Рубрики

Контакты

Михаил Хазин. Кризис позднего возраста: Путин попал в такой тупик, с каким еще не сталкивался. О правилах игры.

Вторник, Июнь 6, 2017 , 09:06 ПП

Уже практически всем ясно, что та модель развития (ее можно назвать моделью «вашингтонского консенсуса» в интерпретации Гайдара-Чубайса), которая реализуется у нас последние 25 лет, зашла в тупик. Она уже не может дать экономического роста, и ее продолжение означает неизбежную в скором времени внутриэлитную войну, по итогам которой никто из этой элиты не может себе гарантировать безопасность. И, значит, нужно либо менять радикально модель, либо серьезно ее реформировать.

Но беда в том, что за эти 25 лет сменилось поколение, сформировалась устойчивая государственная элита. В рамках этой модели подготовлены учебные заведения, подготовлены люди. То есть возник устойчивый социальный слой, жестко привязанный к этой модели. И в результате ее изменения неизбежна элитная революция, радикальная смена значительной части правящей элиты. Независимо от того, будет ли поставлена такая задача впрямую или нет, смена модели развития таких изменений потребует!

В рамках этой модели была проведена приватизация, в том числе государственных функций, за счет чего обогащаются чиновники. И Кудрин не зря говорит о необходимости продолжать приватизацию: без нее элита, сложившаяся в последние 25 лет, обойтись не сможет, существующий ресурс государства недостаточен.

С точки зрения Путина, который не просто глава государства, но и лидер политической элиты, революция – вещь крайне неприятная. Я даже не говорю о том, что он совершенно не жаждет еще 10 лет быть руководителем страны в состоянии острого кризиса – это вообще сомнительное удовольствие.

По этой причине перед ним очень сложный (и очень страшный) выбор. Либо смена модели с неизбежной чисткой элиты сверху (а те, кого будут зачищать, будут сопротивляться, Ходорковский тому пример). Либо продолжение действующей модели с неизбежной внутриэлитной войной. И Путин сам поднял вопрос новой стратегии как попытки модернизировать действующую схему. Он пытается сказать: придумайте мне схему эволюции. И все поданные ему программы – это как раз попытки изобрести такую модернизацию.

 

Но все попытки придумать что-то эволюционное утыкаются в стену, получается такое убожество, что даже неудобно обсуждать. И это определенная катастрофа для Путина. Я думаю, он понимает, что у него всего два варианта. Или он ничего не делает – и тогда, повторю, все может закончиться неконтролируемой внутриэлитной войной (жертвой которой он сам может пасть). Или же он должен начать целенаправленное истребление собственной элиты – своего рода культурную революцию, как это сделал Мао Цзэдун.

Вот в чем его проблема! Впрочем это нередкое явление. Например перед таким выбором оказался Ли Куан Ю в Сингапуре. Он тоже ликвидировал частично свою элиту с таким объяснением: «Пока не посадишь двух-трех ближайших друзей, никто не поверит, что ты это всерьез».

То есть проблема не в экономических программах! Проблема в том, что Путин должен для себя четко понять: нет эволюционного пути исправления экономической ситуации, потому что модель зашла в тупик!

 

Да, если бы была хоть какая-то альтернатива этой управляемой чистке элиты, он бы, конечно, попытался избежать суровых мер. Похоже, он (не будучи специалистом по экономике) все-таки надеется: а вдруг есть какое-то решение: «Друзья, ну вы же такие умные, найдите!»

Вдруг еще удастся договориться с Западом, чтобы тот дал денег. Вдруг по каким-то причинам подскочат цены на нефть, вдруг еще что-нибудь приключится. Но ничего такого не приключается…

Кроме того не будем забывать, какая заваруха может начаться, если он пойдет в атаку. Вспомните, какой поднялся вой при устранении одного-единственного Ходорковского. А теперь представьте, что нужно убрать двадцать, тридцать ходорковских!

У всех тех, кто являются сегодняшней элитой – теснейшие связи с Западом. И Путину скажут: как же так, как ты посмел тронуть этого человека?! За ним стоят наши деньги! Путин ответит: а с какой стати ваши люди делают то-то и то-то. А ему: а с такой! Это вообще тебя не касается! Мы договорились с нашим человеком, и ты не имеешь права трогать его.

