Папа сможет? Хватит ли у Франциска сил поставить Трампа на колени
Эта война была запрограммирована задолго до её начала — и дело здесь вовсе не в том, что конфликт между светской и церковной иерархией никогда и не заканчивался. Достаточно лишь вспомнить бесконечные войны за право земных владык — императоров и королей — самим назначать представителей власти небесной, то есть епископов и аббатов. Сегодня же этот вечный конфликт просто поменял географию — и понтифик Римско-католической церкви ныне противостоит президенту США.
Подобные обстоятельства накладывают определённые обязательства, так что никто не удивился, когда папа римский обрушился на Трампа с безжалостной критикой — за отношение к мигрантам, к беженцам, за стену с Мексикой и т.д.
После инаугурации Трампа эта критика ничуть не стихла, а напротив, достигла невиданного накала. Не так давно, например, Франциск
Боевая риторика обеих сторон имеет своё простое объяснение: конфликт Рима и Вашингтона проходит на фоне более масштабного конфликта римского понтифика с группировкой кардиналов-консерваторов. И эта тайная война грозит Франциску куда более серьёзными неприятностями, нежели словесные дипломатические перепалки с президентом США.
Ситуацию усугубляет и то, что самую заметную роль в лагере консерваторов играет американский епископ Рэймонд Берк, которого американские правые и сами бы хотели видеть новым папой.
Кардинал по-американски
Рэймонд Лео Берк был самым младшим из шести братьев Берк, но далеко не самым избалованным. Он родился в июне 1948 года в бедной и очень религиозной семье ирландских католиков Томаса и Мэри Берк, чьи предки когда-то и основали городишко Ричлэнд, что в штате Висконсин. Когда Рэймонду едва исполнилось девять лет, его отец скончался и мать отправила сына учиться в католическую семинарию в соседний город Ла-Кросс — там мальчишку обещали кормить и учить бесплатно. Церковь стала для Рэймонда Берка родным домом.
После окончания семинарии он поступил в Католический университет Америки в Вашингтоне, затем окончил Папский Григорианский университет в Риме, получив степень магистра богословия и гуманитарных наук. В июне 1975 года сам Папа Павел VI в базилике Святого Петра в Ватикане рукоположил его в священники, и тогда же Берк получил своё первое назначение — помощником настоятеля собора Святого Иосифа Обручника в его родном Ла-Кроссе.
Возможно, в России и не слышали о существовании этого города, основанного в середине позапрошлого века французскими миссионерами, но в Римско-католической церкви Ла-Кросс считается одним из надёжных столпов Ватикана на севере США. И, несмотря на всю политику мультикультурализма, Ла-Кросс до сих пор остаётся осколком «старой доброй Америки» — 90% населения города составляют белые. Примерно треть из них — католики, потомки ирландских переселенцев.
В декабре 1994 года Берк снова увиделся с папой римским — на этот раз новый понтифик Иоанн Павел II назначил Берка уже епископом Ла-Кросса.
Епископальную кафедру Рэймонд Берк возглавлял девять лет, и это были весьма непростые годы в его жизни. Многие лесопилки и заводы, что десятилетиями служили фундаментом экономики Ла-Кросса, закрылись, вместо них в городе стали открываться медицинские клиники — по плану нового мэра города, Ла-Кросс должен был стать медицинским центром всего штата. И чем больше становилось в городе врачей и их пациентов, тем большим консерватором становился епископ Берк. Он призывал запретить аборты и гомосексуальные браки, предавал анафеме демократов, называя их «партией грешников и мертвецов» — и это при том, что штат Висконсин до самого избрания Трампа считался вотчиной Демпартии.
В конце концов, его по заслугам оценили в Риме, и в 2003 году он получил новое назначение — Берк стал епископом Сент-Луиса, самой многочисленной католической епархии в США.
Через пять лет он пошёл на повышение уже в Ватикан — Папа Бенедикт XVI назначил Берка членом своего юридического отдела — Папского совета по интерпретации законодательных текстов. Следом он был повышен до префекта Верховного трибунала Апостольской сигнатуры — Берк стал первым в истории не-европейцем, кому папа римский доверил вершить церковный суд по всем вопросам, в том числе и судить европейских кардиналов.
Вскоре он и сам был возведён в кардиналы, став одним из влиятельных людей в Римской курии.
