Рубрики

Контакты

Тотальная проблема нашей культуры

Суббота, Февраль 3, 2018 , 02:02 ПП

Давно хотел поговорить о том, что нас всех так или иначе беспокоит. Не так, чтобы сильно, но всё настойчивее, и с развитием средств коммуникации всё чаще.

Под словом «культура» понимается не только и не столько та общность людей в средствах массовой информации и продуктов их творческой деятельности, которые якобы должны объяснять нам действительность, рисовать образы и возводить души к высоким смыслам. И даже развлекать. Нет, речь пойдёт не столько о них, хотя творческую интеллигенцию тоже заденем краем.

Вообще термин «культура» имеет много толкований, употребляемых в том или ином контексте, но, наверное, общим для всех них будет следующее: культура есть совокупность достижений других людей, их вклад в какую-то деятельность, который со временем обретает набор законченных форм, тех, что наиболее подходят для осуществления этой деятельности. Например физическая культура, растениеводческая культура, академическая культура, молодёжная суб-культура, культура отношений. Вот на последней хотелось бы остановиться.

 

 

Люди всегда жили в социуме. Некоторые наши структуры головного мозга имеют гиперразвитие: например те, что отвечают за распознавание мельчайших мимических особенностей. Мы буквально слеплены взаимоотношениями, которые строили между собой все наши предки, начиная от гоминидов. Человек явил собой пример супер-организма для построения социальных коммуникаций.


Мы научились использовать звуки, появилась речь. Человечество заговорило на сотнях и тысячах разных языках. Люди смогли научиться передавать информацию сквозь время: сперва устно, потом посредством сложных систем знаков. Наконец, человек изобрёл компьютер, началась цифровая эра, где каждый может получить доступ практически ко всей базе знаний, накопленных человечеством. Наши как вида способности к коммуникации не просто потрясают, они буквально меняют природу на всей планете. Не будет преувеличением сказать, что человек коммуницирующий, то есть вид, который способен к согласованному произвольному действию на огромных территориях Земли, буквально может преобразить её: от изменения ландшафтов до уничтожения почти что всего живого. Наконец, он может покинуть планету и улететь в космос. Всё это строится на простейшем атоме преобразовательной деятельности: «я говорю — ты понимаешь».

Зависит ли успех работы всей этой сложной системы от способности правильно посылать и принимать информацию? — Ну конечно да! Мы, подобно мелким капиллярам внутри огромного организма, прокачиваем нужные для работы килобайты и мегабайты информации. Есть особенно крупные магистральные артерии и вены: ТВ, поисковые сайты, социальные сети. Есть вся огромная совокупность кровеносной системы, на порядки более длинная, но действующая только в своём непосредственном ареале: она состоит из наших кругов общения, наших рабочих коллективов, семей. И как любая кровеносная система, она подвержена болезням.


«Бляшки» в крупных «сосудах» есть предмет рассмотрения политики, экономики, истории. Это всегда на слуху. Все так или иначе знакомы с понятием цензуры, подкупности СМИ, политического момента и так далее. Подробно останавливаться здесь не будем. Подумаем о другом: вся периферия тоже не сказать чтобы здорова. То ли курение чего-то неведомого (например, страниц из книги «Economics»), то ли недостаток социальных витаминов делают наши капилляры труднопроходимыми.


Ещё недавно у нас было принято стремиться быть культурным. Приобщаться к высокой культуре, посещать выставки и концерты, читать серьёзные книги, хорошо себя вести, стараться учиться манерам. Была некая общая установка, что это хорошо, это возвышает человека. Выбившись из грязной деревни, человек получал не только набор городских благ, но и наказ от общества: быть культурным. Это, конечно, объяснялось тем, что для успешного социального взаимодействия на уровне более высоких скоростей и более сложных стратегий человеку нужен иной набор инструментов. За внешней красотой способов коммуникаций (пожалуйста, не «слышь, ты, мужик», а «молодой человек, обратите внимание») кроется их сильно возросшая мощь. Как говорил в своих произведениях писатель Ефремов, красота есть внешняя особенность наиболее эффективного организма.

Потом настали другие времена. Автор этих строк, учившийся в обычной постсоветской школе в 90-х, помнит перелом: вдруг стали появляться сначала деловые мамаши и папаши, а потом и сами детки, которые заявляли новую социальную философию: «Я возьму только то, что, как я считаю, нужно мне!» Обычно это было в виде «зачем мне эта физика/математика/физкультура, я пойду на врача/водителя/проститутку, отстаньте от меня со своим уровнем культуры!» Конечно, практическая польза глубокого изучения одной из профессий не может ни сказаться на успехах. Однако, вместе с тем человек теряет возможность прикоснуться к сложности мира и выразить её во взаимодействии с себе подобными. Собственно, сам уровень возможного взаимодействия определяется тем, что человек может воспринять. Как мы помним, «я сказал — ты понял» должно работать железно.

