Мудрый библейский царь Соломон сказал «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице”. Это очень ярко можно проследить на примере фавориток. Разными путями шли они к сердцам и власти: кто-то хитростью, раскованностью, умением себя подать, другие умом, образованностью, набожностью, третьи добротой и скромностью…
Сабли звенят, ружья заряжены… На поле битвы против друг друга стоят две армии. На одной стороне король Генрих IV Французский, на другой — герцог Фон Меркёр. Из источников 1597 г. известно, что эта борьба за господство в Бретани, которая никак не может завершиться. В этой безвыходной ситуации помогает только одно тайное французское оружие.
На сцену выходит Габриель д’Эстре. Красотка с белокурыми волосами — не просто фаворитка Генриха, но и великолепная дипломатка. Она приглашает супругу герцога в свой экипаж, и они не только находят общий язык, но и договариваются, что в будущем их дети поженятся. И это не единственный случай, когда «золотая Габриель» успешно проводит политику.
Генрих IV жалует ей красивый титул «официальной фаворитки его величества короля Франции». С таким титулом она имеет право быть выслушанной самим папой Римским. Знаком ее постоянного места в совете министров Генриха служила связка с золотыми ключами на шее. Габриель участвует в создании законов, встречает послов и играет значительную роль в окончании религиозной войны, развязавшейся между католиками и гугенотами с 1562 по 1598 г.
«Моя фаворитка стала блестящим оратором», — пишет с нескрываемой гордостью король. Габриель д’Эстре — одна из первых самостоятельных женщин, с которых началось великое время фавориток.
Естественно, у монархов и государственных мужей во все времена и раньше были возлюбленные, но только с XVI столетия эти отношения документально описаны. Изобретение печати привело к взрыву ликвидации безграмотности среди аристократии. Из подборки писем придворных и иностранных послов, из дневников, мемуаров и биографий открывается тайный смысл профессии придворных фавориток.
Нигде возлюбленные королей не занимали такой важной позиции как при Версальском дворе. С XVI по XVIII столетие место придворной фаворитки считается, чуть ли не должностью первого министра королевства. Любовница монарха имела претензии на титул, деньги на развлечения и ренту. Она влияла на жизнь при дворе и всячески способствовала развитию прекрасных искусств. А в некоторых случаях примешивала к этому активную политику.
Самая знаменитая из всех французских фавориток мадам де Помпадурцелых 19 лет была при Людовике XV неофициальной владычицей страны.
Она назначала министров и генералов в период семилетней войны. В 1753 г. маркиз д’Аргенсон пишет: «Фаворитка — это премьер-министр. Она очень деспотична, поскольку таких фавориток во Франции еще не было».
Возможно, во Франции она и была исключительным явлением, но у мадам Помпадур были знаменитые предшественницы. Мы охотно бы узнали о судьбе некоей Марозии, которая в 900 г. н.э. стала одной из самых властных женщин мира. Кроме того, что эта женщина делила постель с Папой римским Сергием III, мы знаем о ее жизни лишь незначительные подробности.
Женщиной влиятельного римского аристократа была ее мать Теодора. У них были общие дети, и им удалось приблизить дочь к папскому трону. 15-летней девочкой она стала любовницей Папы, который был на 30 лет ее старше. Она дарит ему сына, тоже Сергия. После смерти любовника Марозия делает все, чтобы укрепить свою власть и влияние.
В 928 г. она идет по стопам своей матери — называет себя «сенатрессой» — самой главной владычицей Рима. В первую очередь Марозия избавляется от папы Иоанна X, с которым давно хочет свести счеты, и наследником папы называет своего 20-летнего сына. Власть этой женщины подошла к концу, когда она бы ла лишена могущества вторым своим сыном и была отправлена в Эн гельсбург, где в 955 г. в возрасте 90 лет она узнает из вторых рук, что ее внук Октавиан тоже стал Папой.
Марозия не единственная женщина, которая стала жертвой своих амбиции. Во все времена жизнь фавориток была опасной, а вознаграждением за это была только склонность властителя. Возникали целые политические группировки против фавориток. Примером женщины, которая проиграла борьбу с такой коалицией, стала Анна-Констанция фон Козель — фаворитка курфюрста Саксонского Августа Сильного.
