— О, мой участковый пришел! — воскликнул Высоцкий (потом при встречах он стал называть меня именно так).
Когда услышал, что хочу его опросить по делу о краже и взять письменное объяснение, Владимир устроил сцену. Мол, свидетелем быть не хочет. И все это с надрывом. Объясняю, что в соответствии с законом он обязан дать показания. Что мне говорить начальству? Что Владимир Высоцкий только в кино изображает классных мужиков? А в жизни другой человек? Стал проводить с ним воспитательную работу. В советское время участковый именно такой работой и занимался. Мне нужна была от Высоцкого только информация. В конце концов он дал объяснение: «Не видел ничего!» Что и требовалось.
А перед этим была небольшая история. Разговор ведем в коридоре. И вдруг вижу, как из туалета в ванную перебегает Марина Влади. Полураздетая, с каким-то полотенчиком на шее. Увидела меня, застеснялась. И быстренько скрылась. Я чуть напрягся. Высоцкий краем глаза покосился назад, взял меня под локоток и с легкой улыбочкой произнес: «Ну, бывает…» И тогда я понял, что сможем найти контакт, нормально общаться. Пикантный эпизод нас примирил.
На улице мы всегда здоровались. Рядом с ним обязательно кто-то находился. Высоцкий не раз предлагал мне проехать на своем «мерседесе», довезти, если нужно, куда-то. «Участкового ноги кормят, — отшучивался я. — Нам ездить не пристало». Отношения между нами со временем сложились легкие, приятные.
С оскароносной актрисой Джессикой ЛЭНГ, культовым режиссёром Милошем ФОРМАНОМ и третьей женой — Мариной ВЛАДИ (1976 г.). Фото: В 80-м я вплотную столкнулся с окружением Высоцкого. И мне стало жаль этого человека. Он окружал себя такими в кавычках «друзьями»! Перед Олимпийскими играми Москва обезлюдела. Известие о смерти Высоцкого пришло будто гром среди ясного неба. Мне — указание от начальства: обеспечивать общественный порядок у его дома. Я стоял во дворе и наблюдал за обстановкой. Естественно, видел, кто приезжал. Прекрасно понимал, что на автомобилях с крутыми номерами прибывали работники КГБ и МВД. Я был уверен, что смерть будут расследовать специалисты рангом повыше моего. И был крайне озадачен, когда почти через месяц мне на стол легли рапорт инспектора уголовного розыска и протокол осмотра трупа Высоцкого. Почему через месяц — не знаю. Скорее всего, они находились где-то на рассмотрении. Что я должен был делать в первую очередь, к кому обратиться? Конечно, к родственникам. Звоню матери Высоцкого. Приношу ей соболезнования. Но Нина Максимовна наотрез отказалась вступать со мной в беседу. Пошел к ней на квартиру. После отказа говорить со мной вынужден был сказать: «Вы что, не хотите узнать правду о смерти вашего сына?» Она посмотрела на меня как-то отстраненно и заявила: «Не чета тебе, капитан, люди меня опрашивали. Полковники из КГБ! Никто с тобой разговаривать не будет».
Выяснилось, что именно мать Высоцкого после его смерти запретила проводить вскрытие. От Нины Максимовны удалось узнать, что в шесть часов утра 25 июля часа два ее опрашивали люди из КГБ. Затем в квартиру вошли сотрудники МВД. Тоже долго беседовали с ней. И только часов в 11 туда допустили инспектора уголовного розыска из 88-го отделения милиции — для осмотра и описания трупа. Плохо, когда родственники не дают получить объективные данные о смерти. В частности, провести вскрытие тела. Значит, им есть что утаивать. Допускаю, что таким образом не хотят выносить сор из избы. К тому времени у меня уже были подозрения, что Высоцкий умер не своей смертью: ребята из общежития консерватории, оно как раз напротив его дома, рассказали, что в ту ночь Владимир находился в квартире не один…
Но нужно было что-то предпринимать. Я решил пойти в Театр на Таганке, к Любимову. Он наотрез отказался общаться. И я отправился бродить по театру. Разговорился с рабочими сцены, в бухгалтерию зашел. За полтора часа понял: не все гладко в этом театральном коллективе. Отношение к Владимиру Семеновичу оказалось полярным. Письменных объяснений в театре ни у кого не брал. Прекрасно понимал, что веду дознание, а расследование еще впереди.
Последняя ночь…В ту последнюю для Высоцкого ночь в его квартире выпивали. Было несколько человек, в том числе женщины. А легендарный актер, когда выпивал, был, мягко говоря, очень приставучим. История развивалась так: где-то в промежутке с 23 часов до начала первого ночи эти «друзья», решив, видимо, остудить пыл Высоцкого, связали его по рукам и ногам и положили на лоджию. Об этом я узнал от актера Янкловича и врача-анестезиолога Федотова, опрос которых проводил. Они сами все это написали, засвидетельствовали свои показания. Испугались жутко. Почувствовали, что им грозит расследование по уголовному делу.
По неосторожностиОсновной мой вопрос к судмедэксперту следующий: можно ли было связывать человека с такими слабыми сосудами? И была ли прямая связь между связыванием и смертью? То есть я четко высказал мысль об убийстве по неосторожности. Пришлось писать заявление начальству на продление расследования. Никак не укладывался в отведенный срок. Тем временем судмедэксперт дал свое заключение — по всем вопросам утвердительный ответ. Ссылки по теме «Владимир Высоцкий»:
|
Добавить комментарий