Ладно специальные предметы. Но есть действительно базовый инструмент, который связывает нас, биологических кукол, в великолепное сияющее в своей славе единое человечество. Конечно, это родной язык. Воздух коммуникации, вода в океане информации, носитель всего живого. Как-то вдруг перестало быть стыдным заявлять, что плохо знаешь свой родной язык. «Ну кому нужно учить эти чёртовы правила, всё-равно меня поймут!», «в Ворде есть автокорректор, он подскажет, если что!», и так далее. Но отсутствие знаний правил и особенностей языка ведёт к неосознанному избеганию сложностей в его использовании, упрощению. Более простая речь не позволяет выразить те нюансы, для выражения которых и существует человеческий язык в своей полноте и красоте. Наша речь стала изобиловать междометиями, матерными вставками не по делу, англицизмами.


Сначала это даже может казаться забавным: например, играть в падонкаффский йазык или щебетать на какой-то субкультурной фене. Но неумолимо среда коммуникации преобразует и её жителей, тех, кто образует эти опростившиеся круги взаимодействия.

Стало модным отрицать привычные социальные ритуалы. Заходишь в помещение — поздоровайся. Кто-то болеет — поинтересуйся здоровьем. Человек упал — протяни руку. Всё это переходит в разряд необязательного. С упразднением ежедневной практики положительного взаимодействия с окружающими постепенно атрофируется навык. Забившаяся в кресло под тёплый клетчатый плед девушка, пропавший в своих мыслях ботаник-аутист — кому они интересны, кроме самого близкого круга? Кто-то скажет: да, но есть интернет, где они находят друг друга! Но будем честными: разве интернет обогатил нашу культуру взаимодействия так, чтобы весь социум почувствовал позитивный эффект? Скорее нет, общее культурное поле распадается на касты, группы, секты, в которых, как правило, консервируется какое-то не слишком сложный уровень коммуникации. Без притока информации извне оно неизбежно деградирует. В результате люди не могут решить вопросы совместного взаимодействия, когда это нужно по объективным причинам. Попробуйте в наш гиперинформационный век провести собрание жильцов подъезда. Попробуйте организовать совместную поезду друзей в другой город. Современный гаджет-человек ведёт себя в узком социальном кругу, как слон в посудной лавке. Поломать и заявить о своём величии — пожалуйста. Построить и настроить систему взаимодействия — с большим трудом.

***

Москва, 2018 год. Лучший, самый динамичный город России. Средоточие денег, знаний и талантов. Мы, наверное, редко задумываемся, но каждый день помногу раз нам приходиться сталкиваться с противоречием: наши современные способы коммуникации далеко не всегда соответствуют даже той сложности жизни, которая образовалась тут стихийно, не говоря уже о создании более передовой среды.


В следующих примерах каждый узнает и свою боль тоже. Вот коллега по работе делает рассылку, в первых строках сразу переходя к вопросу. В результате нескольких итераций в переписке наконец-то выясняется, что без вводных, которые коллега опустил вначале, вопрос может быть понят слишком широко. Вот друг детства пишет в чат мессенджера что-то вроде «поедешь». Потом выясняется, что это был вопрос (я заметил, люди со средним образованием вообще очень часто пренебрегают знаками вопроса и восклицания). Вот бизнес-партнёр высылает предложение, полное пунктуационных ошибок, из-за которых некоторые моменты сотрудничества можно понять двояко. А вот посторонний человек, с кем ещё не выстроены доверительные отношения, постоянно скачет с «вы» на «ты», и приходит понимание, что с ним взаимодействовать элементарно неуютно.

Я как-то встал перед выбором: какому врачу доверить свою челюсть. Предстояло действительно много работы, сумма выходила астрономическая по моим представлениям, и выбором специалиста я занимался максимально тщательно. Был рекомендован весьма образованный мужчина, имеющий хорошую практику и солидное медицинское образование. Мы начали с ними переписку, чтобы он посмотрел мои снимки. Потом мы ещё обсудили некоторые детали взаимодействия. Всё это время его письма и сообщения в чате являли собой ужасающе отвратительное зрелище: без знаков препинания, без смыслового разделения, простая мешанина слов, часть которых была написана с ошибками. Скорее всего, я понял смысл всех 100% этих предложений, но заслуживающая доверия картина у меня не сложилась: доктора учатся особенно долго. Если человек не в состоянии овладеть даже родным языком, как он тогда овладел специальностью?.. Сотрудничества, естественно, не состоялось.