Росту авторитета способствовало и открытие DHI — “Института человеческого достоинства», созданного на деньги американских спонсоров, среди которых был и
«Институт человеческого достоинства» стал своеобразным аналогом Министерства иностранных дел Ватикана для работы с Европарламентом и различными политическими движениями по всему миру. В принципе, использование таких подставных «институтов» является излюбленной тактикой Святого престола, который демонстративно не занимается ничем, кроме сугубо внутрицерковных дел, и даже Банк Ватикана, контролирующий практически все финансовые потоки Римско-католической церкви, формально является частной компанией, не имеющей никакого отношения к Римской курии.
Кардинала Берка даже называли одним из возможных преемников престарелого папы, как вдруг в 2013 году Бенедикт XVI «добровольно» ушёл в отставку, а новым папой стал Франциск — бывший кардинал Хорхе Марио Бергольо, который стал олицетворением новой Католической церкви — более открытой, демократичной и реформаторской.
Новый папа даже намекнул о готовности изменить позицию Церкви по отношению к абортам и сексуальным меньшинствам. В частности, папа Франциск заявил, что Католическая церковь должна просить гомосексуалистов о прощении за века жестокого обращения с ними:
— Нам, христианам, много о чём следует высказывать свои сожаления, есть много такого, за что нам нужно просить прощения, — сказал папа. — Вопрос состоит в следующем: кто мы такие, чтобы судить, если речь идёт о человеке, у которого есть добрая воля и который обращается к Богу?
Францисканцы против бенедиктинцев
Вскоре началась аппаратная война бенедиктинцев — то есть выдвиженцев Папы Бенедикта XVI — против францисканцев, людей нового папы.
В ноябре 2014 года Рэймонд Берк лишился всех своих постов. Его отправили в почётную отставку: он стал патроном мальтийских рыцарей — то есть Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты.
Что ж, как говорил в своё время кардинал Чезаре Борджиа, месть — это то блюдо, которое следует подавать холодным. И ответ кардинала Берка прозвучал лишь в ноябре прошлого года, когда он написал
Письмо касалось папского послания Amoris Laetitia («Радость любви»), в котором понтифик сделал ряд послаблений в особо острых вопросах, касающихся брака и сексуальных отношений вне брака. В частности, говоря о разводе в католической семье, папа призвал священников искать индивидуальный подход к каждому конкретному случаю и учитывать смягчающие обстоятельства.
«Разведённые верующие должны быть более интегрированы в христианские общины, — писал папа, — поскольку никто не может быть приговорён навсегда».
Но там, где либералы увидели революционный отказ Церкви от «устаревших» догм, кардинал Франциск увидел опасную ересь — ведь до сих пор Католическая церковь строила своё отношение к разведённым на основе слов из Евангелия: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует». Поэтому прежде люди, женившиеся на разведённых женщинах, у католиков не допускались до Святого причастия.
И кардинал Берк в довольно дипломатических объяснениях потребовал у папы объясниться: дескать, это просто заблуждение, основанное на желании создать себе дешёвую популярность в среде неверующих людей, или же понтифик сознательно подрывает основы Католической церкви?
Кардинала Берка поддержали и другие влиятельные отцы Церкви — открытое письмо папе подписали ещё трое кардиналов, лишившиеся своих постов в ходе «реформ» нового понтифика. Кардинал Карло Каффарра — бывший епископ Болоньи и бывший член Папского совета по делам семьи, который грозился предать анафеме всех чиновников, поддерживавших однополые браки. Кардинал Вальтер Брандмюллер, бывший председатель Папского комитета по историческим наукам. Кардинал Иоахим Майснер — бывший архиепископ Кёльна и старейший кардинал-священник.
Сам Рэймонд Берк заявил в
В переводе с языка ватиканской дипломатии это означает угрозу импичмента Папе Франциску — благо в долгой и богатой истории Римско-католической церкви можно сыскать немало примеров, как кардиналы «корректировали» неугодных понтификов. Так, первым папой, которого «ушли» в отставку, считается Григорий VII, которого ещё в XI веке кардиналы обвинили в ереси и коррупции и заставили оставить римскую кафедру.
Угрозу «бунта кардиналов» в Ватикане восприняли со всей серьёзностью: даже если кардиналам и не удастся организовать начало процедуры импичмента, бенедиктинцам будет вполне по силам весьма сильно испортить тот образ «нового лидера католического мира», что так усердно создают западные медиа.
И папа ответил кардиналам — но совсем не так, как могли бы рассчитывать почтенные отцы Церкви.