Графиня — импозантная красавица с напудренными белыми локонами, смелыми черными глазами и горячим темпераментом оплачивает целую армию шпионов, чтобы быть информированной о каждом шаге короля. Она не оставляет Августа даже на несколько минут.
Семь лет подряд Анна была самой властной персоной при дворе, участвовала во всех политических вопросах и рьяно защищала занятое место. Но для министров она стала вечной соринкой в глазу. Когда Августа в 1697 г. провозгласили королем Польши, пришло время сбросить с плеч этот тяжкий груз. Министры убедили короля обзавестись фавориткой-католичкой и тем самым избавиться от Анны-Констанции.
В Дрездене, когда фаворитка лежит распростертая на постели после рождения третьего ребенка, ее противники умело используют этот шанс. Они приводят на смотрины к королю в Варшаве молодую Марию- Магдалину фон Денхофф. Козель узнает об этом и бросается в путь, чтобы разобраться со своим Августом. Но у новой возлюбленной короля нет никакого желания вести разговор с Козель, поэтому Август перехватывает карету и отправляет бывшую возлюбленную под домашний арест.
Позже станет известно, что все это король делает под давлением. Тем временем 40-летняя Козель должна оставаться под арестом до конца дней еще 49 долгих лет.
Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 г. в Париже. Ее мать — дочь мясника видит в Жанне свое будущее и делает все, чтобы всячески этому способствовать. Жанна окончила школу при монастыре, брала уроки танцев и пения. Когда ей исполнилось 9 лет, пророчица предрекла, что она будет любовницей короля. С тех пор в семье ее начинают называть маленькой королевой.
Девочка живет вполне законными надеждами и вырастает красавицей. В 20 лет она находит себе хорошую партию, выходит замуж за аристократа и становится мадам Д’Этьёлль. У нее появляется двое детей, она открывает свой парижский салон. Но тщеславная Жанна в 24 года хочет большего — познакомиться с королем.
В Сенарском лесу, во время охоты Людовика XV ее мечты сбываются. Король замечает прекрасную незнакомку, которая по счастливой случайности оказывается там, где он убивает оленя. Сначала он ее видит в розовом платье и голубой карете, а на следующий день — в розовой карете и в голубой мантильи. Он приглашает Жанну на бал-маскарад, где хочет поближе с ней познакомиться под маской. Когда муж Жанны возвращается из долгого путешествия, она уже успевает обосноваться в Версале.
Антураж связи с фаворитками был настолько велик, что их стали описывать в книгах. Дофин и его сестра назвали новую фаворитку отца «маман – путан». Жанна быстро поняла, что она в акульей пасти Версаля. Самые ее тяжелые испытания: чтобы оставаться официальной фавориткой, ей нужно заменить королеву.
Но Жанна, между тем возведенная в дворянское достоинство под титулом маркизы де Помпадур идет по своему собственному пути, — вместо того, чтобы бесцеремонно обращаться с королевой, как раньше поступали возлюбленные монархов, она наоборот хочет получить признание и укрепить солидарность.
Для начала ей удается сподвигнуть Людовика на то, чтобы тот погасил огромные карточные долги королевы. Но деликатному выходу в свет способствовала ее обезоруживающая элегантность. Первой ее фразой, которую она сказала королеве Марии: «Мадам, у меня мучительное желание вам понравиться». После этого длится короткая беседа, и Помпадур без помощи слуг выходит прихватив свой шлейф. Она победила!
Несомненно, это была история большой любви, только смерть Жанны в 42 г. от туберкулеза стала концом их отношений с Людовиком XV. Она платила за свое положение высокую цену: ее расписание дня было похоже на расписание бизнесмена. Она не могла себе позволить более 5 — 6 часов сна в сутки.
Уже к утреннему туалету к ней наведывалось около 40 посланников и просителей. Затем была утренняя месса, завтрак с королем, охота, конференция, канцелярские дела, театральные постановки, в которых она сама принимала участие. А поздно вечером званый обед, где обсуждались вопросы войны и мира. А после полуночи Жанна принимала у себя монарха.
