Александр Русин. Три источника и три опоры власти Путина
Политическая система современной России, известная также как режим Путина, держится на трех опорах, сформированных из набора пороков современного российского общества.
Эти пороки — коррупция, диванный патриотизм и потребительство.
1. Коррупция — непосредственная опора и неотъемлемая составляющая «вертикали власти».
Коррумпированные чиновники активно поддерживают партию власти (Единую Россию) и лично Путина в обмен на то, что власть закрывает глаза на коррупцию, позволяет пользоваться бюджетом и от года к году увеличивает его.
Власть и коррумпированные чиновники вступили в активное сотрудничество, которое можно коротко описать так: «вам — бюджет, нам — лояльность».
Отсутствие сильной оппозиции — тоже результат поддержки власти коррумпированными чиновниками, которые не формируют оппозиционных политических сил сами и препятствуют тем, кто пытается их формировать.
В здоровой политической системе конкурентами действующего президента на выборах чаще всего становятся министры и губернаторы, но в России этого не происходит, потому что все чиновники выстроились гуськом за Путиным.
Дисциплина в коррумпированной пирамиде власти поддерживается за счет коррупционных связей — подчиненный покрывает начальника, начальник покрывает подчиненного, один заместитель покрывает другого — и так далее.
Чиновники, образующие коррупционную пирамиду власти, находятся в зависимости друг от друга и все вместе — в от правящей верхушки, а правящая верхушка — от них.
2. Диванный патриотизм. Он возник в начале нулевых на почве реваншизма. Сильные реваншистские настроения возникли в российском обществе в результате пережитого в 90-е годы национального унижения, связанного с поражением в холодной войне, крахом СССР и глубоким экономическим упадком.
Патриотическая риторика Путина и экономический рост первой половины нулевых привели к тому, что он стал восприниматься как антипод Ельцина и национальный лидер, о котором многие так мечтали.
Возникло даже такое выражение — «вставание с колен», которое стало ассоциироваться именно с Путиным.
Но все это имело исключительно «диванный» характер — полностью удовлетворяясь телевизионными картинками и выступлениями президента, вне связи с реальным положением дел.
3. Потребительство. Это фундамент современного капитализма вообще и российского сырьевого капитализма в частности.
Потребительские настроения в обществе ведут к тому, что многие снисходительно относятся к воровству и разложению элиты, потому что боятся, что смена власти положит конец их собственному «потребительскому благополучию». Поэтому огромная масса обывателей предпочитает поддерживать существующую власть.
Потребительское общество радуется товарному изобилию в магазинах (не очень огорчаясь, что отечественных товаров на полках почти нет), боится, что все это исчезнет в случае смены курса. Приветствует «вставание с колен» и опять же боится разных террористов, НАТО и агентов госдепа. И поэтому активно поддерживает Путина, легко соглашаясь с его доводами, что все делается правильно, правительство работают удовлетворительно — и лучше не будет работать никто.
Чиновники одобрительно кивают: да, все делается правильно — и поддерживают Путина двумя руками, подтверждая при каждой возможности, что он самый лучший президент.
Армия «патриотов» сидит на диванах, потягивая пивко, и смотрит по телевизору, как встает страна. Правда страна встает исключительно виртуально, реванш получается сугубо телевизионный — но патриотов потребительского общества это ничуть не беспокоит. Их полностью устраивает «вставание с колен, не вставая с дивана».
И власть это тоже полностью устраивает. И коррумпированных чиновников. И других воров.
На этом порочном треугольнике, сложившемся из коррупции, диванного патриотизма и потребительства, держится наша нынешняя политическая система.
И пока одним есть, что потреблять, а другим — что воровать, пока над этой пирамидой потребительства, реваншизма и коррупции находится фигура Путина в образе национального лидера, прикрывающего собой воровство одних и развлекающего своей патриотической риторикой других — система будет достаточно устойчива.
Но диванный патриотизм может очень быстро исчезнуть, если случится военное или политическое поражение России, которое нельзя будет замолчать или заболтать по телевизору.
И армия потребителей тоже может очень быстро отвернуться от власти, если состояние экономики сильно ухудшится и радостям потребления придет конец. И мы уже наблюдаем этот процесс — снижение доходов населения и рост цен привели к тому, что половина страны уже не чувствует «радостей потребления», а скорее решает проблемы выживания. Отсюда и нынешнее падение рейтингов Путина и ЕР.
Поэтому как минимум две из трех опор режима — потребительство и диванный патриотизм — сдают на глазах. И вопрос, когда рухнет нынешний режим и сменится власть, сводится к тому, что случится скорее — кончится ресурс сырьевой экономики или терпеж диванного народа.
➡ Источник:
Добавить комментарий