Другая зарисовка. Буквально вчера ко мне обратилась дама, которая увидела кусок одной из моих прошлых работ. Ей нужно сделать нечто похожее. Но что именно — зависит от многих параметров, и меня бы для начала устроил план буквально на несколько абзацев, где владелец бизнеса рассказал бы, что есть, что хочется, как это должно выглядеть и какие задачи решать. Всё просто как в 7 классе: дети, опишите ваш день. Сочинение на страничку. Вместо этого дама шлёт мне бесконечный поток мыслей. То длиннющее письмо, где части предложений плохо согласуются друг с другом. То отрывочные, словно ночные всхлипы, письмишки, в которых видна мимолётная эмоция. То как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Я понимаю, что человек точно не получит моего согласия: это почти гарантированный вынос мозга. Я также вижу, что человек мучается, не может сформулировать то, что, возможно, даже чётко видит сам. Но она в любом случае потратит на коммуникацию с потенциальным исполнителем гораздо больше времени, чем вообще требуется при решении такого весьма проходного вопроса. Точнее, требовалось бы.

***

Все эти неудачи в передаче информации, эмоций — суть нагревание воздуха. Чудовищные, непозволительные для современного темпа жизни траты сил и времени, которые мы излучаем в бесконечный пустой космос. Вот есть фирма. Она неплохо работает, занимает свою нишу на рынке. Но, как и везде, есть мелкие рабочие проблемы. Всё началось с микро-коллектива, группы, в которой начальствует представитель весьма странного типа руководителя. Кстати, почему-то в последнее время такие руководители встречаются всё чаще. Он — тромб. Какие-то шероховатости в работе группы объективно решаются путём установления более эффективных каналов связи между её членами. Работа руководителя тут ключевая: мало того, повышать эффективность взаимодействия в команде его прямая обязанность. Вместо этого наш горе-коллега решил избрать другую тактику. Он минималист. Он, вероятно, на кого-то зол. Или его бросила девушка. Или его не устраивает зарплата. Он решает доказать всем, что без него они никуда не денутся. И начинает цедить слова в час по чайной ложке. Даёт пространные указания. Не выполняет в слух данные обещания. Устраивает совещания, когда все решили сходить попить чаю. Конечно, работа в команде начинает сбоить. Потом кто-то пойдёт на повышение и понесёт частичку этой «культуры» в другие отделы фирмы. Деловой кровоток замедлится, фирма обрастёт новыми людьми, чтобы делать старый объём задач. В конце концов, её кто-то подвинет.

На поминках по успешной в прошлом компании вряд ли кто-то скажет, что всё дело погубила низкая корпоративная культура. А если и скажет, окружающие при этих словах вспомнят шутовские колпаки на 1 апреля, поход в ресторан на Новый год, пьянку на 23 февраля и печатную продукцию с символикой компании. Не будет слов про культуру коммуникации, то, что делают люди каждый день.

Культура взаимодействия проявляется в самых разных ситуациях, ежечасно, ежеминутно. Кто-то говорит, что приезжаешь в Москву и видишь: люди злые, смурные, напряжённые. Значит, обычные практики взаимодействия отличаются от наиболее разумных. Например, люди в общественных местах — в метро, на вокзалах, на оживлённых улицах — смотрят строго себе под ноги. И чем выше скорость движения потока, тем меньше угол обзора и круче наклон головы. Казалось бы: выигрышная стратегия — смотреть в глаза тому, с кем пересекаешься траекториями. Из мгновенного контакта взглядами понятно, кто куда повернёт и как будет удобнее обоим. Но люди предпочитают толкаться локтями и тихо материться про себя.


Автомобили, вечно острая тема насчёт всего, что касается взаимодействия людей. Кто-то поставил машину поперёк на три парковочных места. Кто-то тащится в левом ряду и читает телефон. Кто-то принципиально не чистит снег с крыши, и сзади едущим отвешиваются на ходу глыбы льда. Автомобиль даёт ложное ощущение обособленности, безопасности, дарит зону личного комфорта. И человек, вынужденный «быть культурным» вовне, тут расслабляется, полностью переходит на более низкозатратный уровень, там, где можно просто не думать.

