— Олег меня звал за собой, но я остался. Я хотел сохранить «Современник» и стал в нем директором, никогда не претендуя на роль худрука или главного режиссера. Кстати, после своего ухода Олег как-то появился на коллегии, которая в то время коллективно руководила «Современником», — Волчек, Евстигнеев, я, Толмачева, Кваша, Мягков. Пришел и вдруг заявил: «Вы тут беседуете, а вот Лелик уже дал согласие, чтобы сесть на мое место — главного режиссера».
Я был возмущен этой неправдой и потащил его в горком, из которого и «росли уши» этой сплетни. Там Олегу подтвердили, что его обманули. А потом Ефремов переманил во МХАТ Евстигнеева, что было огромной потерей для «Современника»… В общем, было время, когда мы с Олегом не разговаривали — почти два года. Не обнялись даже на похоронах нашего учителя Василия Топоркова. Хотя за нами стоял Сергей Бондарчук и шептал, что мы два идиота, раз не хотим помириться. Но потом Олег пришел на юбилей спектакля «Всегда в продаже». Зашел ко мне в кабинет, попросил прощения за содеянное. Мы обнялись, расплакались…
— История «Современника» — настоящая легенда. И вы из тех, кто стоял у самых истоков…
— Этот театр возник не как обычно — сверху, а снизу, как добровольное объединение вокруг Олега Ефремова молодых единомышленников, мечтавших о новом, гражданственном театре. И пару лет не имел официального признания. Репетировали мы в основном по ночам. У нас было коллективное правление — Ефремов, я (на меня возложили организационные вопросы, хотя я и был самым молодым), Волчек, Кваша, Сергачев, Толмачева. Вначале студия существовала при МХАТе, и нам два раза в неделю давали играть на сцене его филиала (сейчас там Театр Наций, который возглавляет мой ученик
Но через год партбюро МХАТа вынесло постановление, что благородно дает молодежи полную свободу. На практике это означало, что нас выгоняют из дома, лишают сцены. Старшее поколение мхатовских «первачей» увидело в студии Ефремова опасных «гробокопателей». Кстати, когда лет двадцать назад сэр
Так вот, студия Ефремова стала бездомной. Выступали, где могли договориться. Помню, показывали на сцене Театра Маяковского «Пять вечеров» (главные роли были у Ефремова и Толмачевой, а мы с Ниной Дорошиной играли молодую влюбленную пару). Дело было летом, во время спектакля пошел сильный дождь, и потоки воды хлынули сквозь прохудившуюся крышу на сцену. Толмачева даже поскользнулась и шлепнулась в лужу! Со временем мы нашли приют в гостинице «Советская» (нынче там обитает театр «Ромэн»). И только через несколько лет «Современник» получил постоянный дом. С нашим существованием наконец смирились…
Добавить комментарий