Арест сахалинского губернатора Александра Хорошавина беспрецедентен не по факту, что он состоялся, а, скорей, по тому, что следователи официально объявили найденным по итогам обысков дома у губернатора . А это не мало: практически миллиард рублей наличными, 800 дорогостоящих ювелирных украшений (одна только авторучка стоит 36 миллионов рублей). Помимо этого, за Хорошавиным числиться две элитные квартиры в Москве и дача в Подмосковье (на ремонт и благоустройство которой губернатор потратил порядка 130 млн. рублей). На поприще государственного управления каких-либо свершений за ним замечено не было, единственное, что ставиться ему в заслугу — это налаживание отчётности муниципальных образований по социальному обеспечению, «создание комфортных условий для среднего и малого бизнеса». Судя по рейтингу, за 8 лет Сахалин под руководством Хорошавина не смог совершить каких-либо особых прорывов и это при постоянном профиците регионального бюджета.
Теперь перейдём к разбору полётов.
Начнём с саммита АТЭС-2012. Это второй по затратности проект, который начал реализовываться при Владимире Путине. Общие затраты на его подготовку (объекты собственно АТЭС и инфраструктура) составили порядка 700 млрд. рублей. Стройку сопровождали постоянные скандалы, касающиеся, как качества возводимых объектов, так и задержек в строительстве, которые достигали 8 месяцев. Всё это закончилось, естественно, грандиозным скандалом: арестом заместителя министра регионального развития Романа Попова по обвинению в хищении более 90 миллионов рублей, а также заявлением Счётной палаты, что в ходе подготовки к АТЭС-2012 было выявлено нарушений на 15 млрд. рублей. Зачем обращаться к столь давним временам? Дело в том, что стройку к АТЭС-2012 можно назвать одной из масштабных проб пера для братьев Магомедовых. После Большого театра это был крупнейший их проект. Они также засветились на сочинской стройке, и там с их именами также связаны скандалы. Точнее, с именем их двоюродного брата Ахмеда Билалова. Злые языки поговаривают, что братья Магомедовы являются ни много, ни мало, а «кошельками» Медведева, читай, тех структур, которые принято называть «либералами».
Что можно сказать про этих братьев? Рулевой у них — старший брат Магомед Магомедов, 1967 г.р.. Младший брат — Зиявудин Магомедов, 1968 г.р.. Уроженцы Дагестана. Оба закончили МГУ им. Ломоносова и обоим невероятным образом везло на коммерческом поприще. Старший брат уже в 1994 году (27 лет) стал финансовым директором АОЗТ «Интерфинанс», который он организовал (в 1993 году) на паях с Зиявудином, с Билаловым и Михаилом Акодисом (из «Империала») и эта компания занималась облигациями внутреннего валютного займа таких компаний, как «Зарубежнефть», «Техмашимпорт» и т.д. Стоит отметить, что Зиявудин в свои студенческие годы уже успел побывать заместителем директора в крупной внешнеэкономической ассоциации «Интерагро» Ивана Кивелиди, известного тогда банкира, считавшегося одним из богатейших людей своего времени, президента объединения «Круглый стол бизнеса России» (в 1995 году Иван Кивелди был убит). Братья к 1995 году заработали в АОЗТ «Интерфинанс» уже достаточно денег для покупки доли в банке «Диамант». Кстати говоря, совладельцами Интерфинанса вместе с Магомедовыми и Билаловым было несколько компаний, среди которых можно выделить компанию Алроса, а совладельцами в банке «Диамант» были банк «Империал», председателем совета директоров которого в то время был Рэм Вяхирев и банк «Российский кредит», созданный в 1991 году экс-премьером Грузии Борисом Иванишвили. Хорошая компания. Интересные контакты были у братьев из российской глубинки. Абсолютно без каких-либо связей (мама — учитель, папа — хирург).
Злые языки опять же утверждают, что банк «Диамант» был одним из заметных игроков на рынке обналички, за что и поплатился отзывом лицензии со стороны ЦБ России в 2001 году. Помимо этого, с данным банком связан Алексей Френкель (в 1994-1995 гг. председатель правления «Диаманта»), признанный виновным в заказном убийстве первого зампреда ЦБ России в 2006 году. У возглавляемого им в то время банка «ВИП-банк» ЦБ России также отозвал лицензию за обналичку.