Презервативы как улика
На Walking street в центре Янгона лучше всего приходить в сумерках, когда в каждом доме открываются бары и подпольные бордели для белых туристов. И хотя официально проституции в Мьянме не существует, в Янгоне можно без проблем найти девушек на любой вкус — в центре бара или кабаре обычно располагается подиум, на котором и стоят девушки в купальниках. У каждой на шее висит штук пять-шесть разных ламинированных карточек — это разрешения на работу, медицинские справки, карточки с именем и ценой.
Богатые белые пенсионеры, приезжающие в Мьянму, предпочитают покупать по две-три девочки на пару недель сразу — это и дешевле, и никаких презервативов не надо. Тем более что в Мьянме (или Бирме) со средствами контрацепции очень плохо.
Возможно, именно из-за этого Мьянма с 60-миллионным населением уже много лет входит в число мировых лидеров по уровню и темпам распространения ВИЧ-инфекции. По данным Национального центра по борьбе с ВИЧ, открытого в Янгоне на частные пожертвования, в столице СПИДом больны уже 240 тысяч человек. Половина из них остаётся без лечения, а около 18 тысяч человек ежегодно умирают.
Одним из международных доноров Центра по борьбе с ВИЧ и является Мальтийский орден. Впрочем, волонтёры организации Malteser International обратили своё внимание на ситуацию в Мьянме ещё раньше — в начале 2000-х годов, когда они стали раздавать местным «жрицам любви» презервативы, чтобы научить их беречь себя от заразы.
Причём волонтёры-мальтийцы, работавшие по линии UNAIDS (UNAIDS — это Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД), своей благотворительности ничуть не стеснялись и пунктуально отмечали количество розданных средств контрацепции в своих отчётах, которые они пересылали в Рим.
И вот эти отчёты попали в распоряжение некоего «католического исследовательского института» Lepanto Institute, глава которого — некий католический активист Майкл Хайборн из штата Вирджиния —
Голос никому доселе не известного активиста Хайборна был тут же услышан за океаном — в Риме и в Мальтийском ордене разгорелся нешуточный скандал.
«Мальтийский инцидент»
По официальной версии, события развивались так. Разгневанный кардинал Рэймонд Берк вызывает на ковёр великого магистра ордена Мэтью Фестинга и требует принять меры. Тот вызывает великого канцлера Альбрехта фон Безелагера и требует добровольно уйти в отставку, покаявшись в раздаче презервативов.
Но Безелагер, отдавший ордену большую часть жизни, отказывается куда-либо уходить, что, впрочем, ничего не меняет — Фестинг отправляет его в отставку.
И через несколько дней происходит невероятное: в «презервативный инцидент» вдруг вмешивается сам Папа Франциск, постановивший создать специальную комиссию по расследованию «мальтийского инцидента».
Но надо знать сэра Мэтью Фестинга — британского аристократа до мозга костей, ведущего свой род от самого святого Адриана Фортескью, рыцаря Мальтийского ордена, замученного в XVI веке по приказу английского короля. Сын фельдмаршала Фрэнсиса Фестинга, начальника имперского Генерального штаба Великобритании с 1958 по 1961 год, он и сам стал военным, дослужившись до чина полковника и заместителя командующего Королевского полка фузилеров, принимавших участие в войне за Мальдивские острова против Аргентины.
А теперь, представьте себе: им командует этот выскочка из той самой Аргентины.
И Франциск получает холодный ответ: руководство суверенного военного гостеприимного ордена (упор на слове «суверенный») отказывается признавать полномочия папской комиссии.
Реакция Святого престола была жёсткой: 24 января этого года состоялась аудиенция у понтифика, после которой в отставку был отправлен уже сам великий магистр.
Кстати, это всего лишь второй случай отставки великого магистра с поста, который в Мальтийском ордене является пожизненным. Прежде это случилось лишь в 1798 году, когда был низложен Фердинанд Гомеш, сдавший Мальту Наполеону, — после этого «бездомный» Мальтийский орден временно переехал в Россию, отдав титул великого магистра императору Павлу I.
Но одной отставкой великого магистра дело не закончилось: для контроля за дальнейшими событиями в ордене папа Франциск уже в начале февраля назначил своего специального представителя, архиепископа Джованни Анджело Беччу. И это вывело «мальтийский инцидент» на совершенно иной, куда более серьёзный уровень: папское назначение совершенно недвусмысленно ставит под вопрос полномочия кардинала Рэймонда Берка, имевшего статус патрона Мальтийского ордена.
