Достоевский — особое словцо о славянах. Чем великие платили за свою гениальность. Интересные истории и факты из жизни выдающихся писателей
Достоевский — особое словцо о славянах
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!
М.А. Булгаков — Мастер и Маргарита ©
Кому-то это вероятно покажется наивным и банальным, но я вдруг для себя открыл Достоевского-журналиста, Достоевского-аналитика. Признаться, к фигуре писателя я всегда относился без особого пиетета. Школьная программа, в мое время по крайней мере, слишком уж зацикливалась на разоблачительной роли Федора Михайловича, все эти чуждые советскому школьнику проблемы и мучения Раскольникова, и такой в целом сугубо мрачный подход у описанию действительности, настраивали скорее на критическое восприятие, а рассуждения о загадочной русской душе вели к неотвратимому отторжению творчества писателя как невыносимому образчику занудства.
Наткнувшись, в большей мера случайно чем осознанно, на его «Дневник писателя», я вдруг выяснил, что Достоевский был одним из первых успешных русских блоггеров, и писал умнейшие вещи, которые — вот уж банальность так банальность — до сих пор актуальны. Язык, конечно, для современников слегка тяжеловат, и его отсылки человеку не искушенному в истории и литературе не всегда понятны, но вот небольшой отрывок, который настолько попадает в современность, что просто Ванга отдыхает. Итак, Ф.М. Достоевский — Дневник писателя (ежемесячное издание), ноябрь 1877 года.
Одно особое словцо о славянах, которое давно хотелось сказать (отрывки)
…по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, — не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что всё точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, — у них характер в этом смысле как у всех, — а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут…
…Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени»…
…выставят как политическую, а потом и научную истину, что не будь во все эти сто лет освободительницы-России, так они бы давным-давно сами сумели освободиться от турок, своею доблестью или помощию Европы, которая, опять-таки не будь на свете России, не только бы не имела ничего против их освобождения, но и сама освободила бы их. Это хитрое учение наверно существует у них уже и теперь, а впоследствии оно неминуемо разовьется у них в научную и политическую аксиому. Мало того, даже о турках станут говорить с большим уважением, чем об России. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению…
…Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия — страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать…
…России надо серьезно приготовиться к тому, что все эти освобожденные славяне с упоением ринутся в Европу, до потери личности своей заразятся европейскими формами, политическими и социальными, и таким образом должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества…
…Во-первых, у России, как нам всем известно, и мысли не будет, и быть не должно никогда, чтобы расширить насчет славян свою территорию, присоединить их к себе политически, наделать из их земель губерний и проч. Все славяне подозревают Россию в этом стремлении даже теперь, равно как и вся Европа, и будут подозревать еще сто лет вперед…
…конечно, есть разные ученые и поэтические даже воззрения и теперь в среде многих русских. Эти русские ждут, что новые, освобожденные и воскресшие в новую жизнь славянские народности с того и начнут, что прильнут к России, как к родной матери и освободительнице, и что несомненно и в самом скором времени привнесут много новых и еще не слыханных элементов в русскую жизнь, расширят славянство России, душу России, повлияют даже на русский язык, литературу, творчество, обогатят Россию духовно и укажут ей новые горизонты. Признаюсь, мне всегда казалось это у нас лишь учеными увлечениями; правда же в том, что, конечно, что-нибудь произойдет в этом роде несомненно, но не ранее ста, например, лет, а пока, и, может быть, еще целый век, России вовсе нечего будет брать у славян ни из идей их, ни из литературы, и чтоб учить нас, все они страшно не доросли. Напротив, весь этот век, может быть, придется России бороться с ограниченностью и упорством славян, с их дурными привычками, с их несомненной и близкой изменой славянству ради европейских форм политического и социального устройства, на которые они жадно накинутся…
…После разрешения Славянского вопроса России, очевидно, предстоит окончательное разрешение Восточного вопроса. Долго еще не поймут теперешние славяне, что такое Восточный вопрос! Да и славянского единения в братстве и согласии они не поймут тоже очень долго. Объяснять им это беспрерывно, делом и великим примером будет всегдашней задачей России впредь…
Ну и решение Федор Михайлович, как настоящий публицист, предлагает конечно тоже, причем глобальное, мировоззренческое, можно сказать стратегическое:
…Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут… Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь всегда перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества…
Это только небольшая часть, на злобу дня так сказать, кто захочет почитать сам, источник я указал: Ф.М. Достоевский — Дневник писателя
Чем великие платили за свою гениальность
Гениальность часто соседствует с безумием, и порой трудно найти ту грань, которая отделяет талантливое произведение искусства или революционное научное открытие от сумасшедших идей, продиктованных болезненным воображением. Многие гениальные ученые, композиторы, писатели, художники страдали психическими расстройствами , которые, тем не менее, не мешали им совершать открытия и создавать шедевры. Чем же приходилось платить за собственную гениальность Ньютону, Амперу, Ницше, Свифту, Шуману и другим великим?
Енох Симен-младший. Портрет сэра Исаака Ньютона, около 1726
Согласно исследованиям психологов, у подавляющего большинства выдающихся личностей, оставивших значительный след в истории человечества, наблюдались симптомы различных психических заболеваний. Некоторым ученым это дает повод утверждать, что гениальность – это одна из форм помешательства.
Енох Симен-младший. Исаак Ньютон, 1726
Исаак Ньютон, автор закона всемирного тяготения, страдал апрозексией – полным выпадением внимания. Однажды он хотел сварить яйцо и взял часы, чтобы следить за временем. Спустя несколько минут он обнаружил, что варит часы и держит в руках яйцо. Он часто забывал о том, что поел, и недоумевал, кто же съел его обед. Как-то он забыл погасить свечу, уходя из дома, в результате случился пожар, уничтоживший почти все его рукописи. Некоторые исследователи полагают, что это были проявления аутизма: Ньютон часто замыкался в себе, забывал принимать пищу, повторял одни и те же фразы в диалоге и т.д.
Андре-Мари Ампер
Знаменитый французский физик, один из основателей электродинамики Андре-Мари Ампер страдал лакунарной дименцией – особой формой слабоумия, для которой характерны нарушения памяти и внимания. Однажды, уходя из дома, он оставил записку на двери: «Хозяин будет дома только вечером». Вернувшись днем, он прочитал это послание и ушел бродить до вечера – ждать возвращения хозяина.
Джонатан Свифт
Выдающийся писатель Джонатан Свифт, автор «Путешествий Гулливера», страдал болезнью Альцгеймера. У него были провалы памяти, головокружения, он часто терял ориентацию в пространстве и не узнавал людей, переставал понимать смысл речи собеседника. В результате это привело к полному слабоумию.
Роберт Шуман
Великий немецкий композитор Роберт Шуман с 24 лет страдал приступами помешательства – его мучили галлюцинации, он видел звуки, которые складывались в аккорды, слышал, как разговаривают предметы. Свои дни он окончил в психиатрической клинике.
Gustav Zerner. Роберт Шуман
Фридрих Ницше. Фото, 1875
Фридрих Ницше был болен ядерной мозаичной шизофренией – редким расстройством, симптомами которого были мания величия, помутнение рассудка, сильные головные боли. Последние 11 лет своей жизни великий философ провел в специализированной лечебнице.
Гениальные безумцы Фридрих Ницше и Роберт Шуман
Фридрих Ницше
Интересные истории и факты из жизни выдающихся писателей
Мы читали их произведения, знаем многое об их биографиях, но как насчет того, чтобы познакомиться с несколькими забавными, интересными и смешными случаями из жизни выдающихся мастеров слова?
Добавить комментарий