В этой ситуации Путин может что-то сделать лишь при условии, что он говорит от имени народа – и сформирована некоторая общественная позиция. Но этой общественной позиции нет! Она полностью выхолощена, в том числе теми людьми, которых придется «ликвидировать» в процессе «смены караула».

К тому же людей, понимающих, какая может быть альтернативная модель – очень мало. Невероятно мало! И как их привести к власти – тоже непонятно. Потому что если взять одного, его тут же уничтожат. Надо приводить сразу большую группу, одновременно создавая этой группе «силовое прикрытие».

То есть это очень тяжелая и (чего греха таить) кровавая работа. Напомню: чтобы произвести культурную революцию, Мао Цзэдун не просто подготовил несколько хунвэйбинов. Он подготовил миллионы таких! И действовали они предельно жестоко. А ответственность при подобной акции должен будет взять на себя лично Путин!

 

Делаются ли уже сейчас шаги по подготовке этих новых людей для привода их во власть? Мы не можем знать наверняка. У нас нет информации, чтобы понимать: где признаки чего-то, а где просто случайные вещи. Всегда складываются какие-то коалиции, какие-то группы. Но то ли это просто люди, которые кучкуются вокруг одной из кремлевских башен – то ли идет операция, за которой стоит Путин?

Обсуждать это бессмысленно, но каждая минута промедления перед решением только увеличивает угрозы и цену выбора.

Обсуждение программ Кудрина и Титова показало, что эволюции уже быть не может. У этих лидеров достаточно денег, чтобы купить себе любого человека, который мог бы что-то придумать. Раз не смогли – значит, решения нет в принципе.

И все это означает, что Путин в очередной раз оказался перед серьезной проблемой. Возможно, самой серьезной за весь его немалый президентский срок. И сманеврировать «малой кровью» у него уже не получится.
➡ Источник: http://publizist.ru/blogs/26/18979/-

О ПРАВИЛАХ ИГРЫ

Есть известная фраза Бжезинского: «Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков, но поскольку 500 миллиардов долларов, принадлежащих ваше элите, лежат у нас в банках, вы еще разберитесь, ваша эта элита или наша!»

Фраза эта замечательная, но у нее есть одно слабое место, которое я сейчас попытаюсь разобрать. Суть его очень проста. Элита — это группа, которая влияет на принципиальные решения, определяющие жизнь общества. И в этом смысле в элиту входят и богатые люди, и высокопоставленное чиновники, и «властители дум» (например, редактора крупных СМИ) и так далее. Но есть одна тонкость.

Давайте вспомним российскую ситуацию. У нас было много вице-премьеров или, скажем, министров финансов. Многие из них запомнились народу после того, как оставили свой пост?

Или еще вариант, как сказал мне один мой знакомый: «Посмотри на этот техцентр, им руководят аж три бывших генерала».

В случае США (или Западной Европы) ситуация похожая: всем казалось, что нет в Голливуде более могущественного продюсера, чем «великий и ужасный» Харви Вайнштейн. И вдруг, кто-то щелкнул пальцами и … Где «великий и ужасный»?

Ну, и то, как быстро практически все СМИ распространяют одну и ту же, причем лживую, информацию, говорит о том, что где-то есть какой-то «центр», который определяет, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А. соответственно, «властители дум», как и некоторые чиновники, не совсем настоящая элита, а, скорее, высокопоставленная обслуга.

Отметим, что иногда такие центры видны невооруженным взглядом. Например, Бильдельбергский клуб. Хотя и там есть довольно много высокопоставленной обслуги, но она имеет право обсуждать важные вопросы. Хотя, все-таки, Бильдельбергский клуб это это, скорее, координационный центр, то есть материалы для него все-таки кто-то готовит и кто-то утверждает. Дальше я сошлюсь на «Лестницу в небо», в которой подробно объясняется, кто реально входит в элиту — большая тайна, причем не потому, что кем-то запрещено это обсуждать, а потому, что те, кто это понимает, очень не склонны своим знанием делиться. Ибо оно само по себе позволяет повышать свой социальный статус.

Но сейчас я про другое.