Эта часть «забот» — одна из самых тяжелых для нее. Она любит короля, но, по ее же собственному признанию в письме, — «от природы холодна». Поел нескольких лет безуспешных попыток лечения, у Помпадур, возникла, идея: в дворцовом парке она организует «Олений парк» — вид частного борделя, где молодые девушки могли доставить удовольствие королю. Надо сказать, популярность этого борделя была так велика, что по окончании времени его службы все девушки были щедро вознаграждены.
Французская революция завершила власть фавориток. Это случилось, когда прекрасная голова Жанны Дюбарри упала с гильотины.
Дюбарри была последовательницей Помпадур при Людовике XV. Король пожелал, чтобы после его смерти Жанна ушла в монастырь, но она не согласилась и осталась при дворе. Уже при Людовике XVI она жила, презираемая народом. Революция разрушила идеи любовницы, страх перед Богом возобладал.
Уже в XIX в. щекотливые, истории монархов стали достояние! газетчиков. Стали печатать статьи об их любовных похождениях и рисовать двусмысленные карикатуры, где толстые короли были изображены, с их похотливыми любовницами.
Так в Европе началось время неофициальных фавориток. Становятся популярны краткие, незначительные связи. Исключением из этого правила стали отношения между актрисой Катариной Шратт и австро-венгерским кайзером Францом-Иосифом, которые продержались целых 30 лет. Их связь была «тайной», в которую была посвящена императрица Сиси.
Сама она, таким образом, могла себя чувствовать независимой, потому что при консервативном австро-венгерском дворе все должны были играть свои роли, чтобы никто ничего не узнал. Шратт была для одинокого меланхоличного кайзера не только заботливой возлюбленной, но его любимейшей собеседницей. Когда оба проводили время в Бад-Шиле, каждое утро Франц-Иосиф совершал прогулку, в полном одиночестве к вилле Шратт, где Катарина уже ждала его со свежевыпеченными бабами.
Менее гармоничными были отношения между Людвигом I Баварским и Лолой Монтес, в которую он влюбился в 1846 г.
Ему к тому времени — уже 60, и его связи ранее были известные народу и правлению, но этот случай оказался совсем другим.
25-летняя Лола — южная красотка с волнистыми черными волосами — хотела влияния, титула и официального признания. Чтобы сохранить возлюбленную, король пытается угодить ей. Его Лолита строит себе дворец и приближает своих друзей ко двору короля. Но для народа она чужеземная проститутка, которая по улицам баварской столицы охотно разъезжает с плеткой.
Людвиг пытается причислить свою подругу к аристократам, но то, что было при дворе Короля- солнца простой формальностью, уже не признается при баварском дворе. Кабинет в знак протеста расходится, а перед дворцом любовницы устраивают бунт. Король, чтобы сохранить жизнь своей фаворитке, назначает новый либеральный кабинет.
В августе 1847 г. Лола Монтец становится графиней фон Ландсфельд, но эта пара просуществовала всего несколько месяцев. В начале 1848 г. дворец Лолы штурмовали огромные массы народа. В последний момент «баварская Помпадур» выезжает на карете в город, а королю ничего больше не остается, как отречься от престола.
В начале XX в. возникает идеал женитьбы по любви. Это означает, что мужчины, включая короля, должны быть верны своей жене. Официальная фаворитка исключена. Но когда при выборе супруги все равно надо следовать династическим правилам, могут случиться пикантные скандалы, вроде того, что произошел в английском доме Виндзоров.
Принц Чарльз в государственных интересах женился на женщине, которую он любил меньше, чем свою любовницу. В начале 90-х гг. игра «Камиллагейт» была раскрыта. Тем не менее эта драма современности нашла свой знаменитый «хэппи-энд». Хотя это и не первый случай.
Король Эдуард VIII отрекся от престола и женился на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон. В лондонском отеле «Ритц», когда лорды и леди сидели на ланче, прозвучало его отречение.
Среди обедающих была уже стареющая, но все еще привлекательная Элайз Кепкель, последняя возлюбленная короля Эдуарда VII. Она воскликнула на весь зал: «В мое время к подобным вещам относились лучше». И велела подать десерт… http://storyfiles.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html#more
Добавить комментарий