Гала, женщина-праздник: русская муза Сальвадора Дали. Интересные факты из жизни Гоголя
Гала, женщина-праздник: русская муза Сальвадора Дали
Сальвадор Дали. Слева — Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело. Справа — Мадонна Порт-Льигата
О русском периоде жизни Гала известно довольно мало – возможно, потому что она предпочитала скрывать некоторые факты своей биографии. Она родилась в Казани, получила хорошее образование – училась в одной из лучших московских гимназий. Отлично разбиралась в искусстве, свободно говорила на французском и немецком языках. В 1912 г. ее отправили в Швейцарию для лечения туберкулеза. Там она познакомилась с французским поэтом Полем Элюаром, влюбилась в него, а четыре года спустя уехала к нему в Париж.
Гала и Дали
Скандалы и мистификации были неотъемлемым атрибутом ее жизни. Некоторые исследователи утверждают, что Гала никогда не жила в Казани, неизвестно, кто был ее настоящим отцом – то ли чиновник Иван Дьяконов, то ли московский адвокат Дмитрий Гомберг. У нее было несколько имен: отец называл ее Лена, а старшие братья и мать предпочитали называть ее Галей. Сальвадор Дали называл ее Гала, с ударением на последний слог, в переводе с французского – «праздник». И она действительно была для него праздником: и матерью, и любовницей, и другом, и источником вдохновения, и даже личным пиар-менеджером.
Елена Дьяконова, она же Гала
На тот момент, когда Сальвадор Дали встретил Гала, у нее был муж и множество любовников, к тому же она была старше его на десять лет. Но его это не остановило. Дали утверждал, что узнал в ней тех русских девушек, которых когда-то видел во снах. Гала сказала, что ее первый муж, Поль Элюар – талант, а Сальвадор Дали – гений. И ушла к нему не раздумывая.
Гала и Дали
«Гала пронзила меня, словно меч, направленный Провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указывающий, что мы никогда не должны сдаваться, – писал Сальвадор Дали. – Самое главное на свете – это Гала и Дали. Потом один Дали. А на третьем месте – все остальные. Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо, и даже больше денег».
Художник и его муза
Гала и ДалиЖурналист Фрэнк Уитфорд писал: «Беспомощный в бытовом плане, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-чума».
Гала и Дали
Прожив вместе с 1929 г., Дали и Гала зарегистрировали брак в 1934 г., а обвенчались только в 1958 г., после смерти ее первого мужа. Они много путешествовали и в каждой стране повторяли процедуру бракосочетания. При этом у них всегда были свободные отношения. Дали писал: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».
Гала и Дали
Интересные факты из жизни Гоголя
Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову — министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений — повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова.
Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии, и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».
Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным.
Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.
Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.
Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.
Добавить комментарий