И, как считают некоторые католические медиа, вопрос с отставкой Берка
Интересен и другой аспект «мальтийского инцидента»: назначая монсеньора Беччу, который, между прочим, является заместителем госсекретаря Святого престола по общим делам, понтифик напутствовал его «очистить орден от всех, кому не по пути с Церковью».
Мировые медиа тут же запестрели заголовками, что папа, дескать, поручил гнать недобитых масонов и иллюминатов, будто бы окопавшихся в ордене. Однако, как можно предположить, речь идёт о приближённых Рэймонда Берка — в частности, о рыцаре ордена Эрнсте фон Фрайбурге, который год назад ушёл в отставку с поста президента Банка Ватикана (формально банк называется «Институт религиозных дел IOR»).
Летом 2013 года Банк Ватикана потряс скандал: итальянские газеты обвинили прелата Нунция Скарано, высокопоставленного чиновника из Администрации имущества Ватикана, в отмывании денег через Банк Ватикана, в том, что он возил в Швейцарию самолёты, набитые деньгами. В газетах прелату даже дали прозвище «Монсеньор 500» — дескать, у него в карманах водятся только купюры в 500 евро.
В итоге Скарано ушёл в отставку, а вскоре выяснилось, что вся шумиха вокруг Банка Ватикана была поднята францисканцами для прикрытия смены руководства Банка Ватикана. И хотя большая часть финансовых нарушений оказалась выдумкой, в ходе ревизии выяснилось, что Эрнст фон Фрайбург вёл некоторые счета Мальтийского ордена, на которых скапливались деньги частных спонсоров. Назывались даже рекордные суммы — писали о некоем завещанном ордену трасте в 120 млн швейцарских франков.
И перед монсеньором Беччу поставлена конкретная задача: вернуть деньги спонсоров в лоно Церкви.
Вашингтон готов капитулировать?
Между тем в администрации США уже запросили мира. Так,
И такая позиция понятна: у Дональда Трампа уже нет сил, чтобы вести войны на всех фронтах одновременно.
Но Ватикан пока по-прежнему продолжает наносить удары по имиджу Трампа. На прошлой неделе Франциск посетил Форум коренных народов, проходивший в Риме, на котором понтифик неожиданно для Вашингтона выразил свою поддержку американским индейцам племени сиу, выступающим против строительства нефтепровода Dakota Access, который должен был соединить нефтяные месторождения Северной Дакоты и промышленный Иллинойс. Однако планы строительства натолкнулись на протесты индейцев: нефтепровод проходил по дну озера Оахе, священного для индейцев.
Буквально перед самой отставкой президент Обама наложил запрет на строительство нефтепровода, который действовал не более двух недель: Дональд Трамп отменил это решение в первые же дни после инаугурации. Теперь же индейцы собираются с оружием в руках отстаивать своё озеро, а папа римский фактически благословил их на священную войну, подчеркнув в своей речи, что коренные народы имеют право защищать их «унаследованные отношения с землёй».
Одновременно Франциск диктует свои условия для примирения. Так, в Ватикане уже подтвердили, что папа Франциск будет рад устроить Дональду Трампу аудиенцию в мае этого года — в ходе визита американского лидера в Италию на саммит «Большой семёрки». Правда, до этого, как намекнули в Ватикане, необходимо утвердить посла США при Святом престоле. Дело в том, что президент Трамп, ещё, видимо, не определившись с тем, какую тактику ему выбрать против папы, до сих пор медлит и с назначением посла в Ватикан…
В списке несколько имён, причём эксперты называют наиболее вероятными кандидатами Каллисту Гингрич, жену Ньюта Гингрича, бывшего спикера Палаты представителей США, и финансиста Уильяма Симона, но, по информации сайта
Интересно, что сейчас у Трампа и «железного Арни» не самые лучшие отношения. Не так давно Шварценеггер заменил Трампа в роли ведущего реалити-шоу «Подмастерье» на американском телеканале NBC.
Трамп остался очень недоволен заменой:
— Рейтинги шоу посыпались, — жаловался он в «Твиттере». — Арнольд Шварценеггер очень скверно справлялся со своими обязанностями на посту губернатора Калифорнии, но ещё хуже себя он показал в «Подмастерье». Но он хотя бы старался…
В ответ
Правда, тут же сделал и примирительный пост: «Дональд, мы друзья, а не враги!»
Письмо Папы Франциска, похоже, является своеобразным продолжением этого «батла»: дескать, у Шварценеггера в политике действительно куда больше шансов.
Похоже, папа ожидает от Трампа полной капитуляции.
Добавить комментарий