Далее завистники утверждают, что при участии фирм старшего из братьев Магомедовых «Алькорт» и «Венор» в конце 90-ых годов в Смоленской области исчезло порядка 300 млн. рублей (с поправкой на официальную инфляцию на сегодняшний день это чуть более миллиарда рублей), которые были выделены на строительство платной дороги Москва-Минск. В 1995-97 гг. братья начинают сотрудничество с банком «Гарант», где председателем правления был Сергей Кириенко, который в последствии стал главой компании «Норси-Ойл», активно сотрудничающей с «Диамантом» в нефтяном бизнесе (по мутным вексельным схемам). После ухода Кириенко, компанию возглавляет Дмитрий Савельев (хороший знакомый Кириенко) и братья Магомедовы продолжают активно работать с «Норси-Ойл». Этот же Савельев с 1998 года возглавляет государственную компанию «Транснефть». Именно с этой компанией в дальнейшем каким-то непостижимым образом связан взлёт братьев Магомедовых. Из бизнесменов средней руки они становятся совладельцами крупнейшего российского логистического комплекса — порта Приморск. В начале 2000-ых гг. им уже принадлежало 50% в компании — операторе и владельце двух из четырех терминалов Приморского торгового порта. Причём с 2002 года старший брат Магомед Магомедов уходит в Совет Федерации от той же Смоленской области, где в своё время его компании уже не очень хорошо (по слухам) засветилась. Совместным же бизнесом начинает управлять младший брат Зиявудин Магомедов.
В общем, братья с начала 90-ых годов шли к успеху, и пусть очень злые и завистливые языки утверждают, что братья в конце 90-ых-середине 2000-ых были связаны с дагестанской мафией и только поэтому им так везло, но в 2010 году братья отстояли своё честное имя в суде.
Закончить вступление про становление невероятно удачливых братьев Магомедовых хочется информацией про то, что младший из них учился в университете вместе с Аркадием Дворковичем и до сих пор поддерживают с ним отношения. Ну а старшего в 2009 году предлагали Президенту России в качестве кандидата на пост главы Дагестана.
Сегодня «Группа Сумма» представляет собой диверсифицированный холдинг, доход которого за 2012 год (более свежих данных найти не удалось) составил порядка $10 млрд. долларов. На начало 2012 года они были исполнителями государственных контрактов на сумму примерно в 230 млрд. рублей. Причём, значительная часть приходится на времена президентства Медведева. Помимо этого, «Группа Сумма» владеет 25% Новороссийского морского порта, а через него также управляет Приморским портом — который называют нефтяными воротами России -, через FESCO компания братьев владеет Владивостокским торговым портом. Таким образом, практически все лакомые торговые порты России контролируются братьям. Помимо этого, FESCO владеет 24,1% акций крупнейшей российской компании-оператора контейнерных перевозок «Трансконтейнер». Но на самом деле, братья мечтали о приобретении 50%+1 акций данного оператора, чтобы создать крупнейшую логистическую компанию на территории России, что в совокупности с владением портами на Балтике, Чёрном море и на Дальнем Востоке делает «Группу Сумма» фактически монополистом по перевозкам в данных направлениях. Помните идею про новый Великий Шелковый путь? Вот одни из основных претендентов на получение максимальной прибыли от данного проекта. Но не получилось. На пути Магомедовых («либералов») встал Якунин («силовики»). Он проллобировал идею о том, что Трансконтейнер должен остаться в руках государства. И именно эта идея победила, таким образом, братья Магомедовы оказались за бортом, но это не значит, что они сдались, ведь борьба идёт не собственно за Трансконтейнер, а за будущий контроль над перевозками из Азии в Европу. Это фантастические деньги. С таким ресурсами можно будет переформатировать политический Олимп в России, вытеснив с него «силовиков». Зиявудин Магомедов продолжил борьбу за Трансконтейнер с РЖД, как в рамках закона, так и в рамках политики, «отправив в отставку Якунина«. Причем информация об отставке Якунина странным образом совпала с заявлением Путина о выделении РЖД 260 млрд. рублей для модернизации Транссиба и Строительства скоростного участка железной дороги Москва-Казань. Можно не сомневаться, что с этого пирога братьям не достанется ни копейки. Единственный раз, когда они смогли выиграть тендер на постройку железной дороги — это конец 2011 года. Участок Кызыл-Курагино, где Магомедовы обошли Ротенберга, хоть и затребовали больше денег и времени на строительство, чем их конкурент. И государственный ресурс тут абсолютно ни при чём.
На сегодня братья Магомедовы контролируют 70% экспорта нефти, два крупнейших экспортных зерновых терминала и владеют 50% минус 1 акция «Объединенной зерновой компании» (пятый по величине экспортер зерна и заведует госрезервами зерна). В 2011 году группа получила лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которые дают право на сооружение и эксплуатацию блоков атомных станций. Если вспомнить, что с Кириенко у Магомедовых уже был период очень плодотворного сотрудничества, то они вполне могут его и возобновить. Из зарубежных активов Магомедовым принадлежит оператор проекта по строительству нефтяного терминала в порту Роттердама. В общем, круг интересов у компании братьев Магомедовых гигантский и всё расширяется и при этом вся деятельность компании «Группа Сумма» абсолютно непрозрачна.
Таким образом, противостояние между «либералами» и «силовиками» перешло в более или менее открытую фазу в 2013 году, когда компания братьев достаточно окрепла.
Причём обострение произошло по всем фронтам: в феврале 2013 года Путин прилюдно раскритиковал Ахмеда Билалова за срыв сроков на сочинской стройке. И пусть официально за всё отвечал не Ахмед, а его родной брат Магомед Билалов, подобной критикой Владимир Путин показал, что он в курсе, кто от братьев Магомедовых реально контролирует финансовые потоки на сочинской стройке. Намёк был более, чем прозрачен. Причём эта критика была осуществлена практически сразу после назначения на пост президента Дагестана Рамазана Абдулатипова (видимо, его назначение стало неким компромиссом, уравновешенным уголовным делом против Билалова), который является представителем аварского клана, к которому также относятся братья Магомедовы. В пользу того, что Абдулатипов является ставленником братьев говорит тот факт, что после его прихода к власти, практически ото всех дел в Дагестане был «отодвинут» Сулейман Керимов. И практически всё перешло под контроль «Группа Сумма» и новая власть благоволила им практически по всем вопросам. Единственное, что пока не удалось сделать братьям — это взять под свой контроль Махачкалинский порт, хотя аэропорт Махачкалы у Сулеймана Керимова они практически перевели под свой контроль. С одной стороны, вполне разумно, что логистическая компания интересуется морским портом Дагестана через который происходит перекачка каспийской нефти.
Но злые языки утверждают, что сегодня Дагестан стал одним из основных перевалочных пунктов по транзиту наркотиков из Афганистана в Европу. И очень много скандалов связано с транзитом наркотиков через порт Роттердама и порт Новороссийска. В эту схему логично укладывается контроль над портом Махачкалы, который позволит уменьшить количество стран-транзитеров. Над портом Новороссийска контроль уже есть, над оператором, работающим в Роттердаме контроль тоже есть. Количество возможных транзитеров ещё меньше, соответственно, прибыль ещё выше. Именно над этой схемой, как говорят злые сплетники, и работают братья Магомедовы, а помогает им в этом экс-глава ФСКН Виктор Черкесов, который, судя по всему, именно из-за своих мутных схем и попал в опалу к Путину. (кстати говоря, жена Черкесова является одним из учредителей новостного агентства «Росбалт», которое отличается крайне отрицательным отношением к действующей власти). В схему взятия братьями под контроль наркотрафика через Дагестан, логично ложится арест мэра Махачкалы 2 июня 2013 года Саида Амирова, который на тот момент возглавлял самую влиятельную группу в Дагестане и, судя по всему, очень мешал Абдулатипову и Магомедовым. Ну а так как Саид Амиров был достаточно независим в своём поведении, возглавляя группу с ежегодными доходами в миллиарды рублей, то и Центр был не против его убрать. Получается, что Москва убрала в Дагестане очень опасного для себя человека, при этом все «репутационные» риски «повесла» на Абдулатипова и Магомедовых. Филигранная игра на грани. Фактически руками одних противников убрать других, уменьшив их общее число.
Теперь вернёмся к арестованному губернатору Сахалина Александру Хорошавину. Его полномочия в качестве губернатора региона были продлены в 2011 году действующим тогда президентом Дмитрием Медведевым. Вполне может оказаться, что продление оказалось, так сказать, не совсем на безвозмездной основе, и Хорошавин мог оказаться должен (с учётом того, что Сахалин от коррупционных скандалов трясло с 2009 года, но раскручивать губернатора стали только в 2014 году). А долг платежом красен.
Обратите внимание на размер взятки, которая вменяется Хорошавину: 5,5 миллионов долларов. По текущему курсу это порядка 350 миллионов рублей. За один раз. Суммируем с тем, что официально заявлено по изъятому в ходе обыска: 1 млрд. рублей наличными, 800 дорогостоящих ювелирных изделий (сориентируемся на 300-500 млн. рублей). Ремонт дачи в Подмосковье за 130 млн. рублей, пара элитных квартир в Москве (допустим, что затраты на них составили порядка 100-200 млн. рублей). Итого, в зависимости от фантазии, получаем сумму от 1,5 до 1,8 млрд. рублей. Не мало ли Хорошавин накопил за 8 лет при таких аппетитах? Да и хранение таких гигантских сумм наличности у себя дома…Обычно их хранят у кого-либо из помощников, которые, кстати, и ведут все «переговоры» по поводу взяток. И в случае чего отправляются в «командировку» в места не столь отдаленные вместо своих руководителей. Хорошавин же в стандартную схему не укладывается. Единственное логичное объяснение подобных несостыковок может заключаться только в том, что Хорошавин был сам не более, чем «на подхвате» у более могущественных людей. А выше губернатора только Правительство и Президент, причём Президента можно исключить по той причине, что операцию по задержанию Хорошавина проводили ФСБ и СКР, которые сегодня плотно контролируются президентской командой. Остаётся только Правительство…и на ум сразу приходят братья Магомедовы, которые активно «работают» на Дальнем Востоке с 2011 года (подготовка к АТЭС-2012). Хорошавин вполне мог быть «назначен» «кассиром» от братьев на Дальнем Востоке, получать, хранить и распределять деньги в этом непростом регионе. А если учесть информацию о грядущем создании Великого Шелкового пути и программ по развитию Дальнего Востока, то получаем сплошные лакомства, на которые братья не могли ни обратить внимание. И арест одного из людей, который мог представлять их интересы в столь сложном регионе, был вполне предсказуем, диктовавшийся логикой борьбы «силовиков» с «либералами». В это же противостояние логично ложится и убийство в центре Москвы Немцова выходцами с Чечни. Ведь не секрет, что Чечню и Кадырова можно назвать личными проектами Путина, а тут такой «плевок». Если бы убийцы были выходцами из Дагестана, то даже не возникало бы вопросов, в том, кто выгодополучатель. А так получается, что Путину одним убийством показали, что у его противников ни только есть зубы, чтобы отвечать, но и то, что у Президента, возможно, нет полного контроля над регионами, на которые он делает ставку во внутреннем противостоянии. Довольно грубый вызов, за которым практически сразу последовал ассиметричный удар по самому больному месту у «либералов» — кошельку. Причём этот удар был вполне в стиле Путина, который он продемонстрировал с Билаловым: удар в те места, где реально вращаются деньги, с посылом, что даже в самых потаёных местах от него никому не схорониться.
Если вышеприведенные предположения верны, а логика событий подсказывает, что такой вариант развития событий исключать нельзя, то тогда можно предположить, что противостояние «силовиков» и «либералов» начинает всё больше и больше разгораться, вследствие чего оно уже не может проходить также тихо под ковром, как раньше. И, судя по всему, это противостояние обратно спрятать уже не удастся и победитель у него будет только один. У каждой стороны есть свои козыри в рукаве, так что нас ждёт много интересных разоблачений в ближайшее время. Правда, одним из козырей у «либералов» является то, что они, как и их западные союзники, особо не стесняются в средствах для достижения своих целей, и в перечень этих средств может входить не только отстрел отдельных политиков, но и теракты в различных частях нашей страны. Поэтому, наблюдая происходящую схватку, не будем забывать и о своей личной безопасности и безопасности своих близких, ибо в рамках ведущегося противостояния — по итогам которого победитель получает Россию — возможно всё.
Добавить комментарий