Умные люди давно посчитали, что небрежность, упрощённость личного поведения складывается в неэффективную систему отношений, где проигрывают практически все. Больше аварий на дорогах, больше трудностей в поисках клиентов, больше нервов на работе, больше времени на пустую трату сил. У людей, которые хотят лишь каждый персонального счастья для себя, получается в итоге «эта страна», из которой каждый второй хочет «свалить» в нормальные места, где «люди живут как люди».

***

Причины упрощения культуры взаимодействия людей, конечно, лежит вне самой культуры. Но мы, не касаясь этих причин, должны честно отметить, что попытка вынести культуру из списка обязательных вещей, выкинуть за «ненадобностью» и тем паче «неэффективностью» провалилась. Развитие есть движение в сторону усложнения. О мире комфорта и достатка недостаточно мечтать, надо ещё уметь овладеть всем этим богатым выбором.

Представители культуры из телевизора и «культурной тусовки» больше не демонстрируют нам примеры успешного взаимодействия людей. Какой сейчас наиболее частый образ, представленный в развлекательном ТВ? — Это образ человека, добившегося личного успеха, человека-статуса, человека вещи. Успешный человек представляется в крутых цацках, в богатых интерьерах. С билбордов смотрят генетически идеальные девушки-модели, в глазах которых читается одна главная эмоция — высокомерное презрение к другим. Какой пример бизнесмена более всего привлекателен для молодых людей? — Пример человека, поднявшего деньги на какой-то теме и уехавшего жить на тёплые моря / в Калифорнию / красиво прожигающий миллиарды на яхтах. В лучшем случае, в Москве, но на эксклюзивном автомобиле, один либо с дамочкой-сумочкой. В любом случае, он не часть коллектива, сообщества, народа. Он поднялся над сообществом, оторвался, он замкнут на себе.

Два примера социально успешного человека. Первый — человек сталинской «солнечной эпохи» актёр Максимов из фильма «Мы в Вами где-то встречались», которого играет Аркадий Райкин. Герой в процессе развития сюжета решает разнообразные задачи взаимодействия с другими членами социума, в результате чего мир упорядочивается, приобретает более логичный вид, жизнь получает развитие

Второй пример из современного фильма «Волк с Уолл-стрит», главного героя которого играет бесконечно харизматичный Леонардо ди Каприо. Фильм также держится на рассказе о социальных взаимодействиях с другими людьми. Однако здесь мы видим не снижение, а возрастание энтропии: герою надо быть удачливее, быстрее других, играть на опережение, а не сотрудничество. Предаёт он, предают и его. Успех мимолётен, всё заканчивается тюрьмой. Тем не менее, герой всё-равно воспринимается как положительный персонаж, его судьба завидна для многих наших современников. Эти приключения, когда надо быть только за себя, воспринимаются как желаемое.

«Высокая культура» также не даёт примеры, в которых человек успешен в социальных взаимодействиях с себе подобными. Герои-одиночки, несчастное детство, неформалы, извращенцы. Если будущее, то мрачное, если прошлое, то омрачённое. Карнавал, пьянка, наркотики, всюду проникший секс, который не даёт ровно никакого счастья. В первом акте на стене висит фаллоимитатор, во втором акте им жахаются все актёры на сцене, в третьем все возносятся на небеса, но зрителю так и остаются непонятными душевные движения этих людей, заставляющие их совершить внутреннее преобразование и прийти к катарсису. Оценка искусства производится прямо в долларах: вот картина известного художника, проданная с аукциона за 100 миллионов долларов. Какая разница, что на ней нарисовано, мы не собираемся взаимодействовать по поводу впечатлений от её просмотра. Самая простая оценка уже дана.

***

Иногда кажется, что это начало конца. Гвалт, неразбериха, бессилие переломить ситуацию. Нельзя бороться с силой океана, её можно только задействовать, чтобы плыть на своей маленькой лодочке. Но всё же логика существования человечества не может не внушать оптимизма.

Даже работая на 50, на 30 процентов от своих возможностей, человеческий социум продолжает создавать и создавать всё новые артефакты. Культурный багаж копится. Новые орудия преобразования природы рано или поздно захватывают старые цеха. Более эффективные методы требуют нового человека. Если мы не упадём, то сделаемся культурнее. Просто чтобы быть. Носители культуры будут нужны так же, как во время всеобщего бескультурья всем нужны деньги.

Будьте культурными людьми! Читайте, впитывайте, растите в себе свои таланты! Ведите за собой других! Будущее принадлежит людям, которые смогут овладеть культурными достижениями!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *