«Сирийский экспресс» забуксовал
Снабжение нашей воюющей группировки на Ближнем Востоке все больше ложится на самолеты ВТА
В последние недели интенсивность боевых действий в Сирии резко возросла. Заканчивается битва за крупнейший узел сопротивления террористов город Дейр эз-Зор. Армия президента Башара Асада и ее союзники в этой войне форсировали реку Евфрат и завязали бои за хорошо подготовленные полевые укрепления врага на ее левом берегу. Естественно, все происходит при живейшем участии группировки российских ВКС, базирующихся на авиабазе Хмеймим. В подтверждение этого начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской еще 21 августа
И все, вроде бы, в этой стране у нас и у
Ведь что такое 60−70 боевых вылетов в сутки? Считайте: боевая нагрузка фронтового бомбардировщика Су-34 (судя по спутниковым
Не будем мелочиться и считать, сколько снарядов, ракет и бомб ежедневно поднимают в воздух наши истребители и вертолеты огневой поддержки (а судя по словам генерал-полковника Рудского, и эти боевые машины всякий раз перед вылетом тоже «грузят» под завязку). Просто учтем, что с авиабазы еще работают, как минимум, пять истребителей Су-27 и Су-35, а также четверка Су-30. В середине сентября, в разгар боев за Дейр эз-Зор, в открытой печати появились сведения, что на аэродром Хмеймим на усиление группировки и для испытаний в боевых условиях дополнительно переброшена четверка новейших МиГ-29СМТ. И они, конечно, тоже не задерживаются на земле.
И топливо на авиабазе в эти дни, без сомнения, льется рекой. Чтобы не утомлять вас цифрами, упомяну лишь, что емкость внутренних баков, скажем, каждого Су-34 — 12100 килограммов. Конечно, воздушное пространство Сирии относительно невелико и вряд ли любой вылет требует полной заправки самолетов. Но все равно понятно: и ежесуточный расход горючего группировкой огромен.
А ведь боеприпасы и топливо — это не все. Необходимо огромное количество продовольствия (в том числе и на гуманитарную помощь местному населению), медикаменты, запасные части к технике. Этот список можно продолжать и продолжать, он просто огромен.
Если суммировать — речь наверняка идет о расходовании многих тысяч тонн различных грузов ежемесячно. И вот как это все обеспечить тыловикам? Что-то, наверное, они за месяцы сравнительного затишья на фронте подкопили к началу операции. Но если так воевать второй месяц, а то и больше — никаких материальных резервов не хватит. Поэтому, конечно, многое в Хмеймим в эти дни доставляется из России. Стало быть, между Сирией и нашей страной в эти дни особенно бесперебойно должен работать надежнейший транспортный «мост». А вот как раз с этим, похоже, с каждым днем нарастают проблемы.
Первым делом обратим внимание, что в небе Сирии совершенно неслучайно вдруг стало очень
Увы, летать летчикам российской ВТА за три моря приходится не от хорошей жизни. Судя по всему, в нынешнем году случилось то, что давно
Напомню, речь главным образом идет о давно ставших регулярными рейсах больших десантных кораблей (БДК) ВМФ РФ, на плечи которых и легла основная тяжесть обеспечения бесперебойного тылового снабжения группировки ВКС в Сирии. Поскольку кораблей такого класса у нас совершенно недостаточно, Главному командованию Военно-Морского флота пришлось собственные сусеки выскрести буквально до донышка. Для снабженческих рейсов между сирийским портом Тартус, где расположен наш 720-й пункт материально-технического снабжения, и Новороссийском (Севастополем) были привлечены все находившиеся в исправности БДК не только с Черного моря, но также с Балтики и Севера. Более того. В 2015 году «Ослябю» и «Адмирала Невельского» пришлось гнать в Средиземное море аж с Тихого океана.
Чтобы хотя бы приблизительно оценить возможности «Сирийского экспресса» по переброске грузов, надо иметь в виду, что на сегодня в составе четырех наших флотов осталось считанное число БДК — двенадцать единиц проекта 775 (построенные в Польше с 1974 по 1985 годы «Азов», «Королев», «Ямал», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и другие) и три более старых корабля проекта 1171 «Тапир» (пример — БДК «Николай Фильченков», которому в декабре 2017 года стукнет 42 года). Вот этим сильно битым молью и морской волной ветеранам и приходится вытаскивать на своих палубах и в трюмах главную тяжесть обеспечения российского участия в сирийской войне.
Существуют разные варианты их загрузки. Но определенное представление, на мой взгляд, дают такие цифры: один БДК проекта 775 способен одновременно перевозить до 12 танков, батальон морской пехоты и 500 тонн различного груза. «Тапиры» более грузоподъемные: до 20 основных боевых танков или 45 БТР и 300−400 человек десанта. На борт они готовы принимать до 1000 тонн грузов.
Теперь прикиньте, много или мало можно доставить одним рейсом в сравнении с тем, что расходует наша группировка в последние месяцы? Да и раньше расходовала? Не капля в море, конечно, но явно недостаточно. Однако дополнительных БДК взять было негде. Именно поэтому Минобороны РФ пришлось отовсюду добывать абсолютно гражданские суда самого различного назначения и срочно переделывать их в военные. Так в составе «Сирийского экспресса» в 2015 году появились «Двиница-50», «Кызыл-60», «Вологда-50». В прежней жизни — старые турецкие сухогрузы, почти отработавшие свой век, но по дешевке и от великой нужды купленные Россией. Все они отныне гордо именуются военными транспортами и совершенно безоружными включены в 205-й отряд судов обеспечения Черноморского флота. Суда которого ходят под Андреевским флагом, но экипажи укомплектованы гражданскими специалистами.
Вскоре к ним присоединился военный транспорт «Казань-60». В девичестве — украинский сухогруз «Георгий Агафонов» класса «река-море», построенный в 1987 году и прежде плававший в составе Дунайского речного пароходства. Нет-нет, никто в Киеве «стране-агрессору» продавать судно и не думал. Его вначале украинцы через фиктивную фирму-«прокладку» «толканули» такой серьезной океанской державе, как Монголия. А уж оттуда, не мешкая и не покидая причала, «Георгий Агафонов» перебрался в нашу страну. И груженный под завязку новоявленный военный транспорт «Казань-60» тоже принялся сновать между Тартусом и Севастополем.
В том же году «Сирийский экспресс» пополнил прошедший модернизацию большой морской сухогрузный транспорт специального назначения «Яуза» 12-го Главного управления Минобороны РФ. Годом позже — приобретенные
И вот теперь эта с таким трудом налаженная магистраль все чаще простаивает. Почему? Вот новая порция цифр. В конце 2015-начале 2016 года, на «пике» этой работы, военные транспорты и БДК совершали порядка 30 рейсов в Тартус ежеквартально. А что сегодня, когда не стихает канонада возле Евфрата?
Обратимся к специализированному турецкому сайту Turkishnavy.net, на котором скрупулезно фиксируются все проходы любых военных кораблей и судов через пролив Босфор из Черного моря в Средиземное и обратно. И вот какая любопытная картина получается.
В январе 2017-го «Сирийский экспресс» еще работал довольно активно: через проливную зону в Тартус прошли шесть наших БДК. Тот же путь проделали транспорты «Двиница-50» и «Кызыл-60».
Февраль — пять БДК и однажды «Двиница-50».
Март — тоже пять БДК, транспортов — ноль.
Апрель — снова пять БДК и «Двиница-50».
Май — шесть БДК и ноль транспортов.
Июнь — один БДК и ноль транспортов.
Июль — два БДК, транспорты «Двиница-50» и «Кызыл-60».
Август — один БДК и транспорт «Двиница-50».
Сентябрь — по состоянию на 13-е число ни одного прохода Босфора не зафиксировано.
Таким образом, «Сирийский экспресс» практически встал. И это в разгар ожесточенных боев! Стоит ли удивляться, что на аэродром Хмеймим вынужденно и задорого зачастили «Русланы» и Ил-76? А что еще остается Министерству обороны России? Как снабжать группировку?
Но куда же подевались российские БДК и спешно приобретенные военные транспорты? Часть больших десантных кораблей пришлось занять другими делами, поскольку угрозы нашей стране, к сожалению, одной Сирией не исчерпываются. Например, три таких корабля Северного флота («Кондопога», «Георгий Победоносец» и «Александр Отраковский») в августе нынешнего года вместе с большим противолодочным кораблем «Североморск» отрабатывали задачи в восточной Арктике.
Часть не в силах выйти в море. Как, скажем, большой десантный корабль «Ослябя» (ТОФ) на котором, по
Что касается военных транспортов, то по их сегодняшнему техническому состоянию в прессе сообщений нет. Однако можно предположить, что оно не лучшее, поскольку второпях мы, видимо, покупали откровенный лом. Чему свидетельство скандал с «Двиницей-50», случившийся сразу же после подъема на судне Андреевского флага.
По
Тем не менее, только этот транспорт да еще изредка «Кызыл-60» по сию пору еще вопреки обстоятельствам все же пробираются в Тартус.
Поэтому вся надежда в Сирии — на военно-транспортные самолеты. Только с ними у России, как известно, тоже беда. Мало их и старые они. Как и наши трудяги-БДК.
А в это время
5 сентября БДК «Александр Отраковский» спешно покинул отряд боевых кораблей, в составе которого с 10 августа выполнял задачи в Карском море, и взял курс на Североморск. Пробыв в главной базе Северного флота лишь несколько дней, 13 сентября экипаж снова вышел в дальний поход. На сей раз — в Атлантику.
Можно предположить, что скоро «Александр Отраковский» в очередной раз войдет в состав испытывающего серьезные трудности «Сирийского экспресса».
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
http://svpressa.ru/war21/article/181633/?rss_mirtesen=1&utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen
Добавить комментарий