Как написано в «Лестнице…», настоящая элита всегда построена по рода-племенному принципу. То есть войти в нее можно (за исключением крайне редких моментов, один из которых, кстати, сейчас предстоит нашей стране) только через рождение в правильной семье или через брак, причем в случае расторжения последнего можно и вылететь (кто сказал Шамалов?). А вот выйти из элиты почти невозможно, тут нужно очень постараться. Достаточно посмотреть, сколько вышло диссидентов из детей высокопоставленных партийных работников. Причем они-то как раз почему-то не страдали, а просто тихо отъезжали на ПМЖ (если было такое желание). Некоторые, впрочем, и возвращались обратно во Власть (особенно это хорошо видно на примере «детей-цветов» образца 1968 года в США и Западной Европе).

И по этой причине, за редкими исключениями (патологии бывают всегда с некоторой вероятностью), настоящие представители элиты не бывают клептоманами, которые тащат всё, до чего могут дотянуться. Это, собственно, один из внутренних опорных признаков принадлежности к настоящей элите: равнодушие к деньгам. Причем и когда они есть, и когда их особо нет. Настоящую элиту эта часть жизни волнует мало, поскольку они понимают, что если понадобится, то они получат столько, сколько нужно. Они — про Власть. А Власть всегда влечет за собой деньги. Но не наоборот, примеров тому тьма.

Так вот, судя по тому, с какой интенсивностью наши олигархи и чиновники «хомячат» то, до чего только могут дотянуться, можно сделать вывод, что они — не элита. Они ее только изображают, сами при этом понимая, что в любую минуту может прийти некий серьезный дядя и показать на выход. И при этом есть шанс сохранить только то, что ты уже утащил. Потому что обратно входа не будет.

Именно по этой причине я с большим интересом смотрю на многих наших прихватизаторов. И на тех, которых сегодня активничают на Западе, и на тех, которые еще при делах здесь. И чем больше смотрю (особенно это хорошо видно по тем, которые «там»), тем больше мне кажется, что это не реальные представители элиты, а скорее марионетки, которых кто-то дергает за ниточки. И стоит начать играть не по правилам, как лишился и места, и большей части нахомяченных денег.

Вопрос. А есть ли у нас вообще элита в стране? Ответ: да, конечно есть, Сравните Лужкова и Шаймиева. Какова сегодня политическая роль Лужкова или, прости Господи, Батуриной? Вот они — не элита. А Шаймиев — как раз элита, пусть и региональная. И ненависть к Путину, во многом, связана как раз с тем, что, будучи призванным как наемный менеджер, он постепенно перешел в разряд реальной элиты страны, его нельзя просто уволить, это будет вселенская катастрофа. Нет, он может уйти со своего поста, но при этом он останется. В отличие от многих других персонажей. Кстати, тот же Волошин тоже остался, пока, во всяком случае. Хотя постов у него и нет.

Так вот, проблема тех, кто попадет в списки Вашингтона в том, что большая их часть не элита, они своим положением и своими деньгами обязаны тому самому Вашингтону (не будем вдаваться в детали, кто-то и сейчас там сидит). И сколько на них не дави, они политические решения (типа снятия Путина) принять не могут. Потому и было принято решение их убрать и деньги «их» отобрать. Кавычки — потому что стали они олигархами по воле Вашингтона и деньги эти, реально, принадлежат Вашингтону. И если правила игры меняются, то негодных игроков нужно с доски убрать.

Возвращаясь к цитате из Бжезинского. Правильная ее интерпретация такая: мы посадили вам в качестве элиты своих людей и не надейтесь, что они будут защищать интересы вашей страны. А реальность состоит в том, что внутри этой, фиктивной элиты, все-таки, выросла элита наша, национальная. К ней можно предъявить массу претензий, но я, все-таки, рекомендую посмотреть, как она будет себя вести, когда установленные «старой элитой» по указке Вашингтона «правила игры» будут меняться. Может оказаться, что они выглядят несколько получше того образа, который создается сегодня. В том числе на деньги того самого Вашингтона, который контролирует значительное количество наших СМИ через «своих» олигархов.

Отмечу, что изменение правил игры в условиях доминирования одного игрока дело сложное и предъявлять нашей (без кавычек) элите претензии, что она это не сделала давным давно сложно. Я, во всяком случае, не берусь, слишком много тут факторов, которые я не знаю совсем. Но сейчас-то ситуация точно меняется и нужно понимать, что описывать ситуацию нужно исходя из этого.
Подробнее на https://khazin.ru/articles/1-mirovoy-krizis/56913-o-pravilakh-igry


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *